Слайд 1Формирование библиотечно-информационного пространства города: проблемы интеграции
Директор Краснолучской ЦБС
Чупрына Марина Михайловна
Слайд 2
В бурном океане информации, неустанно пополняющемся, роль библиотек изменяется принципиально.
Слайд 3Проблемы библиотечного сервиса:
вопрос правового обеспечения управления и использования библиотечных ресурсов,
особенности
внедрения новейших информационных технологий и Интернета в библиотеках,
технологии защиты и сохранности библиотечных фондов,
специфика подходов к кооперации и интеграции библиотечных ресурсов,
создание и использование собственных информационных ресурсов и тому подобное.
Слайд 4
Информация – главный ресурс, товар и инструмент современности.
Слайд 5Поступление информации в ЦГБ им.Н.Крупской
Слайд 6Информационные ресурсы библиотек сегодня:
Документный фонд – 353,3 тыс. экз.:
Книжный фонд –
315,8 тыс. экз.
Фонд периодических изданий – свыше 2 тыс. единиц, 134 названия
Фонд медиатеки – 595 ед. хранения, из них электронных документов 15
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Слайд 7СБА библиотеки:
Систематический каталог
Алфавитный каталог
Краеведческий каталог
Картотеки ( Базы данных)
Систематическая картотека статей
Картотека заглавий
художественных произведений
Картотека заглавий художественных произведений, опубликованных в журналах
Картотека «Лауреаты литературных премий»
Картотека «золотого» фонда ЦБС
Картотека книг «Фантастика и приключений»
Сводная картотека периодических изданий
Предметно-тематическая картотека нормативных и законодательных материалов.
Слайд 8Наиболее яркими показателями, характеризующими развитие ресурсов библиотек, являются: объем новых поступлений,
прирост фонда, книгообеспеченность.
Слайд 9Электронные ресурсы библиотеки:
Оф - лайновые ресурсы
( оптические диски)
Он - лайновые
ресурсы
(Интернет)
Слайд 10Новые возможности, определяющие стратегию развития библиотеки:
Использование заимствованных ресурсов как составной части
фонда библиотеки
Размещение в Интернет собственных информационных ресурсов.
Слайд 11Как пассивный пользователь:
– искать информацию в глобальной сети, как среди общедоступных
серверов, так и в специальных платных базах (реферативная информация, электронные журналы, полнотекстовая информация из он-лайновых баз данных и других источников);
– использовать средства электронного межбиблиотечного обмена для поиска и заказа литературы в украинских и зарубежных библиотеках;
– принимать участие в электронных конференциях по вопросам, которые интересуют библиотеки, и тому подобное.
Слайд 12Как активный поставщик информационных ресурсов:
сайт библиотеки, по средствам которого осуществляется дистанционное
общение читателя и библиотеки, поэтому от его привлекательности и информативности зависит отношение обратившегося к ресурсу;
электронные варианты списков новых поступлений;
информация предоставляемая специалистами виртуальной электронной справки в виде тематических списков, фактографических или других данных; которые сформируют новый ресурс: архив выполненных справок,
кроме того, это перечень полезных ссылок на ресурсы Интернет по ведущим направлениям работы библиотеки и в соответствии с требованиями читателей.
Слайд 13
На сегодняшней день основной
принцип работы в Интернете – самостоятельный поиск
информации, однако наш опыт работы показывает, что помощь библиотечного специалиста как информационного посредника
крайне необходима
Слайд 14В работе библиотека использует:
ресурсы справочно-правовой системы «Законодательство Украины»
различными поисковыми ресурсы: украинские,
российскими и международными. Например:
Украинские ресурсы – МЕТА, Украинский портал.
Российские ресурсы- Rambler, Yandex, АПОРТ.
Международные ресурсы – GOOGLE.
Так же собираем Интернет-адреса, которые могут представлять интерес для пользователей.
Слайд 15Среди электронных ресурсов библиотек следует знать:
Электронные каталоги и картотеки
Базы данных
Медиатека
Глобальные ресурсы
Слайд 16Библиотеками достигнуто следующее:
изменился инструментарий и методы работы информационного специалиста
( использование
ресурсов Интернет),
в структуре библиотек появился новый отдел: информационно-консалтинговый центр и новая должность техник - программист.
начинают внедряться новые услуги: электронная доставка документов, виртуальная справка,
библиотеки обучают пользователей правилам использования Интернет,
расширились информационные ресурсы библиотек
открыт сайт библиотеки
издательская деятельность осуществлялась как в традиционных направлениях:
составление библиографических списков, указателей; издание методических материалов; издание брошюр, буклетов так и в инновационном – представлением к использованию их электронных вариантов.
провели обучение 13 сотрудников центральной библиотеки и 7 сотрудников филиалов.
увеличилось количество библиотек, имеющих электронные почтовые ящики - 4
( библиотеки- филиалы № 1,3,8, ЦДБ им.А.Гайдара).
Слайд 17На пути повышения уровня компьютеризации, информатизации существует немало проблем, среди которых:
обеспечение
техникой (приобретение библиотеками необходимого технического оборудования),
правовые, связанные с необходимостью соблюдения закона об авторском праве и интеллектуальной собственности,
вопросы соответствия уровня кадрового потенциала растущим требованиям к библиотечному специалисту, как к информационному работнику;
обеспечение безопасности и эффективного использования всех видов ресурсов, то есть работать не только над наращиванием технического потенциала, но и над актуализацией существующих ресурсов.
Слайд 18
Сегодня в период трансформации индустриального общества в информационное, библиотеки, располагая техническим
потенциалом, могут занять достойное место в формировании информационного поля
Слайд 19Спасибо за внимание!
Директор Краснолучской ЦБС
Чупрына Марина Михайловна
г.Красный Луч.
ул.Ленина,40
www.central-lib-kl.tu1.ru
Email:library_kl_lg@ukr.net