Философы-моралисты презентация

Содержание

Космологическая концепция досократиков и ее роль в объяснении нравственности. Софисты и их принцип «Человек есть мера всех вещей». Сократ и его роль в развитии этики. Аристотель - создатель этики. Этические и

Слайд 1Выполнила студентка 3 курса
Заочной формы
Мухина Н. В.
Философы-моралисты


Слайд 2Космологическая концепция досократиков и ее роль в объяснении нравственности. Софисты и

их принцип «Человек есть мера всех вещей». Сократ и его роль в развитии этики. Аристотель - создатель этики. Этические и дианоэтические добродетели. Незримый спор Аристотеля с Сократом по специфике нравственности.
Эпикур и его концепция эвдемонизма. Понимание наслаждения как отсутствие страданий. Признак полноты наслаждения. Свобода как довольство ограничением своих желаний. Преодоление страха смерти - гарантия преодоления всех других страхов.
Свобода воли у Августина и у Аквината. Теодицея Ав. Блаженного. Смена парадигмы эманации эпохи средневековья на концепцию разворачивания Н, Кузанского. Гуманизм эпохи Возрождения.

План


Слайд 3Досократиков – философы античного периода до Сократа (800 – 500 годы

до Р.Х.). Досократиков (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 ст. до н. э. Основные философские центры ранней философии Греции – Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократиков: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейский школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократиков – космос, его элементарные первоосновы, причины различных природных явлений, поэтому эта философия называется также космологической и натурфилософией. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.



Слайд 4Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именовали человека, который

посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Такими считали Солона и Пифагора.
Софистов было немало, но наиболее характерны для этого направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.
Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.
Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.


Слайд 5Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если

бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость, обусловленная способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова.
Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.
Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным. Софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики.



Слайд 6Сократ

Сократ (469–399 гг. до н. э.), которого по праву считают отцом

античной этики, отводил морали первостепенную роль в обществе, считая ее фундаментом достойной жизни каждого человека. Сократ не принимал учение софистов из—за отсутствия у них позитивной программы. В отличие от них философ стремился сформулировать систему устойчивых и общих понятий. Такая первоначальная идея Сократа не случайна и функциональна. Для решения этой проблемы Сократ использовал специальный метод, который получил название индуктивного и который исследователи условно разделили на пять частей:
1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не знаю»);
2) ирония (или выявление противоречий);
3) майевтика (или преодоление противоречия);
4) индукция (или обращение к фактам);
5) дефиниция (или окончательное установление искомого понятия).


Слайд 7Необходимо отметить, что метод, который применил Сократ, и сегодня не утратил

своего значения и используется, например, как один из способов ведения научных дискуссий.
Этика призвана способствовать постижению и осуществлению данной установки. Счастье означает благоразумное, добродетельное бытие. Таким образом, только нравственный человек может быть счастливым (а также разумным, что практически то же самое).
Эвдемонистическая позиция Сократа дополняется также его точкой зрения о самоценности морали: не сама мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а, наоборот, счастье напрямую зависит от нравственного облика (добродетельности) человека. В связи с этим уточняется задача самой этики: помогать каждому человеку стать моральным, а вместе с тем счастливым.
Сократ при этом различал понятия «счастье» и «наслаждение». Он выдвигал проблему свободы воли. Главными добродетелями человека он считал: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования человека.
В поиске путей решения всех этических проблем он занимал всегда рационалистическую позицию. Именно разум, знание являются основой добродетельности (по—другому, каждая добродетель – определенный вид знания).
Неведение, незнание являются источниками безнравственности. Таким образом, по Сократу, понятия истины и добра совпадают. Возможно, за утверждением Сократа о том, что ученый, мудрец не способен на зло, находится глубокая мысль: моральные ценности лишь тогда имеют важное функциональное значение, когда признаны человеком как истинные.

Слайд 8

Творчество Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) считают высшим развитием античной

этики. С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика». Хотя вопрос о принадлежности этих сочинений именно перу Аристотеля все еще является предметом дискуссий. Сегодня подлинным трактатом философа считают только «Никомахову этику».
Этика, считает Аристотель, - это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека, как стать счастливым. Этика должна изучать индивидуальное поведение человека, его отношения с другими людьми, поэтому она является, прежде всего, социально—
политической этикой, т. е. областью
знаний, которая исследует нравственные
задачи государства и гражданина.
Таким образом, этика Аристотеля занимала
среднее положение между его
психологией и политикой.

Слайд 9Дианоэтические добродетели
- это добродетели разума в собственном смысле слова как

высшего, сознательного, повелевающего начала.

– это добродетели характера, образующиеся как результат взаимодействия разумной и неразумной части души. Разум занимает здесь ведущее положение.

Аристотель делит добродетели на два вида:

Этические добродетели


Слайд 10Аристотель подвергает критике Сократа за стремление интеллектуализировать нравственность, за недооценку воли

и влияния особенностей характера на поведение личности. В «Большой этике» Аристотель решительно заявляет, что Сократ Упразднил страсть (pathos) и нрав.


Слайд 11Эпикур - древнегреческий философ-материалист, создатель философии счастливого индивидуализма –эпикуреизма.
Эпикур создал

этическое учение об ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч. Eudaimonia - счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой -таков логический стержень учения Эпикура. Если Аристотель считал, что счастье не зависит от человека, то Эпикур напротив считал, что счастье целиком находится во власти человека.

Эпикур и его концепция эвдемонизма


Слайд 12- основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность,

даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так, Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека. Аквинат перетолковал господствующую августинскую интерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.

Августин (13 ноября 354 г.) и Аквинат (1225— 1274)


Слайд 13Гуманизм эпохи Возрождения
ХIV—ХVI вв.


Слайд 14 считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке,

и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374).


Слайд 15обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая

на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Гуманистическая мысль второй половины XV в.


Слайд 16Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.


Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов.

Этика Канта


Слайд 17– термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий

основной закон его этики. Нравственный закон — объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. И он должен был бы быть самоочевидной основой поведения всех. Однако человек — не просто разумное существо, он — несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, а могут быть и чаще всего и бывают случайными. Она сообразуется не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он приобретает форму принудительного веления — императива.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ


Слайд 18 Для того чтобы описать специфическую императивность нравственности, Кант подразделил все

императивы человеческого поведения на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически. Гипотетические императивы можно назвать относительными, условными. Они говорят о том, что поступок хорош в каком-то отношении, для какой-то цели. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий.
Нравственность есть принцип автономии воли, т.е. воли, которая является сама для себя законом.

Слайд 19одной из ступеней в развитии идеи права считает мораль. Она является

более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом.

Гегель


Слайд 20В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины

как основания ответственности индивида.

Высшая ступень осмысления права человеком по Гегелю — нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми.

Слайд 21В своем главном произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр изображает

скрытую за субъект-объектными формами представления слепую безосновную Мировую Волю, которая дробится в бесконечном множестве проявлений.
Воля является могучим творческим принципом, но ей изначально присуще нечто ущербное, негативное. Высшее из проявлений воли – человек, существо, наделенное познанием.
По мнению Шопенгауэра, чем сильнее развит интеллект, тем сильнее способность к страданию и нравственные коллизии.
Шопенгауэр называет наш мир наихудшим из возможных, а свое учение – пессимизмом

философ Артур Шопенгауэр (1788-1860)


Слайд 22 - (от лат. utilitas — польза) — направление в моральной

философии, основанное Дж. Бентамом и развитое в его классическом виде и именно под названием «У». Дж. С. Миллем (1863). Милль сформулировал основные аргументы У. против многочисленных возражений критиков; главный пафос миллевской полемики был направлен против И. Канта и его английских последователей.

Утилитаризм


Слайд 23Имморализм
Имморализм (или аморализм), направление в этике, отрицающее мораль и какие бы

то ни было нравственные нормы, связывающие волю индивида. В качестве представителей Имморализма в новой философии можно назвать Ф. Ницше. Ницше, популяризовавший термин Имморализм, исходит из культа личности.

Слайд 24Русский религиозный философ Соловьев (1853 - 1900)
Понимал нравственную философию как

путеводитель для избравших правый путь. Она бесполезна тем, кто его не избрал. Но правильный выбор вовсе не гарантирует немедленного достижения праведности — этот путь долог и требует от человека больших и систематических усилий. Соловьев решительно настаивал на выборе пути добра и на том, что пренебрежение им уводит к духовной смерти. Соловьев критикует другие позиции, приверженцы которых чужды идолам, но уклонились с пути истинного Добра (сюда можно отнести Ф. Ницше, толстовство и др.) Испытующая мысль и совесть человека показывают, в чем их упущения: в человеке есть то, что «уважено самим Богом», — «внутреннее неоценимое и незаменимое достоинство человека в его разуме и совести». Этика, писал он, связана с верой в добро и бескорыстным служением добру. На основе безусловной правды добра определяются критерии всего справедливого для построения человеческого общества. Быть личностью очень важно и для нравственного самосознания человека, и для следования по пути добра. Соловьев настаивал, что личность безусловно ценна.

Слайд 25Проблема свободы развивается Бердяевым со времени перехода его на позиции «богоискательства».

Эти взгляды получили развернутое выражение в работе «Философия свободы» (1911 г.). В ней был раскрыт исходный для его философии принцип: «Свобода, прежде всего свобода - вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой отвлеченной и рационалистической философией». Свобода - главная идея Бердяева. В ее развитии он осмысливает вопросы, почему человек, по своей природе свободное и творческое существо, так неумело пользуется этими дарами Всевышнего, почему в истории осуществляется совсем не то, что задумывалось человеком, почему свои знания и умения человек обращает во зло себе, на угнетение себе подобных, почему одинок талант и везде вынужден быть в оковах. Философ убежден в самоочевидности свободы человека.

Философия свободы Н. А. Бердяева


Слайд 26В экзистенциализме философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга;

мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.
Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в претензии на принципиально новое понимание человека и его места в мире, смысла и значения человеческого существования. Главным для экзистенциализма является вопрос о том, как человек может отстоять свою индивидуальность, своё «я» в условиях монополизации и бюрократизации общественной жизни. Согласно представлениям экзистенциалистов, человек является хозяином своей собственной судьбы лишь тогда, когда его действия носят непосредственно импульсивный характер.

Этика экзистенциализма


Слайд 27 По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого

бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение.
Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих).

Слайд 28Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки:

абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации: неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; абсолютная противопоставленность бога и человека.


Слайд 291. Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, М.: Политиздат, 1986
2.

Эпикур. Письмо к Менекею // Диаген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.
3.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. -М., 1977.
4.Кессиди Ф. Х. Окпат. М., 1976.
5. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества - М.: Правда, 1989.
6. Дробницкий О. Г. Понятие морали, М.: Наука, 1974 — 388 с.
7. Философия под ред. В. П. Кохановского, Ростов-на-Дону.: Книга, 1995.

Список использованной литературы:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика