Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Слайд 2 повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина
Стратегическая цель государственной политики в области образования:
Слайд 3Индивидуальные потребности – личностная, социальная, профессиональная успешность обучающихся
Социальный заказ –
безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние
Государственные требования – национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность
ФГОС ОО как общественный договор
Слайд 4«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения
понятия и структуры ГОС»
государственные образовательные стандарты
федеральные государственные образовательные стандарты
Статья 7.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 309-ФЗ
от 1 декабря 2007г.
Слайд 5Сравнение ГОС и ФГОС ООО
ГОС Основная
образовательная программа
Примерные
программы
дисциплин
ФГОС
Основная
образовательная программа ОУ
Примерная
основная
образовательная программа
Сравнение ГОС и ФГОС ООО
Слайд 6Сравнение ГОС и ФГОС ООО
ГОС
содержание образования (обязательный минимум содержания образования)
ФГОС
Деятельность субъектов
образовательного процесса
(как процессуальные характеристики, так и результаты деятельности)
Предмет стандартизации ОС
Слайд 7
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 8Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден
приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
(зарегистрирован Минюстом РФ от «01» февраля 2011 г. № 19644.
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки
Слайд 9Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность
результатов для разных ступеней
зафиксирован системно-деятельностный подход
структуре
зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеучебной деятельности
включена «неаудиторная занятость»
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Слайд 10Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация
к обучению и познанию
ценностно-смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Слайд 11Разное устройство начальной, основной и старшей школы
Младшие школьники осваивают умение учиться.
Первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.
Старшие школьники, выбирая профиль обучения, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности.
Слайд 12В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает
воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Слайд 13Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, содержит обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
ООП начального общего образования.
Обязательная часть - 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема ООП.
ООП основного общего образования.
Обязательная часть ООП - 70%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса – 30% от общего объема основной ООП.
ООП среднего (полного) общего образования.
Обязательная часть ООП - 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объёма ООП.
Основная образовательная программа
–целостный документ
Слайд 14
Требования к структуре
основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
количеству и
наименованию разделов, в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов;
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной
программы;
- организации внеурочной деятельности
Слайд 15
Требования к структуре
основной образовательной программы
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые
результаты освоения обучающимися ООП основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования.
Слайд 16
Требования к структуре
основной образовательной программы
Содержательный раздел :
- программу развития
универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы.
Слайд 17
Требования к структуре
основной образовательной программы
Организационный раздел включает:
- учебный план
основного общего образования как один из основных механизмов реализации ООП;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 18Программа развития универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени основного
общего образования
должна
содержать:
1) описание ценностных ориентиров содержания образования наступени основного общего образования;
2) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
4) типовые задачи формирования личностных, регулятивных,познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от начального общего образования к основному общему образованию.
Слайд 19Формирование и развития ИКТ-компетентности
обучающихся
Представлять комплексную программу, направленную на реализацию требований стандарта
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной (общей и предметной) и бщепользовательской ИКТ-компетентности.
Слайд 20Исследовательская и проектная деятельность
обучающихся должна быть:
Направлена на овладение обучающимися
совокупностью учебно-познавательных приемов
и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путейразрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов.
Слайд 21Программы отдельных учебных предметов, курсов должны:
Обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП
основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
1) программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
2) фундаментального ядра содержания общего образования;
3) требований к результатам освоения ООП основного общего образования;
4) программы развития универсальных учебных действий.
Слайд 22Программа воспитания и социализации обучающихся
должна быть направлена на:
Воспитание высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России.
Принятие базовых национальных ценностей российского общества.
Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Формирование уклада школьной жизни.
Формирование у обучающихся активной гражданской позиции.
Слайд 23Программа воспитания и социализации обучающихся
должна быть:
Направлена на оказание психолого-педагогической и
информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Слайд 24Программа воспитания и социализации обучающихся
должна быть направлена на:
формирование и развитие
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования.
Слайд 25Программа воспитания и социализации обучающихся
должна быть направлена на:
овладение обучающимися принципами
сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающихся с окружающим социумом, природой.
Слайд 26Программа коррекционной работы должна быть:
Направлена на коррекцию недостатков психического и (или)
физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования,
оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Слайд 27Итоговая оценка результатов освоения ООП
включает две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся,
отражающие
динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников,
характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП.
Слайд 28Итоговая оценка результатов освоения ООП
Должны учитываться сформированность навыков выполнения проектной
деятельности и
способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: освоенной системы основополагающих элементов научного знания;
способов действий в отношении к системе знаний;
освоенных УУД и компетенций;
приобретенного опыта получения, применения и преобразования знаний и способов действий.
Слайд 29Итоговая оценка результатов освоения ООП
Государственная (итоговая) аттестация выпускников проводится по 5
-6 предметам: 3 - 4 обязательным (русский язык (родной язык), математика и история России) и 2 по выбору выпускника.
Один экзамен выбирается из следующих предметов: литература (родная литература), иностранный язык, обществознание, всеобщая история, география;
Другой – из предметов: физика, химия, биология. Дополнительно выпускник должен защитить индивидуальный проект, выполненный в процессе обучения.
Слайд 30Итоговая оценка результатов освоения ООП
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим
итоговой оценке, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися ООП должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Слайд 31Внеурочная деятельность школьников
– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной),
в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Слайд 33Воспитательные результаты и эффекты
внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 34Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об
общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.).
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 35Уровни воспитательных результатов
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Слайд 36Уровни воспитательных результатов
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается
во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 37 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
Форсирование результатов
недопустимо.
Слайд 38
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
информационная среда образовательного учреждения