Европейская рамка ИКТ-компетенций - пример международного отраслевого стандарта для ИТ области презентация

Содержание

План Стандарты отрасли и отраслевые стандарты компетенций и квалификаций ИТ стандарты Общие подходы ЕС к отраслевым рамкам Европейская рамка ИКТ-компетенций Методология Основные этапы и результаты Выводы и рекомендации

Слайд 1Европейская рамка ИКТ-компетенций - пример международного отраслевого стандарта для ИТ области



Надежда Сергеевна Вольпян
Председатель подкомитета ТК22/ПК 204 ИКТ-компетенции
Межотраслевой Совет по информационным технологиям Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, технический комитет «Информационные технологии»
Москва, 10 мая 2012


Слайд 2План
Стандарты отрасли и отраслевые стандарты компетенций и квалификаций
ИТ стандарты
Общие

подходы ЕС к отраслевым рамкам
Европейская рамка ИКТ-компетенций
Методология
Основные этапы и результаты
Выводы и рекомендации



www.ecompetences.eu


Слайд 3Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются:
Характеристики

продукции;
Правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
Выполнения работ или оказания услуг.


Стандарт также может содержать:
правила и методы исследований (испытаний) и измерений;
правила отбора образцов;
Требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или к этикеткам и правилам их нанесения.

Федеральный закон №184 –ФЗ
«О техническом регулировании»

Пример:
Германия тратит ежегодно на деятельность по стандартизации 800 млн. евро. При этом считается, что на каждый евро, вложенный с эту деятельность, Германия получает прибыль в 20 евро. Россия тратит на стандартизацию 300 млн. рублей или 7 млн. евро. С таким объемом финансирования мы обречены на дальнейшее отставание и эту ситуацию необходимо менять



Слайд 4



Источник: статья Евгения Зиндера «Классификации стандартов» журнал Information Мanagement №1
Стандарты ИКТ-компетенций

– неотъемлемая часть стандартов области ИТ

Слайд 5

Действующая структура стандартизации РФ


Слайд 6
Участие в деятельности ТК-МКТ-22 (www.itstandard.ru)
Быть в курсе разрабатываемых международных ИТ-стандартов с

начального этапа их создания

Участвовать в отработке международных ИТ-стандартов

Продвигать свои ИТ-стандарты на уровень международных

Члены ТК-МКТ-22 могут:

Экономическая заинтересованность бизнеса в международных
ИТ-стандартах

В настоящее время действует более 2000 международных ИТ - стандартов



Слайд 7

Взаимодействие ТК-МТК-22 с JTC1 /CEN
JTC1

Зеркальное
отражение
Статус
P-member
ТК-МТК-22
388. CEN/WS ICT
ICT/SKILLS

Workshop (IT profiles and curricula) Рабочая группа по информационно-коммуникационным технологиям/навыкам (профили IT и учебные программы)


New!


Слайд 8Стандарты Россия – ЕС: Адаптация? Гармонизация?


Слайд 9Вызовы: некоторые факты, связанные с уровнем квалификации использования ИТ
Доказано, что на

макро-уровне существует 85% корреляции между комплексной характеристикой уровнем умений использования ИТ трудовыми ресурсами и ВВП*;
Ежегодные потери бизнеса от неудач при внедрении ИТ-проектов по всему миру составляют до 4,5 триллионов Евро, и более половины ИТ-проектов превышают бюджет более чем на 80%**.

По причинам недостаточной квалификации кадров:

потенциальные потери 25% государственного ИТ-бюджета США**;
из 8 тыс. проектов только 16 % успешных 30% - закрыты, в остальных проектах – задержки, пересмотры, превышения бюджетов, сроки***

Источники:
*The e-Skills Manifesto
** CEPIS and IVI tasked by European Commission to develop ICT Professionalism and enhance mobility of CIOs in Europe. – Press Release, Brussels, January 2011
***Доклад Vivek Kundra Federal Chief Information Officer www.whitehouse.gov
****Исследование The Standish group http://www.standishgroup.com/


Слайд 10

www.ecompetences.eu

Предпосылки создания Европейской рамки ИКТ-компетенций

Отсутствие на общеевропейском уровне договоренностей об определении ИКТ- квалификаций/компетенций ИКТ-специалистов
Трудности в представлении актуальных потребностей рынка труда
Необходимость поддержки параллельных национальных рамок ИКТ-квалификаций/компетенций странами EC и каталогов ИКТ-компетенций транс-национальными компаниями (Airbus, Eurocopter, Michelin и др.):
Требовали значительных ресурсов
Препятствовали развитию интеграционных процессов в индустрии и бизнесе
Препятствовали мобильности трудовых ресурсов
Отсутствие общего языка для связи между требуемыми рынком труда квалификациями/компетенциями и системами сертификаций/ аккредитаций

Вывод: недостаток прозрачности влияет на конкурентоспособность Европейского ИКТ-сектора



Слайд 11Финансирование проекта разработки Европейской рамки ИКТ-компетенций


Слайд 12Общий ландшафт европейских рамок компетенций и квалификаций


www.ecompetences.eu

Согласованные национальные системы квалификаций и компетенций задают единую регулятивную среду для обращения потоков человеческого капитала и связанных с ним неосязаемых активов


Слайд 13Отраслевые рамки компетенций и квалификаций «EQF Testing», LdV LLL
Авиация: AEROnet project:

Bottom-up Development of a Transnational Occupational Profile
Финансовый сектор: €FA project: Core competence framework for the €uropean Financial Advisor. €QUALIFISE project: Methodological report on levelling qualifications in the financial services sector against the European Qualification Framework.
ИКТ: European e-Competence Framework 2.0 - A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors (в рамках LdV финансировалась только часть, связанная с методологией учета принципов ЕРК);
Парикмахерские услуги: EUC Hair project: European Certification in Hairdressing EQF Hair project: Guidance principles on the use of EQF in the hairdressing sector.
Спорт: EQF-Sports Project: Implementing the European Qualification Framework in the Sport sector. European agrrement of the Implementation of the European Hairdressing Certificate (UNI-Europa and Coiffure EU), European Commission Directorate General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities: Employment in Europe 2008 ORSA MINORE project: Life on board - New sea-related jobs: set of competences for the seafarer in Europe. ORSA MINORE project: Life on board - The seaman’s training in Europe: desk
Морские перевозки: Analysis ORSA MINORE project: Life on board - The seaman’s training: field analysis
Строительство: ОРК-CON project: Sectoral Qualifications Framework for the Construction Industry in Europe - Final report of the Working Group.




e-CF -Стандарт CEN!


Слайд 14Более 100 стран мира создают или используют системы квалификаций и компетенций


Источник:

Статья 2010г «The External Dimension of the European Qualifications Framework Developments in EU Partner Countries and Beyond” Arjen Deij and Borhene Chakroun, European Training Foundation (ETF)


Слайд 15

www.ecompetences.eu

Источник: Annual Qualifications Market Report 2011

Показатели зрелой системы квалификаций Великобритания (объем рынка £933 млн.)


Слайд 16Организация системы квалификаций в Великобритании


www.ecompetences.eu



Слайд 17

www.ecompetences.eu

Слайд 18

wwwecompetences.eu


Разработать общий инструмент для организаций, компаний и образовательных учреждений ЕС для реализации процедур найма, оценки, анализа компетенций персонала, формирования программ профессионального образования, определения путей развития карьеры.

Обеспечить таким инструментом и органы, принимающие решения в области развития ИКТ-компетенций и формирования образовательных политик, как для системы традиционного профессионального образования, так и для различных форм обучения на рабочих местах.


ст. CWA 16234-3:2010 D/E/F «Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов»

Цели Европейской рамки ИКТ-компетенций


Слайд 19Этапы развития проекта e-CF
HP Confidential


Слайд 203.















Планирование: сравнение существующих моделей


Слайд 21Планирование: исследование рынка

Источники: Roberto Bellini President AICA’s Chapter Milano CEN/ISSS

expert Project ICT Certification in Europe
Cedefop “ICT-skills certification in Europe” Cedefop

Слайд 22Планирование: принятие основных оглашений
Структура
Использование ИТ стандартов
Основные понятия «компетенции, знаний, навыков и

отношения»,
Связь между e-CF и EQF
согласованы и утверждены;
Общая структура рамки e-CF является четырехмерной;

Методология
Последовательный (шаг за шагом) способ принятия решений, с использованием опыта заинтересованных сторон и с акцентом на требования, предъявляемые к практическому использованию e-CF;

C самого начала проекта методисты обеспечивали полную согласованность определений и принимаемых решений
Выявление потребностей заинтересованных сторон
Достижение соглашений на основе выбора и принятия решений
Формализация решения
Структурирование выбранных решений в формате e-CF



Слайд 23

www.ecompetences.eu
Планирование: принятие основных определений
Компетенция -продемонстрированная способность применять знания, навыки и отношения

для достижения требуемых результатов (e-CF)
Знания – представляют совокупность «знаю что” (языки программирования, средства разработки и дизайна…)

Навыки – это способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи

Отношение – в этом контексте означает комплексное понятие – когнитивные способности и способности устанавливать связи (способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т.д.). Если знания и навыки являются компонентами, то отношение является тем, что их соединяет в индивидууме)


Отличие «компетенции» от «квалификации» заключается в наличии контекстного указания на сферы деятельности в области ИКТ, в которых используются знания и навыки. Если EQF описывает эталонные результаты обучения для получения квалификации («предложение»), то e-СF описывает эталонные уровни компетенции в профессиональных профилях («спрос»)
В e-СF сформулированные потребности работодателя в навыках и умениях


























Слайд 24Планирование: определение целевой группы е-СF:
«навыки (Skills) в области ИКТ» подразделяются на

три основные категории:
навыки эксперта в области ИКТ;
навыки электронного бизнеса
навыки пользователя ИКТ;

«способности, необходимые для исследования, проектирования, разработки, управления, производства, консультирования, маркетинга, продажи, интеграции, установки, администрирования, обслуживания, поддержки и сопровождения ИКТ-систем».
European e-Skills Forum
Характер работы экспертов в области ИКТ и необходимые для нее навыки и умения определяются способом организации работы с продуктами, услугами и системами ИКТ

Согласно сводному отчету о результатах форума European e-Skills/Competence Forum (Ee-SF, 2004 г.)



Слайд 25Планирование: выявление заинтересованных сторон и форм частно-государственного партнерства

Источники: Roberto Bellini President

AICA’s Chapter Milano CEN/ISSS expert Project ICT Certification in Europe
Cedefop “ICT-skills certification in Europe” Cedefop

Слайд 26

www.ecompetences.eu

Реализация: формирование команды экспертов

Владельцы национальных и международных систем ИТК компетенций и квалификаций
Руководители ИТ-служб и кадровый менеджмент
Представители профессионального образования, исследовательских учреждений
Владельцы систем корпоративных сертификаций
Политики и заинтересованные стороны ИКТ-сектора
Участники: Deutsche Telekom, Bayer Business Services, CIGREF, PSA Peugeot Citroen, EuroCIO, EXIN International, Microsoft, Cisco, IG Metall, EMSI Grenoble, Fondazione Politecnico Milano, e-Skills UK, Cap Gemini, European e-Skills Association, Airbus, Syntec Informatique, AFPA, Bitkom, Banca d‘Italia, UK Cabinet Office, Cepis, ECABO, Michelin, UNI Europa, PIN SME, IPA Japan, …


Слайд 27Реализация: основа структуры e-CF - этапы жизненного цикла ИС
Основание для

выбора – анализ моделей жизненных циклов менеджмента, программного обеспечения, технических решений, информационных систем, рабочих процессов в ИКТ (Stark 2004, Rogalla 2002,PLM, SPiCE, CMMI, ITIL)

ИКТ-Бизнес-процесс – набор связанных меду собой активностей, которые требуют одного или нескольких вводных и которые генерируют ценный выход для заказчика (Hammer, Champy 1994, p. 52, see also Hammer 2007;Gaitanides 2007).

Рабочий процесс – набор активностей, осуществляемых работником/командами работников, в основном характеризуемые хронологической последовательностью Binner 2004, Berben 2006, Buch, Frieling 2006

Слайд 28EQF является мета-системой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания

квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте

является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования.
Разработка EQF осуществляется в рамках Копенгагенского процесса на основе широкомасштабных исследований и обобщения практики и наработок в различных странах Европейского Союза.
Задачи разработки европейской системы квалификации были поставлены в Совместном докладе Совета по образованию и Европейской Комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010».
В Маастрихтском Коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения Министры образования из 32 стран ЕС, европейские социальные партнеры и Европейская Комиссия приняли решение о приоритетной разработке открытой и гибкой европейской системы квалификаций в целях обеспечения признания и переноса квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование.



www.ecompetences.eu


Реализация: учет принципов EQF


Слайд 29Реализация: учет принципов EQF Фрагменты.

Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и

навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица.

Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде.


Слайд 30Преломление понятий уровней EQF в иерархию должностей


www.ecompetences.eu

Слайд 31

www.ecompetences.eu

Реализация: четыре дескриптора е-СF:


Слайд 32


www.ecompetences.eu

Дескриптор 1:
Области компетенций
Планирование
Внедрение
Запуск
Адаптация
Управление



Слайд 33Информация: портал e-CF www.ecompetences.eu
e-CF
Инструмент для создания профилей должностей

Документы CEN
Переводы
Европейская рамка

ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 1: Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии
Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 2: Руководство по использованию Европейской рамки ИКТ-компетенций
Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 3: Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов
(перевод осуществлен при поддержке Softline)


Слайд 34Реализация: Открытый интерактивный ресурс


www.ecompetences.eu

Слайд 35

www.ecompetences.eu

Апробация: общие сценарии: Отзывы рынка: “…увеличивает прозрачность, мобильность, эффективность в управлении кадровым потенциалом ИКТ-сектора”

-





Использование e-CF рынком

Национальные рамки квалификаций/компетенций

Описание должностей & процедуры найма

Рамки компетенций компании

Сценарии развития рынка

Анализ кадрового дефицита

Оценка компетенций

Кадровый менеджмент

Сертификационные программы

Вопросы аутсорсинга


Использование
содержания

Формирование
связей


Слайд 36Апробация: кластеры компетенций для гибкого формирования классификатора 23 ИТ-профессий


www.ecompetences.eu









Слайд 37

www.ecompetences.eu

Слайд 38

www.ecompetences.eu

Слайд 39

www.ecompetences.eu

Слайд 40

ICT Certification In Action ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula)
Апробация: кластеры

компетенций для описания сертификаций вендоров (гармонизация)

Слайд 41

www.ecompetences.eu

Апробация: пример использования e-CF в компаниях и организациях


Слайд 42Апробация: пример использования системой образования


www.ecompetences.eu

Слайд 43
Источник: CEPIS Survey of Professional e-Competence in Europe
Апробация: исследования

и прогнозы

Слайд 44

Апробация: использование e-CF на международном уровне
e-CF уже используется компаниями, профессиональными

сообществами, учреждениями сертификации и аккредитации, органами формирующими политики в сфере труда и образования в странах: Франции, Германии, Италии, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Нидерланды, Канада, Мальта, и на уровне ЕС.
Имеются планы внедрения e-СF в Сенегале, Турции, Японии, Египте, Марокко.
Лучшие практики использования e-CF:
Французская система описания должностей CIGREF была обновлена в соответствие с e-CF
Имеются примеры использования e-CF компаниях СМБ и крупных компаниях - TOTAL and SAFRAN (GPEC law in France), EDF, Pole Emploi, Airbus, e.g. for competence catalogue maintenance
Эстонские работодатели одобрили использование e-CF в качестве основы для создания национальной системы описания ИКТ-компетенций и разработки новых квалификационных стандартов
Город Монреаль использовал e-СF в качестве основы для проведения анализа дефицита и прогноза потребностей ИКТ-специалистов по 400-м профессиям
Организации EuroCIO Master & EXIN I-Tracks Qualification развивают свои программы с учетом e-CF



Слайд 45

www.ecompetences.eu

От проекта создания e-CF к стабильному использованию

Поддержка

Продвижение

Использование

Институциональные
рамки

CEN

Государственные
и частные структуры…

Государственные
и частные структуры …

EK, EC +
национальные совет

Формирование
предложения
для e-CF 3.0

Публикации, семинары,
информационные
ресурсы

Обучение,
консультации

Включение в стратегии EC:
e-Skills, Digital Agenda и т.д..

У
П
Р
А
В
Л
Е
Н
И
Е


Слайд 46

www.ecompetences.eu

Стратегические перспективы e-CF:

Положительное влияние e-CF обеспечивается широким внедрением:
ЕК разрабатывает структуру поддержки и управления проектом e-CF
Цель: e-CF продвижение и консультации по адаптации, переводу e-CF во всех странах EC



Вы также приглашаетесь тестировать вносить свой вклад в развитие
the European e-Competence Framework!


Слайд 47Выводы и рекомендации
Выводы:
e-СF является зрелым состоявшимся проектом, результаты которого содержательно дополняет

ПС-ИТ актуальной информацией о требованиях рынка труда
Результаты проектов использования e-CF могут быть полезными для:
Российского образования: формирование компетенций для программ профессионального обучения
Анализа и прогнозов рынка труда ИКТ-специалистов
Гармонизации сертификаций вендоров и ПС-ИТ
Разработки методик для других отраслевых рамок
Рекомендации:
Рассмотреть возможности использования e-CF для компаний РФ
Рассмотреть подготовку ГОСТ на основе e-CF
Разработать процедуры гармонизации e-CF и ПС-ИТ
Российским экспертам включиться в работу CEN eSkills WP для развития e-СF и проектов на основе e-СF



www.ecompetences.eu


Слайд 48Задание
Изучить EQF
Изучить три документа e-CF
В отдельном файле (название файла – название

профиля на английском языке):
создать описание профиля на русском языке, заполнив «Форму профиля». Для заполнения воспользоваться:
Справочной информацией «Описание полей профиля»;
Информацией из открытых источников (объявления о работе с описанием вакансий агентств по поиску персонала, вакансий ИТ-компаний; и т.д.
В табличном виде представить все возможные русские названия профилей, подходящие по смыслу профилям проекта e-Job с указанием источников (сайтов)
В этом же файле написать небольшое эссе по каждому профилю в произвольной форме, обобщив свои исследования, связанные с этим профилем. Например, какие образовательные программы нужно пройти, чтобы претендовать на должность, описанную данным профилем, является ли данная должность востребованной на российском рынке, какие разновидности в зависимости от типа, размера и специализации компании могут быть у данного профиля; какие компетенции являются ключевыми, какие пути развития карьеры могут быть у специалистов, которые уже занимают должности, соответствующие данному профилю и т.д.
Дополнительное задание: выбрать профиль должности, которую Вы хотели бы занять по окончанию вуза и оценить, будут ли Ваши компетенции соответствовать типовым. Написать эссе – «Мои профессиональные устремления».




Слайд 49

Спасибо за внимание!



ТК-МТК-22 «Информационные технологии»
Вольпян Надежда Сергеевна
Председатель подкомитета ПК 204 ИКТ-компетенции


+7(965)4169824 volpyanvolpyan@volpyan@itstandard ru








Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика