Формирование тестовых заданий презентация

Содержание

В ходе учебного процесса тест выполняет диагностическую, обучающую, организующую, развивающую и воспитывающую функции. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Составление тестов – требует тщательной подготовки. Тест очень

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


Слайд 2В ходе учебного процесса тест выполняет диагностическую, обучающую, организующую, развивающую и

воспитывающую функции. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.
Составление тестов – требует тщательной подготовки. Тест очень чувствителен к качеству задания, к совершенству методики и организации, требует высокого уровня литературной, научной, и технической грамотности составителя задания.


Слайд 3Виды педагогических тестов
Важным компонентом современной технологии обучения является тест как инструмент

измерения уровня знаний и сложности заданий.
В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания.

Слайд 4По процедуре создания
По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные

тесты.
Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.
В образовании можно выделить ряд задач, которые могут быть решены нестандартизированными тестами. Однако для целей мониторинга можно использовать только стандартизированный тестовый инструмент.

Слайд 5По средствам предъявления
бланковые (тесты ≪бумага и карандаш≫) – эти тесты, в

свою очередь, можно разделить на два вида:
– с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;
– с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;
предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;
аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;
практические – появившиеся относительно недавно тесты сходны с известными у нас лабораторными работами (по химии, физике, биологии и т.д.), однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение;
компьютерные.

Слайд 6По средствам предъявления
Каждый из способов предъявления имеет свои плюсы и минусы.
Компьютерные

очень быстрые, однако они провоцируют случайные ошибки и не оставляют исходных результатов на случай апелляции, что ограничивает их применение для аттестации учащихся.
Бланковые позволяют экономить на бумаге, удобны для пересылки, дают возможность сканирования для обработки результатов, но при этом также не дают исходных результатов и провоцируют случайные ошибки, поскольку требуют наличия навыка работы с бланком.
Наиболее качественные результаты могут быть получены с использованием тестовых тетрадей, но при этом возникает проблема ввода результатов для обработки и дополнительных расходов на печать самих тетрадей.

Слайд 7По средствам предъявления
Среди тестов практически нет таких, когда осуществляется устное предъявление

материала (зачитывание вслух вопросов и вариантов ответов) тестовых заданий, хотя учителя иногда на уроках предлагают ученикам выполнять тест именно таким образом, в результате чего педагог получает недостоверные результаты. Исключение здесь составляют тесты для проверки знания иностранных языков, когда устное воспроизведение обусловлено содержанием учебного материала.

Слайд 8По характеру действий
вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические

тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и т.д.);
невербальные (практические) связанные с практическим манипулированием предметами: карточками, блоками, деталями.

Слайд 9По ведущей ориентации
тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено

настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;
тесты мощности, или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух перечисленных выше. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограниченное, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения.

Слайд 10По степени однородности задач
гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют

оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;
гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию.

Слайд 11По целям использования (классификация Гронлунда)
входное тестирование;
формирующее и диагностическое тестирование;
тематическое, итоговое, рубежное

тестирование;
критериально-ориентированное тестирование.

Слайд 12Входное тестирование
Входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения.

Проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся.


Слайд 13Входное тестирование
С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом

до начала его изучения.
Для сильных учащихся, предположительно уже имеющие некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися.

Слайд 14Формирующее тестирование
Предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе

обучения, то есть при текущем контроле.
Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только изученного материала или темы.

Слайд 15Формирующее тестирование
Выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым.
Если большинство

тестируемых не справляется с формирующим тестом, то необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изученного материала.
Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с несправившимися проводится индивидуальная дополнительная работа.

Слайд 16Формирующее тестирование
Формирующий тест способствует современному выявлению и устранению пробелов в процессе

обучения.
В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.


Слайд 17Диагностическое тестирование
Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин

допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки.
Диагностический тест состоит из заданий на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить, на каком этапе возникают ошибки.


Слайд 18Диагностическое тестирование
Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые

пробелы.
Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.


Слайд 19Итоговое тестирование
Обеспечивает определение итоговых достижений. Итоговое тестирование проводится по окончании обучения

и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту.
В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.


Слайд 20Критериально-ориентированное тестирование
Служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины,

раздела, темы. Критерий оценки (сколько % заданий по каждому разделу должно быть выполнено правильно) задается преподавателем на основе образовательных стандартов.
При создании подобного теста особое внимание уделяется тому, чтобы задания теста соответствовали области содержания и адекватно отражали все ее элементы.


Слайд 21Структура теста
Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий.
В

инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, что надо сделать, чтобы записать правильный ответ.
Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Слайд 22Структура теста
После инструкции располагаются пронумерованные тестовые задания.
Задания в тесте (субтесте),

в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнять какое-то количество заданий.

Слайд 23Формы тестовых заданий
1) задания с выбором ответов (с множественным выбором или

с выбором одного правильного ответа);
2) задания на установление соответствия;
3) задания на дополнение;
4) задания на установление правильной последовательности.


Слайд 24Формы тестовых заданий


Слайд 25Формы тестовых заданий
Выбираются в зависимости от целей тестирования и содержания проверяемой

дисциплины.
Разработчик может использовать в тесте задания только одной формы, а также сочетать в тесте несколько различных форм.
Выбор форм во многом зависит от технологии проверки, сбора и обработки результатов, материального обеспечения.


Слайд 26Задания с выбором ответов
Инструкция для заданий с выбором ответов рекомендует, что

должен сделать испытуемый для правильного выполнения задания. Например, ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА.
Основной текст задания формулируется в виде утверждения, может включать график, рисунок, формулы, диаграммы и др.


Слайд 27Задания с выбором ответов
Далее следуют варианты ответов, где правильным является чаще

всего только лишь один. Остальные варианты ответов, неправильные, но правдоподобные, т.е. похожие на правильные, называются дистракторами.
Соответственно, в результате выбора правильного ответа основная часть задания становится утверждением истинным, если выбран дистрактор – ложным.

Слайд 28Задания с выбором ответов
Как теоретики, так и практики пришли к выводу,

что оптимальным количеством альтернативных ответов является 4-5.
Если дистракторов меньше, то увеличивается вероятность угадывания. Увеличение вариантов ответов может привести к созданию некорректного задания.
Как правило, трудно найти более 4-5 оригинальных альтернативных ответов, а также правдоподобных дистракторов, которые будут одинаково привлекательны для выбора.

Слайд 29Задания с выбором ответов
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дистрактор был

одинаково привлекательным и равномерно использоваться испытуемыми, выбирающими неправильный ответ.
Если дисктрактор неправдоподобен, то он перестает выполнять свою функцию. Увеличение числа ответов, даже если дистракторы правдоподобны, ведет также к перегруженности тестовых заданий и всего теста, соответственно испытуемым потребуется намного больше времени для его выполнения.

Слайд 30Требования к заданиям с выбором ответов
Инструкция, основной текст задания и варианты

ответов должны быть хорошо поняты испытуемыми.
Текст задания должен формулироваться четко, по возможности кратко, а также быть свободен от двусмысленности.
В основной текст задания включается максимальное количество информации, относящейся к проблеме. В вариантах ответов не используются повторяющиеся слова и выражения, они помещаются в основной текст задания.


Слайд 31Требования к заданиям с выбором ответов
Основной текст задания и ответы формулируются

с соблюдением правил грамматики и должны сочетаться между собой грамматически.
В тексте задания исключается двойное отрицание.
Среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ (если это не множественный выбор).
Варианты ответов должны быть краткими, иметь примерно одинаковую длину.


Слайд 32Требования к заданиям с выбором ответов
В ответах не рекомендуется употреблять слова

«все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных» так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.
Дистракторы должны быть одинаково привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа. Дистракторы одного задания должны быть связаны с содержанием тестируемого раздела.


Слайд 33Требования к заданиям с выбором ответов
Тестовое задание составляется таким образом, чтобы

ни его основной текст, ни варианты ответов не являлись ключом для других заданий.
При составлении группы заданий, относящихся к одному тексту, графику, схеме, необходимо обеспечить независимость заданий друг от друга, чтобы правильность выполнения одного задания, не зависела от правильности выполнения другого.
Не рекомендуется включать задания, выполнение которых основывается на субъективном мнении испытуемого.


Слайд 34Задания с выбором нескольких правильных ответов
Учащийся должен не только выбирать правильный

ответ, но и самостоятельно определить количество правильных ответов.
Обычно эти задания рекомендуется использовать в текущем контроле для проверки классификационных и фактических знаний, но не исключено использование подобных заданий в итоговом контроле.


Слайд 35Задания с выбором нескольких правильных ответов
Включение заданий с выбором нескольких правильных

ответов сопровождается специальной инструкцией (например, ОБВЕДИТЕ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ). При этом необходимо заранее разработать систему оценивания задания.


Слайд 36Достоинства заданий с выбором ответов
четкость оценивания ответов,
возможность компьютерной проверки без

привлечения экспертов,
небольшое количество времени на выполнение задания (1-2 мин.).

Слайд 37Недостатки заданий с выбором ответов
присутствует эффект угадывания, но возможны пути предотвращения;


при нарушении условий проведения тестирования возможно списывание;
несут в себе неправильные ответы, что плохо влияет на испытуемых;
невозможность с их помощью оценить сферу творческих способностей испытуемых.

Слайд 38Задания на установление соответствия
Это такие задания, когда испытуемый должен определить соответствия

между элементами двух множеств.
Используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами, классами и др.
Инструкция к таким заданиям имеет вид: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.


Слайд 39Пример задания на установление соответствия


Слайд 40Требования к заданиям на установление соответствия
Элементы двух множеств должны быть выбраны

по одному основанию для включения однородного материала в каждое задание теста.
Рекомендуется помещать в текст задания названия каждого столбца (обобщающее определение множества).
Желательно, чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть равновероятно правдоподобны.


Слайд 41Требования к заданиям на установление соответствия
Если задание не предполагает четкого соответствия,

т.е. одному элементу левого списка не обязательно соответствует только один элемент правого списка, то в инструкции к заданию обязательно указывается о наличии дистракторов и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.


Слайд 42Требования к заданиям на установление соответствия
В связи с особенностью восприятия число

элементов одного списка не должно превышать 10.
Все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.


Слайд 43Задания на установление правильной последовательности
Тестовые задания этой формы предназначены для проверки

знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, последовательности событий во времени и др.
Задание предполагает, что испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов: действий, событий и др., связанных определенной задачей.
Порядок указывается с помощью цифр или букв в специально отведенном месте.


Слайд 44Задания на установление правильной последовательности
Необходимо помнить, что такие задания часто очень

громоздки и нередко допускают варьирующую последовательность ответов.
Инструкции к заданию на установление правильной последовательности имеют следующий вид: УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.


Слайд 45Задания открытого типа
Отличительной особенностью заданий открытого типа является то, что в

процессе их выполнения испытуемый сам записывает правильный ответ (слово, выражение, число, формулу и т.д.).
Различают две формы заданий открытого типа: задания на дополнение и задания со свободно конструируемый ответами (задания свободным развернутым ответом).


Слайд 46Задания на дополнение
Задания на дополнение предлагают, что ответ формулируется самим тестируемым:

это может быть формула, числовое выражение, слово и др.
Задания на дополнение предлагает краткий ответ.
Задание на дополнение сопровождается инструкцией: ДОПОЛНИТЕ. Далее следует основная часть задания, где формулируется проблема и делается пропуск на месте элемента, знание которого проверяется.


Слайд 47Задания на дополнение
Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью

таких заданий проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, возможна проверка понимания изученного материала.
Подобные задания хороши тем, что они сводятся к минимуму возможность догадки. Действительно, намного сложнее дать свой ответ, чем выбирать правильный из уже предложенных.


Слайд 48Задания на дополнение
Сложность составления таких заданий связана с тем, что основной

текст задания должен порождать только один, планируемый ответ. Возникновение неоднозначных ответов усложняет проверку результатов выполнения заданий теста в компьютерном режиме.
Испытуемый может в качестве ответа использовать синонимическое понятие на месте дополнения или переставить элементы дополнения – это надо учитывать при оценке результатов.


Слайд 49Требования к заданиям на дополнение
Каждое задание должно быть нацелено на одно

дополнение, место дополнения обозначается прочерком.
Дополнения лучше ставить в конце задания.
Все прочерки для дополнения в одном тексте должны быть одной длины.
После прочерка, если это необходимо, указываются единицы измерения.
В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.


Слайд 50Задания со свободными развернутыми ответами
Такая форма задания предполагает представление ответа в

развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме.
Задания со свободным развернутым ответом похожи на традиционные письменные контрольные задания. Они позволяют проверить и оценить различные уровни познавательной деятельности испытуемых.

Слайд 51Задания со свободными развернутыми ответами
Здесь проверяется не только знание фактического материала,

но и умение выражать свои мысли, логичность, оригинальность выражения (гуманитарная сфера), проверяется способы решения учебных задач, процесс выполнения.
Проблемы использования такой формы задания связана с объективностью оценивания, так как проверка этих заданий проходит не в компьютерном режиме, а с помощью экспертов (минимум 2).

Слайд 52Задания со свободными развернутыми ответами
Чтобы снизить субъективный момент в процессе проверки

заданий со свободно развернутыми ответами, разрабатываются четкие инструкции как для испытуемых, так и для проверяющих.
Для проверяющих дается эталонный ответ и составляется четкая инструкция, какое количество баллов дается за конкретные знания и умения.


Слайд 53Задания со свободными развернутыми ответами
Для испытуемого при формулировке задачи в инструкции

должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла, т.е. должно быть четко указано, сколько аргументов, фактов или примеров он должен привести, нужно ли представить схему, график или чертеж, решение задачи, уравнения и т.д. краткое, полное, с пояснением и т.д. Дается также рекомендация по поводу длины ответа (количество предложений, знаков и др.).

Слайд 54Оценка качества тестовых заданий
После проведения пробного тестирования наступает этап статистической обработки

полученных данных тестирования, что позволяет определить количественные характеристики тестовых заданий.
Для удобства обработки тестовых данных результаты заносятся в специальную таблицу – матрицу тестовых результатов.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика