Слайд 1ФГОС: проблемы, перспективы введения
ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы
«Наша
новая школа»
Слайд 2Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Главные задачи современной школы
– раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Слайд 3Системность введения ФГОС
ФГОС
Положение об аттестации
83 ФЗ
НСОТ
Наша новая школа
Слайд 4Основы школьного стандарта
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Общественный договор – социальный запрос семьи,
общества и государства
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
Слайд 5
Наша новая школа
Владение современными технологиями
Патриот России
Способность адаптации в современном мире
Культурные особенности
Национальные
особенности
Региональная социокультурная ситуация
Территориальные ( региональные) особенности
Муниципальный уровень
Социальный заказ и выбор родителей
Гражданская позиция
? ? ? ?
ОУ
Проек
ты
Слайд 6
Основные характеристики
нового стандарта
Новый формат стандарта (рамочный документ)
Новое содержание
стандарта (совокупность требований)
Расширение функций и пользователей стандарта
Новое методологическое основание
(системно-деятельностный подход)
Слайд 7З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность трех систем требований
Слайд 8Каков замысел?
Деятельностный подход
организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе
отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов
ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и внеучебной деятельности
Слайд 9Каков замысел?
Основная образовательная программа (ООП)
фиксирует цели и результаты образования в данном
ОУ, согласованные всеми участниками образовательного процесса
определяет пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся)
разрабатывает механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов (в частности, через их представление в Публичном докладе ОУ по итогам учебного года).
Слайд 10Каков замысел?
Результаты
отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков
результаты
освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты), универсальные учебные действия (ключевые компетентности), личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик) школьника
Слайд 11Каков замысел?
Условия
этот раздел Стандартов носит общий характер и (кроме информационно-образовательной среды)
прописан нейтрально по отношению к другим разделам Стандарта. Однако это не исключает использования результатов Комплексного проекта модернизации образования в части, касающейся условий при реализации Основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения
Слайд 12
Новое содержание образования
Новое целеполагание для учащихся и родителей
Новая цель образования
ФГОС
2010
Новые требования
к подготовке учителя
Новые технологии обучения
Новые средства обучения
Слайд 13ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА
ШИРОКОЕ
ВНЕДРЕНИЕ
ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
НОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 14СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
-СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
-СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
-СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 15
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Учитель
Изменение роли участников
педагогического процесса
Ученик
Получает готовую
информацию
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
содержания
Транслирует
информацию
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
Слайд 16
Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений
2004 год
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум
Сумма знаний
Система универсальных ЗУНов
Ключевые компетенции
Развитие личности
2010 год
Деятельностный подход
Возрастная периодизация
Конвенциональная норма
Воспитание как ценностноориентирован-ный процесс
Содержание образования и способы организации учебной деятельности
Систематизация и дифференциация ключевых компетенций
Слайд 17Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и
государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Слайд 18Стандарт как конвенциональная норма,
общественный договор:
ведущий компонент ФГОС – требования к
результатам;
договорные отношения между участниками
образовательного процесса, педагогический
контракт:
вариативность образования;
распределение ответственности за
достижение планируемых результатов
Слайд 19Инновации ФГОС
акцент не на содержании образования, а на его результатах
отказ от
приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков
результаты рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает в себе культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты); универсальные учебные действия (ключевые компетентности); личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик)
Слайд 20Оценивание в ФГОС
оценивание достигаемых образовательных результатов
оценивание процесса их формирования
оценивание осознанности каждым
обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения
Слайд 21Система оценки
Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг
системы
образования
Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка:
обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех
процедур внешней оценки
строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые
письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы и т.п.
Соотношение
внутренней
и внешней оценки
в итоговой оценке,
ее состав зависит
от ступени обучения
Накопленная оценка
Слайд 22
Стандарт как совокупность трех систем требований
К результатам:
-зафиксированы личностные, метапредметные, предметные
результаты
-преемственность результатов для разных ступеней
- зафиксирован системно-деятельностный подход
Слайд 23Стандарт как совокупность трех систем требований
К структуре (ООП):
-зафиксировано наличие частей, обязательной
и формируемой участниками образовательного процесса, и их соотношение
-определены разделы ООП (содержательно и количественно)
-интеграция учебной и внеучебной деятельности
-включена «неаудиторная занятость»
Слайд 24
Требования к условиям
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
информационная среда образовательного учреждения (ИОС)
Слайд 25Педагогический
потенциал
инновационной
образовательной
среды
Организация
коллективной
деятельности
и работы в группах
Индивидуализация
учебного
процесса
Психолого-
педагогическая
поддержка
учебного
процесса
Реализация
системно-
деятельностного
подхода
Разноуровневость
содержания
образовательного
ресурса
Создание ситуации
успешности
для учащихся
Гибкость
организационной
структуры
обучения
с использованием
ДОТ
Интенсификация
процесса
обучения
Социализация
учащихся
Мотивация к
самообразованию
Слайд 26Модель последовательности и содержания действий по введению нового ФГОС
Формирование рабочей группы
(Совета) по разработке проекта модернизированной образовательной системы
Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе
Разработка проекта модернизированной МСО
Разработка плана-графика модернизации МСО
Реализация запланированных изменений в МСО
Слайд 27Этапы деятельности по введению ФГОС
1 этап- Мониторинг существующей образовательной системы
2
этап – рекомендации по итогам мониторинга
3 этап – разработка проекта модернизированной образовательной системы
4 этап – разработка плана-графика модернизации
5 этап - реализация запланированных изменений в МСО
Слайд 28Выводы мониторинга готовности ОУ к введению новых ФГОС
Достаточно ли предлагаемых изменений
в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?
Слайд 29Схема организации деятельности по введению ФГОС
Муниципальная рабочая группа (Совет) по введению
ФГОС
Проектная минигруппа 1
Проектная минигруппа 2
Проектная минигруппа 3
Проектная минигруппа 4
Рабочая группа ОУ №…
Рабочая группа ОУ №…
Рабочая группа ОУ №…
1
2
3
3
2
1
3
2
1
Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС
Единичные проекты
Механизм контроля введения ФГОС
Слайд 30
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
Введение федерального
государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
Слайд 31Состояние разработки и утверждения стандарта
Стандарт начального общего образования утвержден приказом
от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
Стандарт основного общего образования – в стадии
разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Стандарт среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Слайд 32График введения ФГОС в образовательной системе г.Читы
2009-10 уч. год
-апробация ФГОС
(4 ОУ : СОШ№ 21, 30, 9, 49)
2010-11 уч. год
-продолжение апробации ФГОС в этих же ОУ
2011-12 уч.год
-обязательное введение ФГОС во всех первых классах ОУ города
-апробация ФГОС в 5-ых классах
Слайд 33«…исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового Стандарта, можно констатировать, что
при введении ФГОС в массовую практику самостоятельность и ответственность образовательного учреждения резко повышается. При таком рамочном Стандарте при умном руководителе ОУ, профессиональном педагогическом коллективе есть шансы и возможность реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа» Однако…».
А.Б.Воронцов, кандидат педагогических наук, эксперт ИПОП «Эврика», генеральный директор ОИРО
Слайд 34Проблемы
не разведены нормативные и рекомендательные документы
одна примерная образовательная программа (нет
реального выбора для ОУ и основы для создания собственной программы с учетом специфики и региональных особенностей образовательных учреждений)
базисный учебный план необходимо задать в общем виде
не разработано новое Положение об экспертизе учебников с описанием внятных и прозрачных критериев по поводу оценки соответствия новым ФГОС