Слайд 1Специальность 34.02.01 Сестринское дело
МД 0200103 «Сестринский уход при различных заболеваниях и
состояниях пациентов педиатрического профиля»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Организация сестринского ухода за детьми дошкольного возраста с бронхиальной астмой в специализированном отделении детской больницы.»
Выполнил студент группы 122-III CД
Беляков Михаил Владимирович
Научный руководитель
Краснова Антонина Константиновна
г. Нижний Новгород
2015 год
Слайд 2Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире.
Ссылаясь на источники СМИ можно предположить, что по последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Как считает один из авторов Солопов, В. Н в своей книге «Бронхиальная астма. Эволюция болезни».: «Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети- до 40 лет.»
Слайд 3Предмет изучения:
Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей дошкольного возраста
Слайд 4Объект исследования:
Сестринский процесс бронхиальной астме у детей дошкольного возраста
Цель исследования:
изучить
сестринский процесс бронхиальной астме у детей дошкольного возраста
Слайд 5Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:
- этиологию и предрасполагающие факторы
бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста ;
- клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста;
- принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме детям дошкольного возраста;
- методы обследований и подготовку к ним;
- принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой) у детей дошкольного возраста.
Слайд 6Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:
- два случая, иллюстрирующие тактику
медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией;
- основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
Слайд 7Методы исследования:
- научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;
- эмпирический -
наблюдение, дополнительные методы исследования:
- организационный (сравнительный, комплексный) метод;
- субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);
- объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные);
- биографические (изучение медицинской документации);
- психодиагностический (беседа).
Слайд 8Что такое бронхиальная астма?
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных
путей, в котором участвуют тучные клетки и эозинофилы, развивающиеся у предрасположенных к нему лиц и характеризующиеся рецидивирующей обструкцией дыхательных путей в ответ на различные раздражители
Слайд 9Этиология :
Причины точно не известны.
Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность
- определяют склонность организма к болезни.
Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.
Причинные факторы (индукторы) - сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
Слайд 10Наиболее часто причинами бронхиальной астмы в детском возрасте являются неинфекционные аллергены
(бытовые, пыльцевые, пищевые, лекарственные)
Слайд 11Патогенез :
чрезвычайно сложен, многогранен и до настоящего времени окончательно не изучен.
Слайд 12Клиника:
характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых
У детей приступы
БА обычно возникают на фоне ОРЗ, хотя в некоторых случаях они бывают на фоне стрессовых ситуаций.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:
Период предвестников(чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты);
Период разгара (удушье с чувством сжатия за грудиной, ребенок принимает вынужденное положение, появляется одышка);
Период обратного развития приступа (Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.
Приступы астмы (особенно у маленьких детей ) вызывают испуг, они мечутся в постели, дети постарше стремятся )
Слайд 13Послеприступный период характеризуется следующими симптомами:
Общая слабость, заторможенность реакции, сонливость ;
Возникают изменения
в работе дыхательной системы (выслушивается бронхиальное дыхание с рассеянными сухими хрипами на выдохе) ;
Проявляются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (брадикардия, понижение АД)
При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 - 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.
Слайд 14 Осложнения:
астматический статус;
спонтанный пневмоторакс;
острая дыхательная недостаточность;
эмфизема легких;
хроническое легочное сердце;
ателектаз легкого;
пневмония;
при длительном
лечении БА гормональными препаратами - ожирение, гипертония, патологические переломы костей.
Слайд 15Дифференциальная диагностика:
Рентгенография органов грудной клетки помогает выявить врождённые аномалии и аспирацию
инородного тела. Кроме того, при этих состояниях большую помощь оказывает целенаправленно собранный анамнез.
Потовая проба позволяет исключить муковисцидоз.
Контрастное исследование с бариевой взвесью проводят при подозрении на трахеоэзофагеальный свищ, гастроэзофагеальный рефлюкс и сосудистые аномалии.
Слайд 16Доврачебная помощь при приступе БА:
Слайд 17Лечение БА:
Очень часто детям первого года жизни медикаментозное лечение не назначается
, поскольку в этом нет необходимости, т. к. проявления болезни у них слабое и не вызывает серьезных опасений
Слайд 18При более выраженных симптомов больному ребенку назначают β2-агонисты, короткого действия с
помощью аэрозольного ингалятора со спейсером, снабженным клапаном. Для приема этого лекарства можно воспользоваться лицевой маской или небулайзером
Слайд 19В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и
муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.)
Слайд 20При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз
глюкокортикостероидов (60 - 90 мг преднизолона каждые 3-4ч).
Слайд 21Для лечения бронхиальной астмы используют следующие лекарственные препараты:
- аэрозоли селективных в-адреномиметиков.
Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля.
- аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные.
- медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина применяют для купирования приступа бронхоспазма
- пероральный прием пролонгированных препаратов (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).
- отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.) применяют для улучшения отхождения мокроты.
- антибактериальные средства - эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др. Назначают, если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии).
- глюкокортикостероиды назначают при прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 - 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы). Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.
Слайд 22Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации:
Субъективные методы обследования
(Жалобы: затрудненное дыхание, кашель)
- Объективные методы обследлвания (История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела)
2 этап. Выявление проблем больного ребенка: У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности
Слайд 233-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода:
способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
Слайд 24План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация: Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
Слайд 252. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы
с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
Слайд 263. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги,
игры и др.
Мотивация: Создание условий для соблюдения режима
Слайд 274. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной
уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
Слайд 285. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые
вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым
Слайд 296. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства :
Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пикфлоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация: Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
Слайд 307. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
Слайд 315 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.