Слайд 1Формирование ценностей
Возможности педагога
Слайд 2Какое среди этих понятий главное?
Образование
Обучение
Воспитание
Развитие
Слайд 3Образование:
Процесс создания, порождения чего-то нового;
Формирование чего-либо согласно заданному образцу;
Нечто структурно сложное
(система)
Слайд 4
Развитие + обучение + воспитание внутри контекста ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание + обучение =
РАЗВИТИЕ
Способности и умения + ценностные ориентации = ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАННЫЙ
Слайд 5Что такое вос-питание?
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая
происходит в диалоге воспитателя и воспитанника, и эта актуализация имеет отношение к ним обоим.
Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Слайд 6Воспитание сегодня
Это работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой
и рефлексивной сферами, - т.е. со всем тем, что позволяет человеку осознавать, осмысливать и совершенствовать себя,
где главный критерий – внутреннее чувство любви (как бы поступила любовь? как по совести? как по душе? как поступить так, чтобы чувствовать себя внутреннее спокойным, уважающим себя, счастливым и достойным?)
Слайд 7Вопросы:
- Что такое ценности?
- Каковы пути и механизмы ценностного развития ребенка
и какова роль взрослого в этом процессе?
- Какие психолого-педагогические средства мы можем использовать для организации нашей работы с ценностями воспитанников?
Слайд 8
ЦЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Слайд 9ЦЕННОСТИ– это осознаваемые представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием
выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.
Слайд 11Психологические механизмы усвоения ценностей:
Усвоение типического опыта
Накопление личного опыта
Слайд 12Механизмы усвоения типического опыта:
Имитация
Идентификация
Чувство стыда
Чувство вины
Слайд 13Способы получения личного опыта:
Личная деятельность
Самовоспитание
Катарсические переживания
Привычка
Слайд 14ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Слайд 15
Дошкольник
Младший школьник
Младший подросток
Старший подросток
Старшеклассник
Слайд 16ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Слайд 17Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика
Слайд 18Ценностное содержание учебного знания
Слайд 20МЕТОДЫ РАБОТЫ С ЦЕННОСТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ:
Слайд 21 Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором
жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
Слайд 22И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых
ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
Слайд 24Технология развития ценностных ориентаций:
Слайд 251 шаг: знакомство
Использование примеров из художественной и духовной литературы; чтение и
обсуждение прочитанного
Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе, стране, в мире, с этической точки зрения.
Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и их обсуждение.
Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки зрения.
Ценностные опросы.
Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям.
Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и последующее обсуждение.
Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым существам.
Слайд 262 шаг: проговаривание на своем языке
Групповые дискуссии, обсуждения.
Ролевые игры и театральная
драматизация.
Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
Планирование конкретных дел ценностного содержания(индивидуально и в классе).
Разбор конфликтных ситуаций.
Слайд 273 шаг: проживание и тренировка
Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей
или их режиссура.
Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для фотографии, рисунка и др.
Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных).
Встреча с ветеранами, забота о них.
Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
Встречи с духовно богатыми людьми.
Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами - погружение в атмосферу.
Слайд 284 шаг: реальные ситуации
Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы.
Разработка и
проведение акций, имеющих ценностное содержание.
Использование ситуаций вхождения «новеньких» в детский коллектив.
Встреча с ветеранами, забота о них.
Публичная нравственная оценка событий и поступков.
Помощь тем, кто отсутствовал в школе.
Разбор конфликтных ситуаций.
Празднование ценностно-окрашенных праздников.
Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
Слайд 29Образование:
ФГОС – формирование способностей и компетенций:
- личностных (мотивация, ответственность, выбор, гуманизм
и т.д.)
- коммуникативных(конфликты, умение договариваться, работать в команде и т.д.)
- регулятивных (самому ставить задачи, корректировать, планировать свою деятельность и реагирование)
- познавательных (самостоятельный поиск информации, проектная деятельность и т.д.)