Слайд 1МКОУ СОШ
п. Цементный
Районный семинар для учителей обществознания НГО
«Формирование
правовой культуры учащихся»
Слайд 210.00 – доклад «Система работы по формированию правовой культуры учащихся в
МКОУ СОШ п. Цементный» (С.В. Сметанин)
10.35 – открытая форма в 11 классе «Избирательный процесс: имею право или обязан?»
12.15 – подведение итогов семинара
Регламент работы семинара
Слайд 3Тема:
«Формирование правовой культуры учащихся»
Условия возникновения
Закон РФ «Об образовании»;
решение коллегии Министерства
образования (24/1 от 28.12.04г.);
информационные письма (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.);
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа«;
ФГОС второго поколения.
Слайд 4Актуальность
гражданско-правовое образование становится стратегическим направлением системы образования;
школа-модель жизни;
низкая правовая грамотность учащихся
МКОУ СОШ п. Цементный.
Слайд 5Противоречия:
между уровнем разработки теоретических и практических аспектов темы;
между традиционными подходами в
правовом образовании к отбору содержания, методов, системы работы и задачами развития личности в условиях становления демократического общества;
интегративный способ преподавания права в рамках учебного предмета «Обществознание»;
введение в качестве итоговой аттестации ЕГЭ и недостаточный уровень подготовки учащихся, в частности, по правовому блоку вопросов.
Слайд 6Проблема
отсутствие целостной системы формирования правовых знаний учащихся в рамках
преподавания курса «Обществознание».
выбор данной
темы
в качестве основной
для самообразования
с целью решения
данной проблемы
Слайд 7Цель:
Задачи:
изучить теоретический материал по данному вопросу;
проанализировать состояние проблемы в МКОУ
СОШ п. Цементный;
разработать систему работы по данному направлению;
внедрить систему работы в педагогическую практику;
продемонстрировать опыт работы по формированию правовой культуры учащихся.
систематизация опыта работы
по воспитанию правовой культуры учащихся в
МКОУ СОШ
п. Цементный
и представление данного опыта
Слайд 8Правовую культуру (правовое сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать
обособленно, исключительно на предмете обществознания. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МКОУ СОШ П. ЦЕМЕНТНЫЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Слайд 9Система работы по формированию правовой культуры учащихся
1. Урочная система
получение правовых знаний,
изучение правовых документов, по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников)
2. Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности
активное включение учащихся и других участников
образовательного процесса в
социально-значимую деятельность
Слайд 101. Урочная система
В начальных классах, в 5 классах в школе проводится
пропедевтическая работа: даются первоначальные представления правовых вопросов (права ребенка, правила поведения ученика) происходит общее знакомство с правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, устав школы) на уроках окружающего мира, природоведения, технологии.
Слайд 11В 6 – 7 классах – в рамках учебного предмета «Обществознание»
учащимся даются первоначальные социально - правовые знания, они знакомятся с правовыми документами в соответствии с учебными темами, учатся вычленять правовое содержание в жизненных ситуациях, моделируют наиболее типичные ситуации и организуют элементы дискуссии, игры с вариантами решения сложных вопросов
Слайд 12в 8-9 классе предусматриваю «скрытую помощь»: анализируя социальные проблемы, я инициирую
самостоятельное осмысление подростком себя среди других. Способствую приобретению учащимися базовых навыков, обеспечивающих их успешную социализацию в реальных жизненных ситуациях, даю учебный материал о правовой системе России, о международном праве, учу анализировать ситуации, которые регулируются правовыми нормами, провожу практикумы, обучая подростков реальным действиям в подобных ситуациях.
Слайд 13В 10 – 11 классах учу на основе углубленного уровня правовых
знаний строить свое собственное правовое поведение, развивать навыки социально-правового характера, анализировать правовые ситуации.
Мною разработаны темы семинарских занятий, на которых старшеклассники изучают правовые документы.
Слайд 142. Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности
Система классных часов;
Клубная работа через
сотрудничество с библиотекой семейного чтения;
Надпредметные социально-правовые проекты;
Участие в олимпиадах и различных мероприятиях поселка и района;
сотрудничество с родителями;
экскурсии в районный суд, администрацию района, и т.д. и приглашение на уроки специалистов из налоговой инспекции, центра занятости населения, правоохранительных органов, суда и прокуратуры
Слайд 15
Использование современных педагогических технологий в воспитании правовой культуры
1. компетентностный подход -
формирование ключевых компетенций, которые включают не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;
2. использование дискуссионных форм работы и развитие критического мышления;
3. технология дебатов;
4. игровые технологии: ролевые и деловые игры, школьное самоуправление;
5. метод проектов;
6. использование информационно-коммуникационных технологий
Слайд 16Эффективность работы по воспитанию правовой культуры учащихся школы
- 2006
г. 2 место в районе по праву (Васильева Ирина, 11 «б»);
- 2007 г. 3 место в районе по праву и обществознанию
(Чепракова Екатерина, 9 «б» класс;
- 2008 г. Мазур Александра – призер III открытой олимпиады Горнозаводского округа по вопросам избирательного права
Слайд 17Эффективность работы по воспитанию правовой культуры учащихся школы
- 2009
г. – 2 место в районе по праву (Казбекова Анастасия, 11 класс);
- 2009 г. – Стадниченко Виктория – победитель в номинации «Наша надежда» IV открытой олимпиады Горнозаводского округа по вопросам избирательного права
- 2010 г. – 1,2,3 место в районе по праву
(Паталета Илья, Кушкина Елена, Викулова Анастасия, 10 класс)
Слайд 18Эффективность работы по воспитанию правовой культуры учащихся школы
- 2010
г. – Казбекова Анастасия – участница III этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву;
- успешная сдача итоговых экзаменов как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ;
- участие детей в районных соревнованиях «Мой выбор», призовые места.
Слайд 19Эффективность работы по воспитанию правовой культуры учащихся школы
Успеваемость – 100%,
количество обучающихся на «4» и «5» - от 65% -до 81% (данные за последние 3 года);
Наблюдение и анкетирование показало, что увеличилось количество учащихся, пользующихся дополнительными информационными источниками для получения правовых знаний
Слайд 20«Интересны ли тебе правовые темы?»
Слайд 21«В чем вы видите значение правовых знаний?»
Слайд 22Выводы:
изучение научно-методической литературы и практического опыта по вопросам воспитания правовой
культуры учащихся показало, что тема актуальна для социализации школьников;
практика работы позволила определить ведущие технологии и установить приоритетную роль обществоведческих дисциплин в воспитании правовой культуры учащихся;
только системный подход к организации процесса воспитания правовой культуры учащихся может привести к положительной динамике в работе по данному направлению;
эффективность воспитания правовой культуры во многом зависит от сложившейся системы в работе.