физиология познания pptx презентация

Содержание

Познавательные функции Важнейшее свойство психики человека и одновременно результат сложно организованной деятельности целого комплекса физиологических систем. Познание включает в себя восприятие и обработку информации, ее запоминание и хранение, а также

Слайд 1Физиология познания hominess amplius oculis, quam auribus creduni. Люди больше верят глазам, чем

ушам (лат.Сенека)

Восприятие
Восприятие в разном возрасте
Внимание
Мотив, мотивация, потребность
Развитие внимания с возрастом
Потребности и мотивация
Физиологические основы эмоций
Возрастные особенности потребностно-эмоциональной сферы ребенка


Слайд 2Познавательные функции
Важнейшее свойство психики человека и одновременно результат сложно организованной деятельности

целого комплекса физиологических систем.
Познание включает в себя восприятие и обработку информации, ее запоминание и хранение, а также извлечение из памяти в случае необходимости;
для осуществления любых познавательных действий необходимо внимание.
Физиологические основы всех этих важнейших для обучения процессов мы сейчас и рассмотрим.


Слайд 3Восприятие
Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы

чувств в данный момент.
Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа
Законы восприятия легче всего рассмотреть на примере зрения — ведь именно это чувство доставляет нам наибольшую долю информации об окружающем нас мире. По некоторым оценкам, до 90% информации, поступающей в мозг человека, приходит через органы зрения.


Слайд 4Переработка информации
Информация, попавшая на сетчатку глаза, только начинает свой путь. Воспринимающие

клеточки сетчатки незамедлительно передают импульсы нервным клеткам, те транслируют эти сигналы по своим длинным отросткам в более высокие слои мозга, оттуда информация уже в перекодированном виде идет еще выше.
И на каждом этапе происходит обработка информации, ее сравнение с уже хранящейся в памяти, сопоставление с информацией, которая в это же время приходит от органов слуха, обоняния, осязания...
Поступающая в мозг информация по мере продвижения по нервным путям подвергается целому ряду когнитивных (т. е. познавательных) операций: оценивается ее значимость, производится опознание, классификация, причем все это зависит от того, чем в данный момент занят человек, что его волнует, какую задачу он решает. В общем, информация в нашем мозге проходит сложнейший путь переработки.

Слайд 5Проводящие пути зрительного анализатора.

Проводящие пути зрительного анализатора.
1 — сетчатка глаза;
2

— зрительный нерв;
3 — хиазма;
4 — зрительный тракт;
5 - клетки наружного коленчатого тела;
6 — зрительная лучистость (пучок Грациоле);
7 — корковая проекционная зрительная зона — шпорная борозда;
8 — переднее двухолмие;
9 — ядра глазодвигательного (III)
нерва;
10 — вегетативная часть глазодвигательного (Ш) нерва:
11 — ресничный узел

Слайд 6Роль других органов чувств
Совершенно аналогично (хотя и с некоторыми специфическими особенностями)

происходит восприятие звуковой, вкусовой, обонятельной и тактильной информации.
При этом чем большее количество органов чувств вовлечено в процесс восприятия информации, тем более объемный и многоплановый образ мира формируется у человека.
Вот почему использование наглядности во время объяснения материалов учителем — мощный инструмент повышения эффективности усвоения знаний.
Если ученик не только слышит объяснения учителя, но и видит, а в некоторых случаях может и потрогать изучаемый объект, восприятие его будет более полным и глубоким, а такой урок запомнится надолго.

Слайд 7Формирование целостного образа
Целостный образ внешнего мира формируется в ассоциативных областях коры

головного мозга, при этом человек сразу начинает подыскивать в своей памяти аналогии с тем, что видит в данный момент, возникают порой неожиданные ассоциации, в процесс опознания включаются многие отделы мозга, причем, чем менее знакома поступившая информация, тем сложнее и длительнее процесс ее обработки и анализа.
Знакомые стимулы вызывают специфическую реакцию группы нейронов, совсем не похожую на ту, которая проявляется при появлении других знакомых либо вовсе незнакомых стимулов.
В процессе обучения стимул, который раньше не имел никакого смысла и значения, может стать очень важным и значимым.
Таким образом, воспринимая информацию, человек ее УЗНАЁТ. Или — НЕ УЗНАЁТ. От этого в большой мере зависит его реакция, а также дальнейшая судьба поступившей информации.


Слайд 8Обработка информации
Различные отделы мозга имеют свою специализацию, но она в наибольшей

мере проявляется тогда, когда мозг обрабатывает уже знакомые ему сигналы. В процесс обработки новой информации вовлекается почти вся кора головного мозга, причем поначалу в этом участвуют в одинаковой мере и оба полушария.
Из этого следуют некоторые важные практические выводы для педагогики. В последнее время в некоторых средствах массовой информации, а также в популярных изданиях (и не только) рекламируются широковещательные подходы, провозглашающие чуть ли не новую эру в педагогике.
Поскольку у человека два полушария головного мозга, а функции этих полушарий различны (что очень неточно, и мы об этом еще поговорим), то и информацию детям (да и взрослым) надо давать дискретную — одна ее часть будет усваиваться левым полушарием, а другая — правым.
На самом деле это совершенно не соответствует современным научным представлениям об устройстве и работе мозга.

Слайд 9Новая информация и полушарии головного мозга
Полушарий действительно два. Специализация у них

действительно есть. Но эта специализация проявляется только тогда, когда стимулы (информация) уже опознаны и классифицированы.
Если же организм сталкивается с новой информацией,— а в процессе обучения именно новая информация является самой важной,— то никоим образом нельзя разделить работу полушарий на «основную» и «вспомогательную».
Нет никакой информации, предназначенной только для левого или только для правого полушария.
Любая информация воспринимается системно, целостно, в ее обработке и анализе принимает участие весь мозг

Слайд 10Головной мозг и накопленная информация
только много позже, когда обучение уже завершено,

когда мозг использует полученную и накопленную в памяти информацию для выработки решений, когда это действие хорошо отработано и составляет для мозговых структур привычную процедуру,— вот тогда мозг может работать и экономнее: локальная реакция группы клеток одного из полушарий (в зависимости от характера информации) решает задачу, а остальные области мозга занимаются другими проблемами.
Поверхностное знание и на этой основе некорректное обращение с физиологическими закономерностями ведут к необоснованной дифференцировке педагогических приемов. Последствия такого рода экспериментов сказываются далеко не сразу, они накапливаются и до поры не проявляются. Но последствия пренебрежения подлинным научным знанием о механизмах работы мозга могут быть очень плачевны и чреваты не только для отдельных детей, но и для общества в целом.



Слайд 11Восприятие в 6 – 7 летнем возрасте
Поскольку мозг развивается неравномерно, то

и его функции меняются довольно сложным образом.
На каждом этапе развития мозговые процессы созревают ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы ребенок мог успешно пройти данный этап. Поэтому для каждого этапа характерна своеобразная, не повторяющаяся в дальнейшем организация работы мозга. Это очевидным образом сказывается на особенностях восприятия детей разного возраста.
Значительный качественный скачок в организации мозга и его способности к восприятию физиологи фиксируют в возрасте 6—7 лет, ведь именно этот возраст представляет собой особый период в жизни ребенка, связанный с полуростовым скачком.
Здесь не только меняется способность мозга к анализу внешней информации, но и перестраивается мозговая регуляция всех функций организма.

Слайд 12Восприятие в 6 – 7 летнем возрасте
Именно к 6—7 годам отделы

мозга, ответственные за зрительное восприятие,- получают свою специализацию: проекционные зоны распознают контуры изображения и его контрастность, а вот ассоциативные зоны уже проводят более сложный анализ рассматриваемых изображений.
Поэтому именно с данного возраста ребенок начинает хорошо различать знакомые и незнакомые объекты, замечать детали, видеть сходство и различия.
И вовсе не случайно, что начало обучения в школе приурочено именно к этому возрасту. До того было бы невозможно дать ребенку необходимый объем информации — его мозг просто не способен был бы ее отдифференцировать и усвоить.
Уровень зрелости зрительного восприятия — один из важнейших критериев при решении вопроса, готов ли ребенок к обучению в школе.

Слайд 13Восприятие в 10 – 12 лет
К 10—11 годам формируются те области

коры, которые способны принимать решения, оценивать значимость информации, формировать адекватную реакцию на увиденное.
Все эти свойства в зачаточном состоянии есть у большинства детей и в 7—8 лет, но значительный прогресс в организации работы мозга позволяет десятилеткам легко выделять главное в увиденном, не отвлекаться на несущественные детали, т. е. более целостно и по-взрослому воспринимать мир.
Дети 10—12 лет бывают очень рассудительны, наблюдательны, быстро схватывают все то, что им интересно, и способны применять полученные знания на практике.
Достаточно вспомнить героев замечательных книг и кинофильмов — сорванцов Тома Сойера и Гекльберри Финна, пионера Тимура и его команду или разведчика Ваню из фильма А. Тарковского «Иваново детство».

Слайд 14Восприятие в подростковом возрасте
В подростковом возрасте процессы восприятия обычно несколько замедляются

— сказывается острая неравномерность в созревании различных отделов мозга, характерная для этого критического периода.
Однако к 16—17 годам механизмы восприятия достигают уже практически взрослого уровня функционирования, поэтому и картина мира у юношей и девушек теперь практически не отличается от взрослой.
С той лишь разницей, что их жизненный опыт еще невелик, в их памяти еще мало следов прошедших событий, а потому и информация, воспринимаемая молодыми людьми, гораздо чаще бывает для них новой.
Неизбежно это воздействует на них возбуждающе, юношеский романтизм и максимализм вполне физиологичны, и столь же закономерно они со временем будут угасать, по мере того как все чаще взрослеющим людям будет казаться, что «все это было, было, было...».
В этом заключена одна из причин, почему взрослому (педагогу) бывает так сложно найти общий язык с молодежью: фактически они видят мир в разном «цвете».

Слайд 15Внимание
Психофизиологический познавательный процесс, представляющий собой направленность и сосредоточенность сознания в

определенный момент времени на чем-то конкретном.
В. Обеспечивает оптимальные условия для восприятия и обработки информации, поступающей из внешней среды, принятия решений и осуществления намеченных действий

Слайд 16Внимание (обсуждение)
Невнимательный человек ничего не может сделать хорошо.
Без должного развития

этой важнейшей психической функции ученик не может учиться — рассеянное внимание не способствует восприятию, формированию двигательного навыка, проведению логических операций и т. п.
Исследования внимания находятся в поле зрения научных интересов физиологов уже не один десяток лет.
Внимание бывает двух видов:
непроизвольное, или пассивное, возникающее при неожиданных изменениях в окружающем мире;
произвольное, или активное, направленное на сознательно выбранную цель или объект.


Слайд 17Непроизвольное внимание
возникает в тех случаях, когда надо понять, что происходит:

появляется что-то новое, неопознанное, неопределенное, организм должен на это прореагировать, но еще не знает как.
Обычная ситуация — педагог ведет урок, рассказывает новый и трудный материал, дети сосредоточенно слушают объяснение учителя — и вдруг кто-то снаружи открывает дверь и со стуком закрывает ее. Что происходит там, за дверями класса — не видно, т. е. неизвестно. Но уже все внимание — и педагога, и учеников — направлено на дверь, а вовсе не на изучаемый предмет.
Уроку помешали, прервали напряженный процесс восприятия новой информации, отвлекли внимание. И пройдет несколько минут, пока учителю вновь удастся сконцентрировать внимание детей на теме урока.
Любая неожиданно возникающая ситуация требует мобилизации всех отделов коры головного мозга, подготовки организма к решительным и быстрым действиям. Если стимул повторяется, то ничего важного не происходит — реакция угасает, на это можно не обращать внимания. Если же происходящее покажется человеку существенным, то он уже целенаправленно сконцентрирует внимание на этом явлении или объекте. И тогда внимание из разряда пассивного перейдет в активное, произвольное.



Слайд 18Произвольное внимание
Произвольное внимание напрямую зависит от конкретной задачи, которую решает

в данный момент человек, от его потребностей, от мотивации и других факторов.
Именно с учетом действия каждого из этих факторов произвольное внимание оптимизирует все этапы познавательной деятельности: ввод информации, ее анализ и оценку значимости, запоминание, а также необходимые ответные действия.
Так, например, спортивный матч, передаваемый по телевизору, может приковать внимание одного из членов семьи и оставить безразличным другого. Здесь сказывается различие в мотивации, в потребностях, в актуальности информации для того или иного зрителя.
На любимом уроке школьник будет сосредоточен и внимателен, а на нелюбимом может крутиться, постоянно отвлекаться, мешать соседям по парте и учителю.
Педагог может заставить его сидеть смирно, но это, скорее всего, никак не отразится на эффективности усвоения материала.
Другое дело — заинтересовать ученика, сделать так, чтобы его внимание стало активным. Ему станет легче учиться, а учителю — учить.

Слайд 19Условия устойчивого внимания
Когда человек воспринимает информацию, например зрительную, то важнейшим компонентом

внимания оказывается движение глаз. Специальные области мозга управляют движением глаз с таким расчетом, чтобы объект, к которому устремлено внимание, был лучше всего виден. Действительно: если нас что-то заинтересовало, то это надо пристально рассмотреть!
Важно подчеркнуть, что в управлении этим процессом участвуют как те зоны мозга, куда поступает зрительная информация, так и те, которые формируют мотивацию.
Иными словами, если даже внимание направлено на что-то яркое и внешне привлекательное, но не заинтересовавшее человека, то его внимание будет неустойчивым. И наоборот: если ему интересно узнать, что это такое, то он будет внимательно рассматривать даже то, что видно плохо.
Поэтому мотив, интерес нередко важнее, чем яркий, броский вид предмета. А лучше всего, когда гармонично сочетается и то и другое.


Слайд 20Физиология внимания
Если внешний стимул оказался значимым для организма, то внимание к

нему будет поддерживаться с помощью специальных механизмов мозга. В эту работу включаются высшие (лобные) отделы коры головного мозга, а также подкорка. Именно благодаря их совместному воздействию обеспечивается избирательное (селективное) внимание.
В случае если требуется незамедлительная двигательная реакция на внешний стимул, приказ о ее осуществлении также отдается лобными долями коры при участии более глубоко расположенных, а значит, и более древних структур мозга. При этом, чем важнее и значимее ситуация, вызвавшая внимание, с точки зрения человека, тем сильнее выражено активирующее влияние подкорки на кору его головного мозга.
Иными словами, кора мозга оценивает важность события и в зависимости от нее воздействует на подкорку с таким расчетом, чтобы повысить собственную функциональную активность, если событие заслуживает серьезного внимания.
Именно по этой причине так важно сформировать у учащихся мотивацию к обучению — в этом случае она сама по себе будет удерживать их внимание на важных и сложных задачах.


Слайд 21Развитие внимания с возрастом
Непроизвольное внимание могут демонстрировать даже новорожденные: в ответ

на резкий звук или вспышку света они поворачивают головку, у них изменяется ритм дыхания и пульс, в биотоках мозга также фиксируются процессы, связанные с концентрацией внимания.
Через несколько месяцев эта реакция становится более сложной и приобретает черты исследовательского поведения. Внимание дошкольника привлекают, как правило, эмоционально окрашенные стимулы.
По мере развития речи все большее значение приобретает способность включать внимание в ответ на словесную инструкцию. Это уже элементы произвольного, активного внимания, однако до 5-летнего возраста такая форма внимания еще очень неустойчива,
Эмоциональность в этот период обычно перевешивает устойчивый интерес к чему-либо.
Вот почему требования к ребенку такого возраста сидеть спокойно и долго заниматься каким-то одним, даже интересным ему поначалу, делом безосновательны и вредны: кроме отрицательных эмоций, ни к какому результату они не приведут. Это одна из причин, почему не следует начинать систематическое обучение детей в школе раньше времени, т. е. на том этапе, когда еще не сформировались мозговые механизмы произвольного внимания.

Слайд 22Развитие внимания с возрастом
Как и многие другие функции, произвольное внимание быстро

совершенствуется в возрасте 6—7 лет.
Судя по биотокам мозга, в этом возрасте организация внимания уже начинает напоминать взрослую.
Существенно возрастает способность ребенка воспринимать словесную инструкцию и в соответствии с ней формировать внимание.
Хотя и детская эмоциональность все еще сохраняется и служит одним из главных факторов, ослабляющих внимание первоклашек.


Слайд 23Реальность
Учителю следует помнить, что повышенная эмоциональность младших школьников — их

естественная биологическая особенность.
Иногда, пытаясь сконцентрировать внимание учеников на теме урока, учитель применяет не вполне продуманные приемы — окрик, публичный выговор кому-то из учеников, суровый взгляд.
По внешним проявлениям эти средства действенны. В классе становится тихо. Дети сидят не шелохнувшись, слышно, как муха пролетит.
Но вот собрать внимание детей на фоне испуга и обиды практически невозможно. Они механически повторяют за учителем материал, стараются не прогневать педагога, а вовсе не воспринять ту информацию, которую должен нести урок.


Слайд 24Физиология
Постепенное совершенствование функции произвольного внимания является следствием созревания лобных долей

коры больших полушарий.
Именно на них лежат задачи анализа информации, формирования мотивации, понимания словесной инструкции и в конечном счете — принятия решения о том или ином действии.
Чем более зрелыми являются лобные доли, тем экономичнее и точнее реагирует ребенок на ситуацию, требующую внимания.

Слайд 25Физиология - обсуждение
Важнейшим этапом в организации произвольного внимания является младший школьный

возраст. Дети 7—8 лет еще не проявляют достаточной зрелости мозговых механизмов внимания, поэтому в ситуациях активации внимания их мозг работает неэкономно, генерализованно, вовлекая в повышенную активность множество зон и отделов, которые не имеют прямого отношения к решению стоящей перед ребенком задачи.
Так, например, когда ребенок только учится писать буквы и цифры, это большая работа: он весь напряжен, раскраснелся, у него повышен пульс и артериальное давление, он часто дышит или, наоборот, затаивает дыхание, он крайне сосредоточен...
Уже к 9—10 годам ситуация принципиально меняется: организация деятельности мозга значительно улучшается, реакции становятся более экономными и эффективными.

Слайд 26Развитие ЦНС и реальность
Следует подчеркнуть, что как переход от дошкольного (6—7

лет) к младшему школьному (7—8 лет) возрасту, так и созревание мозговых центров к возрасту 9—10 лет происходит у разных детей с различной скоростью.
Здесь индивидуальные различия в темпах развития нередко достигают 1 года и более, а это самым непосредственным образом сказывается на способности к обучению, на успеваемости и поведении ученика.
Нередко родители и педагоги ругают ребенка за то, что он невнимательный, рассеянный, несобранный, сравнивая его с другими сверстниками. Однако это несправедливо, и такой прием — некорректный.
Несправедливо потому, что ребенок не может управлять скоростью созревания своего мозга. Не могут этого и родители, не могут и учителя.


Слайд 27Реальность
В начальной школе реальный разрыв уровня зрелости между

отдельными детьми может составлять до 1,5 лет. Но учить мы обязаны всех.
Надо не только терпеливо ждать, когда ситуация изменится, созреют важные конструкции мозга, начнут в полной мере осуществлять свои столь необходимые для нормальной учебы функции.
Это развитие можно стимулировать некоторыми упражнениями, ребенку можно помочь развиваться, но заставить его вести себя вне соответствия с уровнем зрелости его мозга невозможно.
В сложных случаях необходимо убедить родителей в том, что для ребенка, да и для них самих будет гораздо лучше, если ребенок отстанет от своих сверстников на 1 год,— это даст ему шанс спокойно созреть и активно включиться в познавательный процесс, пусть с небольшим опозданием, но без психологических травм и разрушающих здоровье стрессов.
Ведь во многих случаях так называемые расторможенные, или гиперактивные, дети — это не кто иной, как дети, на несколько месяцев отставшие в созревании своего мозга от сверстников.

Слайд 28Что делать ?
В этом нет никакой беды, если мы, взрослые, не

будем драматизировать подобную ситуацию. Но, если мы силком будем загонять таких детей в ситуацию, не соответствующую уровню их биологической, функциональной зрелости, мы только навредим их развитию.
Родительским амбициям, которые нередко бывают непосредственной причиной такой ситуации, нужно противопоставить четкое понимание простой истины: медленное развитие — это благо для человека, позволяющее ему накопить больший жизненный опыт и дальше пройти по пути совершенствования.
Технологии для совершенствования сегодня имеются


Слайд 29Мотив. Потребность
Мотив (от лат. movere — «приводить в движение, толкать») --сложное

психологическое образование, побуждающее человека к сознательной активности и служащее для нее основанием.
Он включает в себя:
осознанную потребность, сознательно выбранную цель (объект и действие удовлетворения потребности), мотиваторы, т. е. факторы, обусловившие выбор данной цели, и
побуждение (энергетический заряд) к достижению этой запланированной цели
Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире

Слайд 30Мотивация
Процесс формирования мотива, т. е. основания действий или поступков, направленных на

удовлетворение потребности.
Процесс М. имеет ряд стадий:
осознание потребности и понимание абстрактной (обобщенной) цели,
выбор объекта удовлетворения потребности (цели) и
способа ее достижения, возникновение побуждения достичь выбранной цели

Слайд 31Потребности и мотивации
Потребности и мотивации. Человек взаимодействует с окружающим миром постольку,

поскольку у него есть определенные потребности. Академик И. П. Павлов ввел понятие «рефлекс цели» как выражения стремления живого организма к обладанию чем-либо — пищей, кровом, различными предметами и т. д.
Сфера потребностей человека очень широка, она включает как биологические, так и социальные и духовные потребности.
Та потребность, которая в данный момент является самой мощной и способна подчинить себе все остальные, называется мотивацией.
Мотивация — мощный стимул, активирующий те мозговые структуры, которые входят в сферу ее влияния.
Мотивация — результат взаимодействия коры и подкорковых структур, причем цель определяется подкоркой, а формы и способы ее реализации — корой.
По этой причине мотивационная сфера у ребенка прогрессивно развивается по мере созревания коры, достигая зрелого уровня только к юношескому возрасту.


Слайд 32Реальность
Не случайно обычным явлением бывает широкий круг увлечений подростков. «Драмкружок,

кружок по фото, хоркружок — мне петь охота. За кружок по рисованью тоже все голосовали...» — очень точно подмеченная А. Барто ситуация, возникающая в 5— 7 классах.
Упрекать подростков в легкомыслии за неустойчивость и непостоянство их хобби не стоит. Их главный мотив в этом возрасте — попробовать все на свете, ведь только так можно выбрать дело, которое станет смыслом жизни. Не стоит бояться частой смены увлечений подростка — гораздо опаснее отсутствие увлечений. Чем шире возможности проявить себя в различных сферах деятельности, тем больше шансов, что подросток найдет себя.
Если этот этап развития прошел успешно, то к старшему школьному возрасту юноши и девушки уже способны определить свой дальнейший жизненный путь — выбрать если не конкретную профессию, то по крайней мере профессиональную сферу, в которой они хотят специализироваться.


Слайд 33Эмоции
Радость, гнев, раздражение, обида, восхищение, удивление, восторг — все это

эмоции, без которых немыслима жизнь человека.
Эмоция — отражение субъективного отношения к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, своей деятельности и ее результату.
Эмоции теснейшим образом связаны с потребностями и мотивацией. Реализация потребности вызывает положительные эмоции; если потребность оказывается недостижимой, вспыхивают отрицательные эмоции.
Эмоции — это психический процесс, радикально влияющий на функциональное состояние мозга.
В то же время эмоции являются результатом деятельности определенных мозговых структур.


Слайд 34Физиологические основы эмоций
В глубоко расположенных отделах мозга обнаружены центры, раздражение которых

вызывает сильные эмоции — в одних случаях положительные, в других — отрицательные. Их стали называть «центрами удовольствия» и «центрами неудовольствия».
Эти центры функционируют не сами по себе, они тесно связаны с регулирующими их деятельность зонами в коре. В регуляции эмоций вновь проявляется различие правого и левого полушарий: если у человека повреждено правое полушарие, то у него часто возникает состояние эйфории и беспечности; при поражении левого полушария чаще отмечается повышенная тревожность, озабоченность, беспокойство.
Иными словами, в правом полушарии как бы концентрируются отрицательные эмоции, а в левом — положительные. Ясно, что это достаточно условное деление, причем основанное исключительно на исследованиях больных людей, перенесших тяжелую травму черепа.
Физиологические исследования эмоций широко ведутся во всем мире, однако предмет столь сложен, что получить надежные, неоспоримые данные крайне трудно. С этим связано то, что по проблеме эмоций достоверных научных публикаций крайне мало. Это касается и взрослых, и тем более детей. Однако некоторые факты твердо установлены.



Слайд 35Возрастные особенности потребностно-эмоциональной сферы ребенка
У детей уже с первых месяцев

жизни очень велика потребность в новизне. Когда ребенок воспринимает что-то новое, это вызывает у него положительные эмоции, а они, в свою очередь, стимулируют мозг.
Дети, выросшие в бедной информационной среде, оказываются значительно ниже своих более удачливых сверстников по уровню развития познавательных функций и интеллекта. В частности, серьезные проблемы связаны с развитием детей из социально неблагополучных семей, где родители не уделяют ребенку внимания.
Недостаток притока новой информации тормозит развитие эмоциональной сферы, а это, в свою очередь, не позволяет в полной мере сформировать познавательные функции. Чем дольше ребенок находится в информационно и эмоционально обедненных условиях, тем серьезней отставание развития его мозга от возрастной нормы.
Некоторые из этих свойств можно компенсировать в более старшем возрасте, но другие бывают утрачены навсегда.

Слайд 36Повышенная эмоциональность – возможные причины
По мнению академика П. В. Симонова, эмоция

возникает тогда, когда имеется недостаток информации.
Компенсируя этот недостаток, эмоция обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает шансы для организма выжить и достичь реализации желаемой потребности.
Повышенная эмоциональность детей связана не только с нехваткой у них информации, но и с несдержанностью проявлений из-за несформированности контроля со стороны незрелой коры.
По этой же причине детские эмоции крайне неустойчивы, смена настроений и эмоциональных проявлений (смех, плач) происходит быстро и даже иногда без видимых причин. Громкий разговор, смех, размахивание руками — все эти действия ребенок производит неосознанно, без жесткого контроля со стороны высших отделов ЦНС.

Слайд 37Критические и сенситивные периоды
С возрастом, по мере созревания коры и усиления

ее влияния на подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений возрастает.
Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможности формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций.
В подростковом возрасте, когда созревание корковых структур несколько отстает от развития подкорковых, эмоции вновь начинают владеть подростком. Этот период, обычно довольно продолжительный (2—3 года), не случайно считается одним из наиболее сложных во взаимоотношениях подростков и взрослых.
У подростков на фоне полового созревания тормозные влияния коры временно вновь ослабляются. Еще вчера хорошие мальчики и девочки становятся резкими, несдержанными, способны выказать невоспитанность и даже откровенное хамство.



Слайд 38Возможна ли коррекция эмоций ?
Воспитание способно существенно влиять даже на биологические,

врожденные потребности, изменять степень и формы их проявления. Еще более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных потребностей.
При этом высокую эмоциональность ребенка и подростка можно успешно использовать для того, чтобы научить его обращать внимание на самые разнообразные факты и обстоятельства. Это важный путь совершенствования познавательных процессов и целенаправленной деятельности ребенка, а также его успешной социализации.
В детском и подростковом возрасте могут быть очень эффективны посещения музеев, выставок, спектаклей, показ кинофильмов и другие эмоционально насыщенные средства воспитания. Однако детям следует заранее объяснять, на что стоит обратить внимание, к каким фактам и обстоятельствам присмотреться, а после такого культпохода непременно поговорить о впечатлениях, проанализировать увиденное и услышанное, дать им возможность выразить свое эмоциональное отношение к произведениям искусства. В этом случае воспитательный эффект может быть высоким и устойчивым.


Слайд 39Юношеский возраст и эмоции
К юношескому возрасту устанавливаются сбалансированные взаимоотношения между корой

и подкорковыми отделами мозга, которые управляют потребностями и эмоциями.
В это время складывается индивидуальный, характерный для конкретного человека тип эмоционального реагирования на разнообразные жизненные ситуации, который сохраняется относительно неизменным на протяжении всей активной жизни, формируются основные черты характера и темперамента, от которых зависит успешность социальной адаптации человека.
Интересно, что, по исследованиям психологов, именно к юношескому возрасту проявляются черты характера, унаследованные человеком от кого-то из родителей. И наконец-то становится ясно, «в кого он такой уродился».


Слайд 40Эмоции и пожилой (старческий) возраст
К старости, по мере развития дегенерационных процессов

в коре мозга, эмоции вновь постепенно выходят на передний план.
Нередко говорят, что у стариков «портится характер», и на самом деле у них, как у подростков, вновь эмоции начинают превалировать над разумом.
Эта особенность вошла даже в известную поговорку: «Старый — что малый...» Не случайно старики порой легче могут найти общий язык с внуками, чем с собственными взрослыми детьми.
Высокая творческая активность человека, сохраняющаяся до глубокой старости, стабилизирует функции коры головного мозга, поэтому многие писатели, ученые, художники, музыканты до глубокой старости сохраняют ясность и трезвость мышления и дружелюбный характер


Слайд 41Память
Память – одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности

на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма, являясь единым процессом, состоящим из взаимосвязанных механизмов и этапов запоминания, хранения и воспроизводства опыта. Информация, которую воспринял человек, может быть им использована в дальнейшем, только если она будет помещена в память.
Основные свойства памяти: накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию.
Память бывает сенсорной, кратковременной и долговременной.


Слайд 42Сенсорная память
Сенсорная память — это след от возбуждения чувствительных элементов

сенсорной системы (органа чувств), который представляет собой непосредственный эффект воздействия стимула и подлежит первичному анализу и дальнейшей обработке.
Длительность хранения следов в сенсорной памяти не превышает 1 с. За это время информация уже в перекодированном виде должна поступить в кратковременную память.
Для практики имеет значение то обстоятельство, что скорость подачи информации не должна превышать некоторого физиологического порога, определяемого возможностями сенсорной памяти,— иначе каждая новая порция информации будет поступать на чувствительные элементы сенсорной системы до того, как предыдущая порция пройдет обработку и поступит в кратковременную память. Например, если прокручивать киноленту с сильно увеличенной скоростью, то разобрать, что происходит на экране, будет невозможно. Это свойство относится не только к визуальной, но и ко всем другим видам информации.

Слайд 43Кратковременная и долговременная память
Кратковременная память — это процесс циркуляции возбуждения, возникшего

в органе чувств, в нейронной сети. Сюда попадает не вся информация, достигшая органа чувств, а только ее меньшая часть, т. е. уже отфильтрованная информация.
Срок хранения информации в кратковременной памяти не превышает нескольких минут. За это время должны произойти изменения в работе нейронов и их соединений, благодаря которым часть информации сможет храниться долго.
Долговременная память — это неопределенно долгое хранение информации, составляющее индивидуальный опыт.
Согласно современным представлениям, кратковременная память обеспечивается процессом циркуляции информации по нейронным сетям, тогда как долговременная — структурными и биохимическими изменениями в нервных клетках.

Слайд 44Оперативная память
Перечисленные блоки памяти на самом деле не столь четко разделены

в реальной жизни.
В процессе деятельности у человека может активизироваться как кратковременная, так и часть долговременной памяти, точнее, та информация, которая нужна в данной конкретной ситуации.
Так формируется рабочая, или оперативная, память.
Именно на основе рабочей памяти мозг принимает актуальные решения, отдает приказы исполнительным органам, контролирует деятельность всех систем организма.

Слайд 45Формировании памяти
В формировании памяти принимают участие самые разные отделы мозга,

как высшие корковые центры, где происходит синтез всей информации и процесс принятия решений, так и подкорковые, в том числе связанные с эмоциональными реакциями.
Не случайно эмоционально окрашенные события запоминаются лучше (хотя не всегда точнее!).
Память в мозге человека может храниться в образной и словесно-логической формах.
Формирование «пакета для хранения» в долговременной памяти осуществляется лобными отделами коры, которые отбирают для хранения только ту информацию, которая имеет четко выраженные смысловые связи с другими, уже хранящимися в памяти сведениями, либо окрашенную яркими эмоциями новую информацию.


Слайд 46Возраст и память
С возрастом возможности мозга сохранять информацию в памяти значительно

изменяются. У маленьких детей в полной мере развита только сенсорная память.
Постепенно формируется образная память. На довольно ранних этапах развития формируется также память, в основе которой лежит условный рефлекс. Именно на этом виде памяти базируется формирование разнообразных навыков.
Память в раннем детстве устроена довольно просто, и это является причиной того, что информация запоминается прочно и надолго, порой навсегда. Так, пожилые люди нередко помнят множество стихов, разученных в детстве, хотя могут при этом не помнить события, произошедшие вчера.
Поэтому важно, чтобы запас знаний и умений, накопленный в раннем детстве, был как можно больше — это облегчит ребенку его дальнейшее обучение.


Слайд 47Словесно-логическая память
По мере развития лобных отделов коры и формирования речи у

ребенка развивается свойственная человеку словесно-логическая память.
Человек способен запоминать не только и не столько подробности информации, сколько общие положения.
Так, в прочитанном тексте взрослый человек, как правило, запоминает не словесную формулировку, а содержание.
Разучивать стихи взрослому становится намного труднее, чем ребенку.
В то же время в организации памяти существует множество индивидуальных различий, которые обычно проявляются уже в школьном возрасте.


Слайд 48Правила запоминания (правило 7 и Штирлица)
Психологи, много внимания уделившие памяти, установили некоторые

ее законы, которые следовало бы знать и учитывать педагогу. Например, Г. Эббингауз установил, что при запоминании последовательности из непонятных слов или символов с одного раза обычно можно усвоить не более 7 элементов.
Отсюда следует, что на одном занятии не следует рассматривать более 7 новых терминов и понятий — усвоить их смогут лишь немногие дети.
Другое важное свойство памяти было открыто еще в начале XX в., но стало широко известным благодаря знаменитому фильму «Семнадцать мгновений весны».
Его можно назвать «правило Штирлица»: лучше всего запоминается начало и конец информационного ряда.
Отсюда следует, что самые важные факты, понятия, определения, теоремы, которые учитель дает на уроке, должны быть сформулированы либо в начале урока, либо в его конце. Не случайно опытные учителя нередко в конце урока оставляют последние 2—3 мин на повторение основных сведений, которые ученики должны усвоить,— такой методический прием полностью соответствует психофизиологическим свойствам памяти.


Слайд 49Третье открытие Г. Эббингауза
Третье открытие Г. Эббингауза таково: количество со-храняющегося

в памяти материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки.
Поэтому регулярная проверка усвоенного — важное условие сохранения учебного материала в долговременной памяти.
Учитель, регулярно проводящий опрос учеников по пройденному материалу, добивается тем самым значительно лучшего усвоения, чем если бы он торопился перейти от одной темы к другой.
В этом смысле лекционный стиль преподавания, как в вузе, может быть эффективен только в сочетании с практическими и семинарскими занятиями, на которых пройденный материал повторяется.
«Повторенье — мать ученья!»

Слайд 50«Эффект Зейгарник»
Еще одно свойство памяти было открыто нашей знаменитой соотечественницей

Б. В. Зейгарник и получило название «эффект Зейгарник».
Оно состоит в том, что события, связанные с незавершенным действием, запоминаются лучше, чем связанные с законченным действием.
Отсюда следует интересный методический вывод: урок должен как бы обрываться на полуслове, что-то должно оставаться недоговоренным, недоделанным — это будет способствовать лучшему запоминанию материала.
По-видимому, здесь играет свою роль значительный эмоциональный компонент, возникающий в подобной ситуации. Задача, оставшаяся нерешенной, стихотворение, оставшееся недочитанным, рассказ о географическом открытии, не доведенный до конца, оставляют у учеников ощущение притягательности, им интересно узнать, что будет дальше, они невольно зафиксируют это в своей памяти, и усвоение будет более эффективным

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика