Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья презентация

Содержание

Цель логопедической работы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. Основные задачи логопедической работы:   1.

Слайд 1Формирование связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация
учителя-логопеда ГБОУ Спецшколы-интерната

г. Сердобска
Т.М.Лукониной

Слайд 2Цель логопедической работы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,

способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.


Основные задачи логопедической работы:
 
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
 3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
  4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


Слайд 3Характерные нарушения речи.


Слайд 4Этапы формирования связной речи.
- Фразовая речь;
а) работа над словарём;
б) словосочетания;
в) развёрнутая

фраза.
 - Разговорная речь. Диалог;
 - Связная речь (монологическая);
 - Средства выразительного формирования фразы.

Слайд 5При планировании учитываются:
речевое и общее развитие ребёнка;
его возраст и интересы;
его школьный

опыт;
условия его семейной жизни.


Слайд 6Обследование фразовой речи.
Воспроизведение фразы из двух, трёх и более слов.


Расположение по порядку слов в предложении.
Членение сплошного текста на предложения.
Вставить нужный предлог.
Поставь в нужной грамматической форме слова, данные в скобках.
Составить предложение по опорным словам, данным в начальной форме.
Составить предложение по сюжетной картинке.
Составить предложение по предметной картинке.


Слайд 7Обследование разговорной речи.


Выяснение понимание обращённой речи.
Ответы на вопросы с

помощью предметных картинок.

Слайд 8Обследование связной речи.
Составление рассказа по сюжетной картинке (с наводящими вопросами

и без них).

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Пересказ прочитанного (прослушанного текста).

Рассказ или описание виденного, пережитого (праздник, случай в деревне и т.п.).

Слайд 9  Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.


1. Воспроизведение услышанной фразы.

Услышанная фраза. Её воспроизведение.
Выпал снег. Правильно.
Пришла холодная зима. Пришла зима холодная.
Белочка скрылась в дупле. Белка в дупло скрылась.
Медведь залез в свою берлогу. Медведь спит в берлоге.



Слайд 10Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

Расположение по порядку слов в предложении.

Васи, у, болят, уши. У Васи болят уши.
У, ель, растёт, дома. У дома растёт ель.
Новое, мама, платье, Маше, сшила. Мама Маше сшила платье новое.
Сеня, в, спешат, и, Коля, школу. Сеня и Коля в школу спешат.
 


Слайд 11Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

3. Членение сплошного текста на предложения.

Зима. Зима.
Наступила зима стало холодно Наступила зима стало холодно.
Мама купила Олегу лыжи Мама купила Олегу лыжи.
Олег катался на лыжах за ним Олег катался на лыжах.
бегал Полкан всем было хорошо. За ним бегал. Полкан
всем было хорошо.
 
 


Слайд 12Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

4. Постановка в нужной грамматической форме слов, данных в скобках.

Я (петь) песню. Больных лечат (больница). Миша (рисовать) лес. Лето было (жаркое). Сильный мороз сковал (земля).
Задание выполнено правильно.


Слайд 13Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

5. Составить предложение по опорным словам, данным в начальной форме.

Книга, лежать, полка. Книга лежит полка.
Дети, петь, песня. Дети поют песни.
Белка, дупло, жить. Белка живёт в дупле.
 


Слайд 14Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

6. Составление предложений по картинке.

Грибы под ёлкой. По елей растут грибы.
Птицы на ветках. Птицы сидят на ветках.
Дом в лесу. Дом стоит в лесу.




Слайд 15Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

7. Рассказ по серии картинок.
 
Пастух с коровами стоял, а собака лежала. 2) Вдруг прибежал волк. Одна корова рога нагнула. 3) Пастух увидел. Собаки побежали за волком. 4) Собаки догоняли волка.


Слайд 16Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

8. Рассказ по двум картинкам. + «Туда и обратно».

Мальчики придумали перейти туда. Нашли такую палку. Мальчик дал руку. Собака тама и книжки тама. Дяденька взял двух ребят. Остался один мальчик. Собака здесь, а девочка там.


Слайд 17Обследование речи учащегося 3 класса ГБОУ Спецшколы-интерната г. Сердобска Фланчева Алексея

при поступлении к логопеду.

9. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка», прочитанного логопедом.

Мама купила сливы и положила на стол, когда дети лежали в кровати. Никого не было в горнице. Мальчик всё ходит. Он не любит слив. Нюхал, ходил, схватил и съел. И одной сливы не хватает. Сказал отцу. Он спросил: «Не съели сливы?» Все сказали: «Нет». И тоже покраснел и не ел. Папа сказал: «В косточке есть косточка». Он побледнел и сказал, что косточку выбросил за окошку.
Смысла рассказа не понял.


Слайд 18Вывод.
В общих чертах фраза у мальчика сформирована. Но она содержит

аграмматизмы и инверсии. Диалогическая речь доступна. Бытовая ориентировка, как выяснилось из беседы, для ребёнка удовлетворительная. В рассказе по серии картинок отмечается некоторый буквализм, боязнь хоть как-то отойти от изображения: «Собака догоняла волка» - вместо «догнали и разорвали волка». В пересказах текстов Алексей стремится к детальной передаче описанного, но смысла передать не может. Отсюда такие нарушения причинно-следственных отношений, как: « Он не любит слив, нюхал, ходил, схватил и съел».
Связная речь со значительными следами ситуативной речи – злоупотребление указательными словами («Мальчики придумали перейти туда») и личными местоимениями («Он спросил»). Наряду с указанными недостатками речи отмечаются правильно построенные сложные предложения. Например: «Мама купила сливы и положила на стол, когда дети лежали в кровати».
Строя работу с данным ребёнком исхожу из того, что в первую очередь работаю прежде всего с овладением простых предложений и словосочетаний разных типов, что казалось бы вроде бы излишним, учитывая то, что в экспрессивной речи ребёнка имеются простые предложения, состоящие из 5-6 слов, и даже сложные, но они отягощены аграмматизмами.


Слайд 19РАБОТА НАД СЛОВАРЁМ
Детям предлагаются парные картинки, изображающие один и множество

однородных предметов. Ведущий называет предмет (предметы) – участники указывают соответствующее изображение.

Слайд 20РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ
Назвать предметы большие и маленькие.

Образец: вилка-вилочка, ложка-ложечка.


Слайд 21Простейшая фраза «Кто как голос подает?»















«Кудах – тах –тах! Снеслась в кустах».


«Кра-кра-кра! Завтра дождь пойдёт с утра».






МУ-у, му-у! Молока кому?»



Слайд 22Простейшая фраза
Игра с мячом.
Логопед называет слова - предметы,

кидая мяч играющим. При возвращении мяча ученик называет соответствующее действие.
Например. Солнце светит.


Слайд 23Согласование

Задание. Вместо точек вставь нужные окончания.

У каждого

месяца – свой цвет. Январь – бел… , июнь - зелён… . А вот март – голуб… .
Голуб… небо, снега голуб… . На снегах тени, как син… молнии… Голуб… даль, голуб… льды. Голуб… на снегу следы. Перв… голуб… лужи и последние сугробы и голуб… сосульки. Весь мир голуб… ! По Н. Сладкову.


Слайд 24Управление

Кого ты видишь?



Слайд 25Управление


Что ты видишь?


Слайд 26Инсценировка сказки «Теремок»
Логопед предлагает детям инсценировать сказку используя

пальчиковый театр. Распределяются роли. Даётся установка: выход каждого персонажа должен сопровождаться соответствующими словами сказки:
Мышка – норушка. Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? И так далее.


Слайд 27Строительство теремка из счетных палочек
Детям предлагается построить свой теремок. Коля,

ты для кого построил теремок? А ты Женя для кого построила такой красивый теремок? И т. д.


Слайд 28Ответ на вопросы с использованием картинки. С кем вы познакомились в зоопарке?


Слайд 29Ответ на вопросы с использованием картинки. С чем пьют чай?


Слайд 30Ответить на вопрос: «Кому нужны эти предметы?»


Слайд 31Подбери слова парами по смыслу.

Ехал поле
Бежал дорога
Скакал (по)

улица
Шел лес
Плыл река


Слайд 32Игра «Угадай, чьи это хвосты»
Детям предлагается рассмотреть картинки и

угадать, чьи это хвосты. Например: это хвост зайца, коровы и т.д. В беседе выясняется, для чего нужен хвост тому или другому животному или птице.


Слайд 33Игра «Верни вещь хозяину»
Ведущий показывает предмет, принадлежащий кому-то из

участников. Игроки угадывают, кому принадлежит вещь.

Слайд 34Расскажи, что ты видишь на картинке, используя слова близко, далеко, спереди,

сзади, справа, слева, вблизи, вдали.

Слайд 35Игра «Нарядим игрушечную елку» Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов: вверху, внизу,

ниже, справа, славе и т.п.

Слайд 36Развернутая фраза.
Задание. Дополнить предложения, отвечая на вопросы:
Паша поймал

(кого?) … (где?) … . Сестра купила (что?)… (кому) … (когда?)…
Брат вернулся (когда?) … (с кем?) … (откуда?) … .
Распустился куст (чего?) … (где?) … (когда?) … .


Слайд 37Примыкание
Задание. Прочитать предложения, указать, какое из двух предложений правильное.
Взошло солнце,

потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце.
Грачи прилетели, потому что пришла весна.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
 



Слайд 38Разговорная речь
Игра «Светофор»

У ведущего три кружочка: зелёный, жёлтый, красный.
Ведущий –

светофор.
Ведущий поднимает красный кружок.
Дети (хором). Красный – ясно, путь опасный!
Ведущий поднимает жёлтый кружок.
Дети (хором). Жёлтый – тоже подожди!
Ведущий поднимает зелёный кружок.
Дети проходят мимо и говорят: «А зелёный впереди!»
Если кто –либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»
Опоздавший. Задержал светофор.
Игра повторяется, роль ведущего передаётся кому – либо из детей.


Слайд 39Действия с диалогом
Задание 1. Составить предложения с помощью игрушек или картинок.

(Логопед демонстрирует игрушку или картинку и даёт предложение,)
Например: Самолёт летит высоко в облаках.
Затем ребёнок вытаскивает картинку и придумывает фразу из 3-4 слов.



Слайд 40Сложные предложения


Каковы по вкусу:
Лимон и мед?


Лук и виноград?



Слайд 41Воспроизведение окраски по памяти
Логопед. Ранним летним утром ребята вышли в поле.

Смотрят: поле словно ковром покрыто. А ковёр-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и жёлтые… .
Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте с вами сами раскрасим их!
Детям предлагается рассмотреть альбом, ответить на вопрос логопеда и показать растение. Далее логопед спрашивает, каким цветом будут дети раскрашивать тот, или иной цветок и почему.


Слайд 42Игра «Телефон»
Дети садятся на стулья и имитируют беседу по телефону. Темы

предлагает логопед, например: «Позвони подруге, которая не пришла в школу»; «Позвони бабушке, поздравь её с Новым годом» и т.д.


Слайд 43Связная речь

Задание-игра. «Где мы были, мы не скажем…»
Ведущий. Здравствуйте, дети! Где

вы бывали, что вы видали?
Дети (отвечают хором). Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем. (Имитируют различные действия.)
Ведущий (логопед) угадывает, где были и что делали дети. Например: «Вы катались на улице и катались на лыжах», «Вы были на речке, купались». Далее роль ведущего передаётся учащемуся.


Слайд 44Связная речь
Задание. Отгадывание загадок и демонстрация отгадки (игрушки или картинки). Сравнение

их с текстом загадок.


Слайд 45Пересказ

Подробный
Выборочный
Краткий


Слайд 46Устные сочинения
Задание. Составить сочинение по серии сюжетных картинок.


Слайд 47Совместная работа с педагогами школы-интерната

Проведение диагностической работы.
Проведение интегрированных уроков.
Консультации педагогов и

родителей.
Выступления на заседаниях МО.
Работа на ПМПК Сердобского, Колышлейского, Малосердобинского р-ов,
г. Сердобска, ПМПк.

Слайд 48Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика