Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Слайд 2Актуальная задача
обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей
фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Слайд 3Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
Слайд 4Повышение эффективности образования:
* придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 5Личностное развитие
готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Слайд 6
Социальное развитие
формирование российской и гражданской активности
развития
толерантности
воспитание
патриотических
убеждений
освоение
основных
социальных
ролей, норм и
правил
Слайд 7Познавательное развитие
формирование у учащихся научной картины мира;
развитие способности управлять
своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;
развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Слайд 8Коммуникативное развитие
Формирование
компетентности
умение слушать,
вести диалог
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем
строить
продуктивное
сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми
Овладения
вербальными
и невербальными
средствами
коммуникации
Слайд 9Универсальные учебные действия: характеристики
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
(УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 10Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 11Виды универсальных учебных действий
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 12Личностные действия
личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение
смыслообразование
нравственно-этическая
ориентация
Слайд 13Регулятивные действия
Целеполагание
оценка
планирование;
коррекция
контроль
прогнозирование
саморегуляция
Слайд 14Познавательные универсальные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 15Коммуникативные действия
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Слайд 16Общая характеристика результатов образования
В результате обучения у
обучающихся должны быть сформированы:
умения организовывать свою деятельность;
умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности;
умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.),
ключевые (универсальные) навыки;
способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях;