ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ,способствующий развитию культуры физического познания учащихсяавтор: учитель МОУ РСОШ №10 Песчанокопского района Ростовской области Дворникова Г.В.научный руководитель: доктор ф.-м. наук, академ презентация

Содержание

Актуальность создания курса обусловлена наличием противоречий между: необходимостью повышения уровня образования для адаптации выпускников в современном мире и низким уровнем развития познавательных умений у большинства школьников; необходимостью развития у школьников культуры

Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ», способствующий развитию культуры физического познания

учащихся автор: учитель МОУ РСОШ №10 Песчанокопского района Ростовской области Дворникова Г.В. научный руководитель: доктор ф.-м. наук, академик РАО Греков А.А. 2007г.

Слайд 2Актуальность создания курса обусловлена наличием противоречий между:
необходимостью повышения уровня образования для

адаптации выпускников в современном мире и низким уровнем развития познавательных умений у большинства школьников;
необходимостью развития у школьников культуры физического познания в условиях профильного физического образования и проблемой обеспечения учителей новым методическим материалом,обеспечивающим реализацию этой цели в реальном учебном процессе общеобразовательной школы;
необходимостью более полного отражения в содержании школьного физического образования основных идей, характеризующих современное научное знание, методов естественнонаучного познания, которым присущи гносеологические компоненты, и невозможностью их формирования у учащихся из-за недостаточности акцентирования внимания в содержании и организации учебного процесса на элементах теории познания;
.потребностью российского образования и общества в преподавателях физики, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в условиях профильного обучения и отсутствием специальных методик их предметной подготовки как в преподавании элективных курсов, так и в овладении технологиями их разработки.

Слайд 3Методологическую основу курса
составляют: Основные положения концепции профильного обучения на старшей ступени

общего образования, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.А. Греков, В.В. Сериков), теория педагогических систем с позиций целостного подхода (В.С. Ильин), концепция гуманитаризации физического и естественнонаучного образования (В.И. Данильчук), работы по реализации методологического подхода в естественно-научном образовании (С.В. Бубликов, Л.Я. Зорина, В.Н. Мощанский, В.В. Мултановский, В.Г. Разумовский) работы по физике и методике её преподавания (Н.Е. Важеевская, А.А. Греков, В.И. Данильчук, И.А. Иродова, С.Е. Каменецкий, А.С. Кондратьев, Р. Лейтон, С.С. Лили, В.А. Орлов, Н.С. Пурышева, Ю.А. Сауров, В.В. Сериков, М. Сэндс, Р. Фейнман, И.С. Якиманская), а также философии и психологии (В.С. Готт, В.Г. Иванов, Э.И. Моносзон, А.В. Мудрик, Д.И. Широканов и др.).

Слайд 4Гносеологические
знания

Представление об
экспериментальной
и теоретической
исследовательской
деятельности

Мировоззренческое
представление о многообразии
научных
картин
мира

Фундаментальные
идеи
(принципы)

Понятийный
аппарат, законы

и др. той области знаний, которая
изучается

Мировоззренческое
представление о существовании объективного единства мира

Представление о границах применения знаний

Осваиваемые знания


Слайд 5Осваиваемые учащимися умения гносеологического характера
умения гносеологического характера

анализ

сравнение

систематизация

обобщение

индукция

классификация

структурирование

дедукция

конкретизация

оценивание

абстрагирование

аналогия

моделирование

предсказание

рефлексия


Слайд 6Уровни овладения умениями.
Подражательный характер овладения умениями
 

Репродуктивный характер
овладения умениями

3 группа

2 группа

1 группа

Продуктивный

характер
овладения умениями


Слайд 7Средства создания дидактической среды теоретического познания


Слайд 9Факторы успешности


Слайд 10Особенности учебного материала
понятийный аппарат, законы и др. той области знаний, которая

изучается

фундаментальные идеи (принципы)

представления о границах применимости знаний

представления о процессе познания и его особенностях

представления о научных картинах мира и их многообразии

интересные исторические факты, парадоксы, связанные с изучаемой областью знаний

представления о моделировании, описание моделей

знания из области культуры ведения диалога, спора

дифференциация учебного материала по степени сложности

 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Слайд 11Виды учебных ситуаций
 
Учебные ситуации, предполагающие совместную работу учащихся всех групп
 

Теоретическое исследование

в процессе работы с текстами

Обсуждение результатов исследования

Предположения (например, о возможных путях выхода из проблемной ситуации)

Несоответствия (например знаний и результатов эксперимента)

Поиска выхода на основе теоретического либо экспериментального исследования (например, из кризиса)

Игровые проблемные ситуации (например, в форме беседы учёных, путешествия «в мир теории»)

Моделирования процесса, исследование на основе модели

наблюдение

Систематизации знаний (на основе структурной схемы теории)

Проблемный диалог

Экспериментальное
исследование


Слайд 12Критерии формирования уровневых групп


Слайд 13Исходный уровень интеллектуального развития и общей образованности учащихся
выделены 3 группы (первую

группу составили наиболее сильные учащиеся, третью наиболее слабые, учащиеся занимавшие промежуточное положение между сильными и слабыми составили вторую группу), % учащихся каждой группы от общего количества учащихся представлен на диаграмме. 


Слайд 14Теоретические
методы
познания, применяемые
учащимися 1 и 2 групп
в процессе
самостоятельной
исследовательской
деятельности
и в ходе
совместной

деятельности
учащихся всех групп

Мыслительный
эксперимент

моделирование

Методологические
принципы

Формы познания

Методы, основанные на мыслительных
операциях

оценка

методы познания

наблюдение


Слайд 15Формы познания
Категории
диалектики

научный закон

гипотеза

понятие

научный факт

научная теория

Формы познания
картина мира


Слайд 16Познаваемые объекты
Объекты в исследованиях
учащихся
 

теория

собственные
знания

знания
других
«субъектов»

понятие

закон

принцип

идея

модели: образные, знаковые, математические, теоретические

картина мира


Слайд 17Учебные средства


Слайд 18Оценивание знаний других субъектов учебной деятельности

исследование знаний, полученных в процессе работы

с учебными средствами

Самооценка знаний

Перестройка знаний

Предполагаемая деятельность учащихся 1 и 2 групп в процессе совместной работы в парах с учащимися других групп

Оценка границ применимости и значимости знания.

Оценка информации на основе имеющихся и новых знаний

Оценка результатов собственной деятельности и деятельности других учащихся.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 

 

Перестройка знаний


Слайд 19Перестройка знаний

Оценка результатов собственной деятельности

исследование информации, полученной в процессе работы

с учебными средствами

Предполагаемая деятельность учащихся 3 группы в процессе работы в парах с учащимися других групп


Слайд 20Оценка результатов преподавания элективного курса:


Слайд 21Критерии развития культуры познания
Критерии контроля сформированности гносеологических знаний и умений у

учащихся

мотивы

переход к новому уровню мышления

предпочитаемые способы деятельности

уровень активности

уровень самостоятельности

эмоции

потребности

интересы

взгляды

убеждения

ценности

уровень самостоятельности

восприятие информации

изменения в волевой сфере

изменение творческого потенциала личности

мировоззренческие знания


Слайд 22Методы контроля
эмпирического уровня
теоретического уровня


Слайд 23 Обобщённая структурная схема СТО, построенная на основе работ учащихся:

Основание теории
 

Эксперименты, - эксперименты, которые можно
и объяснить на основе наблюдения. представлений СТО.
- эксперимент
Майкельсона-Морли;

модели - релятивистской физики;
величины и - те из классической механики и
понятия электродинамики, которые не
противоречат релятивистским
представлениям;
- ? будет дополнено в
дальнейшем.
Ядро теории 
постулаты, - постулаты Эйнштейна;
положения. - принцип близкодействия;
принципы, - принцип относительности;
- принцип соответствия.

Слайд 24Примерная схема (продолжение), построенная учащимися.

Ядро теории
принципы - принцип
причинности,
законы - релятивистской
механики,
константы - скорость света,
- интервал.
Следствия теории
теоретические - относительность
длин и длительностей,
следствия - релятивистский
закон сложения скоростей,
- относительность
одновременности
практические - космос,
применения - ядерная физика.
Границы применимости
?

Слайд 25Результаты контроля:


Слайд 26Результаты контроля:



Слайд 27Результаты контроля:



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика