Слайд 1Эмоциональная устойчивость
Андреева
Наталья Юрьевна
Слайд 2Психологическая компетентность
– эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком
задач, проблем.
Содержит два основных блока:
интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление;
практический (действенный) – психологические умения и навыки.
Слайд 3Я-концепция
Я-реальное
Я-идеальное
Когнитивный
компонент
Оценочный
компонент
Поведенческий
компонент
Образ Я
Самооценка
Самоотношение
Физическое Я
Социальное Я
Возрастное Я
Половая
идентичность
Психологическое
Я
Слайд 4Профессиональная
Я-концепция
Компоненты профессиональной
Я-концепции:
- «реальное Я» –
представления о том, каков Я специалист на самом деле;
«идеальное Я» – представления о том, каким специалистом Я хотел бы быть;
«зеркальное Я» – представления о том, каким специалистом меня представляют другие;
«Я желаемое» – каким Я хотел бы стать специалистом, но почему-то не стал.
Слайд 5Профессиональная Я-концепция
Реальная и идеальная Я-концепция, как
правило, различаются. Расхождение может приводить как к негативным, так и к позитивным следствиям:
с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов;
с другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.
Анализ специалистом своих поступков и действий позволяет создать образ собственного «Я» как индивидуальности, что, в свою очередь, дает возможность для формирования профессиональной Я-концепции. Эта способность дает возможность менять сложившийся способ действий.
Слайд 6Рекомендации
Отношение к себе (комплекс психического здоровья: «я +», «ты +», «они
+», «труд +»).
Музыкотерапия.
«Здесь-и-сейчас».
Здоровое сознание, саногенное (позитивное) мышление, юмор; расширение сознания (информация и психологические знания).
Здоровая Я-концепция (в том числе и профессиональная – «принцип Питера»).
Техника «пустая голова». Не прокручивайте в голове ситуации, вызвавшие отрицательные эмоции, – не прогнозируйте собственные несчастья.
Слайд 7Правильное духовное питание
1 – мыслить, говорить и действовать позитивно, ибо куда
направишь сознание, там и окажешься;
2 – правильный подбор того, что читаешь, что слушаешь, на что смотришь;
3 – живешь с правильными самосознанием – пребываешь здоровым.
Слайд 8Техника
Шаг 1: Буду ли я волноваться по этому поводу (из-за этой
проблемы) через 10 лет?
Шаг 2: Не стоит волноваться по поводу мелочей.
Шаг 3: Все в жизни мелочи.
Слайд 9Целеполагание.
Достижение цели – прогноз ситуации
Что самое худшее, что может случиться?
Готов(а) ли
я к этому?
Какие варианты у меня в запасе?
Каковы мои ожидания? Разумны ли они?
Ожидают ли меня на пути дополнительные факторы стресса?
Слайд 10Методы
Воспоминание приятных (ресурсных) ситуаций в трех модальностях (зрительной, слуховой, ощущения в
теле).
Цветотерапия.
Техники НЛПи.
Слайд 11Методы
Распределение времени – четкое планирование дня (так как слишком
большое количество возникающих спонтанно жизненных ситуаций приводит как к физической, так и к психологической перегрузке). Уже сам переход на этот уровень управления жизнью сокращает риск стресса.
Слайд 1335% – положительные эмоции
5% – отрицательные эмоции
60% – нейтральные эмоции
Слайд 14Методы
Индивидуальная и профессиональная приспособляемость (гибкость). Негибкость есть антитеза жизни! Она блокирует
выбор.
Слайд 15Рекомендации
Прощение, растворение обид.
Релаксация.
Перестать играть роли (молитва гештальтистов).
Слайд 16Методы
Юмор.
Метод Н. Казинса
– лечение с помощью кинокомедий, так как любые позитивные эмоции могут давать терапевтический эффект, начиная с улыбки.
Спонтанность.
(Анекдот про козла.)
Слайд 17Рекомендации
поиск ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций (ресурсы –
внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях);
проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы;
Слайд 18Рекомендации
радуйтесь любому своему достижению. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей
мыслью о неудаче, лучше всего с помощью воспоминаний о прошлых успехах;
не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс “незавершенного действия” будет истощать ваши ресурсы. Завершайте гештальты («Золотые правила»);
Слайд 19Рекомендации
важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие
объемные работы;
признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим;
используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт и найти в нем положительные моменты;
выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
Слайд 20Методы
1 – развитие собственных способностей
2 – самовнушение (аффирмации – позитивные установки)
– позитивный настрой + слово «Хорошо»
3 – «отвесить челюсть»
4 – дыхательные техники
Слайд 21Иррациональные установки
1. Я несу ответственность за поступки других людей.
2. Я
должен быть вежливым.
3. Я причастен к проблемам других людей.
4. Во всем виноваты другие.
5. Я не должен быть агрессивным.
6. Я не достоин хорошего отношения.
7. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.
8. Мой удел – страдать.
9. Ничего не получится.
10. Со мной всегда происходит все плохое.
11. Людям нельзя доверять.
12. Надо быть настороже.
13. Я недостаточно хорош.
14. Я одинок в этой жизни.
15. Нельзя расслабляться.
16. Я предпочитаю ничего не менять.
Слайд 22Рациональные убеждения
1. Я имею право на ошибку.
2. Я имею чувство
собственного достоинства.
3. Я имею право хорошо к себе относиться.
4. Я имею право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей.
5. Человек имеет право идти своей дорогой, если она не нарушает путь других людей.
6. Я имею право не чувствовать ответственность за поступки других людей.
7. Я имею право чего-то не знать или не уметь.
8. Я имею право быть свободным от оценок других людей.
9. Я имею право заботиться о себе.
Слайд 23Критерии рациональных убеждений:
возможность выбора;
ощущение позитивного настроя;
ощущение силы и свободы.
Слайд 24Рекомендации
Увлечения в большей степени определяют стиль жизни, имеют воспитательное воздействие на
характер человека, заставляя расширять знания, культуру, становится духовно богаче. Хобби благоприятствует хорошему самочувствию, создает настроение, ощущение надежности и уверенности в завтрашнем дне.
Слайд 25Рекомендации
«Формула выживания» профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен
приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма, расслабления, чувственной разрядки, «очищения». Переключение мыслей – вместо переживаний можно быстро придумать, как исправить положение.
Если можешь изменить обстоятельства – измени, не можешь изменить – измени отношение к ним.