Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя
воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой
Подготовила: старший воспитатель
Муратова Т.Н.
Слайд 2Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года
Слайд 3
Понятие ФГОС
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина,
права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Слайд 4Методологическая
и теоретическая основа ФГОС ДО
положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и
отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.)
Слайд 5Методологическая
и теоретическая основа ФГОС ДО
научные положения, практические разработки и методические
рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования
Слайд 6Цели ФГОС ДО
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 7Задачи ФГОС ДО
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
(в том числе их эмоционального благополучия);
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Слайд 8Назначение ФГОС ДО
разработка и реализация Программы;
разработка примерных образовательных программ дошкольного образования
(далее – Примерные программы);
разработка нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
формирование учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Слайд 9Нормативно-правовая основа
ФГТ утвержены приказом министерства образования и науки РФ от 23
ноября 2009 г №655
Данный приказ утратил силу на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации
Конвенции ООН о правах ребёнка
В соответствии с пунктом 6 части1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные требования разработаны на основе:
Стандарт разработан на основе:
Слайд 11Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
Проект ФГОС Требования к
структуре ООП ДО (2013 г.)
1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования
ФГТ к структуре ООП ДО (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655)ФГТ к структуре ООП ДО (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655)
1.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста
Слайд 16Требования к результатам освоения ООП
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
Целевые ориентиры ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
Слайд 17● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов
и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
Слайд 18ФГОС: новое!
Учитывает все периоды детства от 2 мес. до 7 лет
«Преследует»
цель - повышение социального статуса дошкольного образования.
Является основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре Программы;
Слайд 194) результаты освоения ООПДО понимаются только как целевые ориентиры для всех
участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
«Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
● аттестацию педагогических кадров;
● оценку качества образования;
● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».
Слайд 20 5) ООПДО реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.
6)
Ключевое место занимают требования к условиям реализации ООПДО.
7) Образовательные области представляют собой направления развития ребенка:
● социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Слайд 21 8) Образовательная среда для ребёнка дошкольного возраста включает следующие компоненты:
● предметно-пространственная развивающая
образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 22 9) Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не
менее 60% от её общего объёма; в части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
10)Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Слайд 23 11) Целевой раздел включает в себя:
● пояснительную записку;
● планируемые результаты как целевые
ориентиры освоения Программы.
12) Содержательный раздел Программы должен включать:
● содержание образовательной работы;
● описание форм, способов, средств реализации программы;
● содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООПДО.
Слайд 24 13) Дополнительным разделом ООПДО является текст её краткой презентации.
14) «Рекомендуется
вне зависимости от возраста воспитанников в Организации обеспечивать соотношение иных педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на каждые 50 воспитанников».
15) «Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или более младшим воспитателем и (или) помощником воспитателя».
16) «Рекомендуется в общеобразовательных группах обеспечивать соотношение соответствующих педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на трех воспитанников с ОВЗ».
Слайд 25 17) Реализация программы индивидуальным предпринимателем при числе детей в группе не
более пяти может осуществляться одним педагогическим работником в группе в течение всего времени пребывания воспитанников (в том числе за счёт привлечения индивидуальным предпринимателем педагогических работников). При числе детей в группе более пяти реализация программы индивидуальным предпринимателем осуществляется в соответствии с требования настоящего Стандарта к Организациям.
Слайд 2618.Требования к финансовым условиям
Финансовые условия реализации Программы должны:
● обеспечивать Организации возможность
выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
● обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников;
● отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.
Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется исходя из Требований к условиям реализации ООП ДО данного Стандарта и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов:
● на оплату труда работников, реализующих Программу;
● на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;
● связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;
иных, связанных с реализацией Программы.
Слайд 2718. Требования к финансовым условиям
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного ДО за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
Финансовое обеспечение реализации Программы бюджетного и/или автономного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы в соответствии с требованиями Стандарта по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом форм обучения в соответствии с ведомственным перечнем услуг.
При составлении проектов бюджетов должны учитываться нормативы финансирования, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии с которыми местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Слайд 28Отличия ФГТ от ФГОС
Основной отличительной особенностью ФГТ от федеральных государственных стандартов
заключается в том, что отсутствуют требования к результатам реализации программы.
ФГТ способствуют стандартизации дошкольного образования, что позволит дошкольному образованию стать частью общего образования, определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для учителей начальной школы
Слайд 29В ФГТ предъявляются только две группы требований: к структуре программы дошкольного
образования и к условиям ее реализации. Отсутствуют требования к результатам реализации программы: достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой ЗУН, а совокупностью личностных качеств. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.
Слайд 30
Отличие ФГТ от ФГОС заключается в следующем:
- если раньше в большинстве
комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
Решать поставленные цели и задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
Слайд 31В ФГОС есть три "Т" :
требования к содержанию,
требования к условиям,
требования к результатам.
В ФГТ требования к результатам отсутствуют.
Слайд 32Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить
учебную модель.
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать.
Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности - игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться.
Слайд 33Изменения касаются также позиции взрослого. Воспитатель должен взаимодействовать, но взаимодействие рассматривается
не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство).
Взрослый взаимодействует с детьми:
вместе ставит цели,
вместе действует по достижению этих целей
и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.
Слайд 34
Ещё один момент - самостоятельная деятельность детей, которая должна быть организована
за счёт предметно-развивающей среды с учётом интересов детей.
Слайд 35И как резюме, не надо ничему учить, дети сами поймут, найдут
правильный ответ в процессе организованной взрослым игры.
Слайд 36
Во главу угла и ФГТ и ФГОС лежит не учение, а
умение учится. Эта идея не нова, её культивировали многие мыслители.
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. (Г. Зиммель)
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. (А. Дистерверг)
Слайд 37Используемые материалы:
Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г.;
План
перехода на ФГОС ДО;
Спасибо за внимание