Слайд 1Е.В.Кузьмина «Бланковые методики в работе логопеда»
Применение бланковых методов способствует развитию произвольного
внимания, восприятия, операций анализа и синтеза, обобщения классификации, вербального и невербального интеллекта.
Слайд 2Правила применения бланков:
Неоднократно проговаривать, желательно по частям, инструкцию для выполнения;
Использовать минимальное
(1-2) количество заданий;
Соблюдать оптимальный размер символов (букв, цифр, фигур);
Корректно оценивать, критиковать, сравнивать детские работы;
Подписывать бланки первоклассников должен взрослый;
Не давать бланки домой, в качестве домашнего задания;
Указывать возраст и дату заполнения, сохранять заполненные бланки для сравнительного анализа успехов детей;
Не забывать хвалить за работу, если даже бланки заполнены не идеально;
Не давать ребенку второй (третий) бланк для заполнения;
Давать задания на бланках регулярно, хотя бы раз в неделю, чтобы данный вид работы стал привычным;
Слайд 3Принципы составления заданий:
Наглядность;
Доступность;
От простого к сложному;
Слайд 4Включение в ряд
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: впиши пропущенную цифру.
1 2 3
…5 6 7
Слайд 5
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: дорисуй нужную фигуру.
Слайд 6
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: вычеркни на строчке лишний элемент.
Ш, 8, К,
В, Д
4, 7, Р, 9, 2
Н, Г, Ц, А, Т
Ю, а, с, и, ж
О, У, Е, Ы, Э
Слайд 7
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: переставь буквы так, чтобы получилось название цветов.
Слова для справок
А К М ____________________мак
О З Р А ___________________роза
Т Р А А С __________________астра
Р И И С___________________ирис
Слайд 8Требования к логопедическим заданиям
Удобство в использовании при групповой работе с
учащимися;
многофункциональность заданий, т.е. решение одновременно нескольких коррекционных задач;
незначительный объем задания, время выполнения которого требует не более 5 – 7 мин. от задания;
быстрота обработки результатов;
возможность сравнительного анализа с аналогичными работами учащегося по другим лексическим темам;
Слайд 9Памятка
Подпиши свой бланк (укажи фамилию, имя, класс и дату заполнения).
Внимательно прочитай
инструкцию к заданию.
Если не понял инструкцию с первого раза, перечитай ее еще раз по частям.
Если задание непонятно, попроси привести пример, образец похожего задания.
Приступай к выполнению задания по команде ( если выполнение идет с учетом времени – 3 – 4 класс).
Слайд 10Формирование звукобуквенного анализа и синтеза. 2 – 3 класс.
Карточка №
Фамилия имя
учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С – согласный; Г – гласный.
Образец: ШКОЛА – ССГСГ
ПЕНАЛ - ________________; КАРАНДАШ - ____________________;
УЧЕНИК - _______________; УЧИТЕЛЬ - ______________________;
КЛАСС - ________________; ПОРТФЕЛЬ - _____________________;
РУССКИЙ ЯЗЫК - _________________;
Слайд 11
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни, что
буквы Б - ; Д - ;
Ме ве и, ле е и, о ры,____________________________
По оро ок, о рость, у ,___________________________
а минтон, ико раз, алла а.______________________
Ключ: медведи, лебеди, бобры, подбородок, бодрость, дуб, бадминтон,
дикобраз, баллада.
Слайд 12
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни, что П
– 2; Т – 3.
Образец: с3о2 - ______стоп.
3ор3 - _______, С3е2а - _______, 2ас3а - ________,
Ло2а3а - ________, 2оле3 - _______,
2амя3ь - ________, с3у2ени - ________.
Слайд 13Пополнение и уточнение словарного запаса
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Карточка №
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: найди и подчеркни
слова, обозначающие предметы одежды.
Пакпвбриджисвасарафанпекапиджакпрогалстукычвперчаткидлопальтоальтошортысавмпррубашкачсвроблузкажимчмхалатмиролрейтузыблюколготкиылсавплатьероавучбрюкилошгнджинсыавучваюбкамприэждлводолазкаш
Ключ: бриджи, сарафан, пиджак, галстук, перчатки, пальто, шорты, рубашка, блузка, халат, рейтузы, колготки, платье, брюки, джинсы, юбка, водолазка.
Слайд 14
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: перестав буквы так, чтобы получились названия деревьев.
Слова
для справок:
Л Е Ь______________ ______________ ДУБ
А О Н С С_________________________ЛИПА
Л Н Е К __________________________ЕЛЬ
Д Р Е К___________________________СОСНА
И П Л А __________________________КЕДР
У Б Д ____________________________ОСИНА
А Ш Т Н А К _______________________ТОПОЛЬ
Б Р Е А З Е ________________________КЛЕН
О Н И А С _________________________БЕРЕЗА
Л Ь О О Т П _______________________КАШТАН
Слайд 15
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: вспомни, как собирают разные овощи. Допиши подходящие
овощи столбиком, под каждым глаголом.
Срывают выдергивают выкапывают срезают
___________ ___________ ___________ _____________
Слова для справок: свекла, тыква, лук, помидор, картофель, кабачок, бобы, редис, морковь, укроп, баклажан, горох, перец, фасоль, репа, чеснок, редька, огурец, капуста.
Слайд 16Словообразование
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: найди общий суффикс в словах, обозначающих профессии
людей.
Учитель – строитель____________
Слесарь – токарь_______________
Редактор – скульптор_______________
Столяр – маляр_____________________
Шахтер – контролер__________________
Тракторист – телеграфист______________
Монтажник – сапожник________________
Борец – пловец______________________
Ключ: - тель, -арь, - ор, - яр, - ер, - ист, - ник, - ец, - щик.
Слайд 17
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: составь сложное слово, обозначающее профессию человека.
Например :
варит сталь – сталевар.
Разводит пчел ____________ 6. Ловит рыбу ____________
Рубит лес ________________ 7. Косит газоны ___________
Чистит трубы _____________ 8. Лазает по скалам ________
Плавает по морям _________ 9. Разводит сады __________
Строит корабли ___________ 10. Пашет землю __________
Ключ: пчеловод, лесоруб, трубочист, мореплаватель, кораблестроитель, рыболов, газонокосильщик, скалолаз, садовод, землепашец.
Слайд 18Развитие лексико – грамматической стороны речи
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: соедини линией
слова – синонимы.
Волшебник новость выгода
Известие драчун чародей
Доход маг сообщение
Солдат прибыль задира
Забияка воин боец
Ключ: волшебник – маг – чародей; известие – новость – сообщение; доход – прибыль – выгода; солдат – воин – боец; забияка – драчун – задира;
Слайд 19
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: найди лишнее слово на строке и зачеркни
его.
Всадник, лошадь, наездник, жокей.
Лачуга, хижина, избушка, забор.
Больница, врач, доктор, лекарь.
Утес, кирпич, скала, валун.
Забава, потеха, забота, развлечение.
Животное, зверь, скотина, детеныш.
Слайд 20
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: найди во втором столбике и допиши слова
– антонимы.
Небрежный___________ 1. Старше.
Ленивый______________ 2. Вред.
Жизнь________________ 3. Защита.
Польза_______________ 4. Аккуратный.
Слева_________________ 5. Умный.
Неуклюжий____________ 6. Смерть.
Глупый________________ 7. Ловкий.
Сильный______________ 8. Трудолюбивый.
Младше_______________ 9. Справа.
Нападение_____________ 10. Слабый
Слайд 21Составление словосочетаний и предложений
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: вставь в предложения числительные.
1.
Наташа читает сказку о волке и (7)_________козлятах, а у Никиты книжка о (3)_________поросятах. 2. Максим моложе брата Славы на (2)______года. 3. Нам пришлось ждать автобус (15)____________ минут. 4. Лифт застрял на (7)_________этаже. 5. Ольга остановилась на (10)__________странице. 6. У нашей кошки Мурки (4)_______котят.
Слайд 22
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: запиши местоимения в нужной форме.
Они всюду ищут_______
(ты). Не обижай_______ (они), пойдем к_______ (они). Как только он увидел_______ (я), сразу подошел ко ______ (я). За_______ (он) мчалась огромная собака, многие в поселке боялись________ (она). Я пришел пригласить_______ (вы) к ______ (мы) в гости. Оставь_______ (он) в покое! Ведь он не трогает______ (ты).
Слайд 23Восстановление деформированного текста
Карточка №
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Класс__________возраст_____________дата______________
Инструкция: составь предложения из данных слов.
Летние
каникулы.
Морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с. _____________________________________________________
Все, на, шли, вместе, пляж, утром. ___________________________________________________
Плескались, в, ребята, подолгу, теплой, воде. _____________________________________________________
Дети, вернулись, с, взрослые, загорелыми, юга, и. ______________________________________________________