Эколого-краеведческий маршрут № 2 презентация

Пункт 1: Школа №25 Школа № 25 была создана в 1931 году в поселке Широкая Речка. Создание поселка связано с началом эксплуатации электростанции имени Куйбышева (вначале она носила имя А.И.Рыкова) на

Слайд 1Эколого-краеведческий маршрут № 2
Разработан учителем биологии и географии МОУ СОШ №

25 Суворовой Валентиной Иосифовной, заведующей музеем Соломеиной Татьяной Евгеньевной и группой краеведов-экологов (учеников МОУ СОШ № 25).

Широкая Речка – Медный



Слайд 2Пункт 1: Школа №25
Школа № 25 была создана в 1931 году

в поселке Широкая Речка. Создание поселка связано с началом эксплуатации электростанции имени Куйбышева (вначале она носила имя А.И.Рыкова) на Большеконном полуострове. Энергоносителем для станции стал торф.


Слайд 3Вначале добыча торфа шла на территории современного Юго-Западного жилого района и

в окрестностях поселка Широкая Речка. К 1940 году основные запасы торфа были исчерпаны, и добывать его стали в районе нынешнего поселка Медный. Торфопредприятию не хватало рабочих рук, так как не было никакой механизации. Каждый год по вербовке сюда привозили 2-3 тысячи человек, в основном это были деревенские девушки, которые выполняли очень трудную, грязную и малооплачиваемую работу по добыче торфа.

В 1930 году в поселок, годом основания которого считается 1929 год, были привезены спецпереселенцы, раскулаченные крестьяне из различных районов Урала и Зауралья. Спешно строились бараки, в которых семьи размещались на общих нарах и отгораживались друг от друга занавесками.

Возникли семь участков. Особым был Шестой участок, потому что там в десяти бараках поселили только спецпереселенцев. Была создана комендатура. Выход за пределы поселка строго наказывался.


Слайд 4Уралторфосоюз привлек к работе 8517 спецпереселенцев, положение которых было крайне трудным.

15 апреля 1931 года в областной комитет партии поступает меморандум областного комендантского отдела о положении в поселках спецпереселенцев. Если вчитаться сейчас в эти равнодушные строки, то становится страшно.

- В некоторых поселках по две недели не выдаются продукты.
- Везде сняты со снабжения нетрудоспособные переселенцы (значит, если отец и мать выполнят норму и получат хлеба и крупы, то они должны разделить паек на всех своих детей).
- Нет соли, хлеб непригоден, на 90 % состоит из опилок (как в блокадном Ленинграде!).
- Многие спецпереселенцы не выходят на работу за неимением обуви,
нет даже лаптей.
Много побегов.
Во всех поселках отмечены заболевания цингой, сыпным и брюшным тифом, особенно среди детей.
Нет медицинских пунктов и школ.


Слайд 5Постановлением Бюро Уралобкома ВКП (б) «О хозяйственном использовании переселенцев» в поселках

раскулаченных были организованы школы. Одной из них стала школа № 25.

В 1931 году в бараке на Втором участке открылась школа, в которой работало две учительницы и училось около шестидесяти учащихся.

Через год на Третьем участке было выстроено школьное здание. Оно было неблагоустроенным, с печным отоплением, просуществовало 36 лет. В 1957 году было построено новое здание, а в 1969 году был возведен современный пристрой. Около школы и начинается наш маршрут.
Название свое поселок получил от реки, которая течет с юго-запада на северо-восток и впадает в Верх-Исетский пруд.

Весной воды Широкой речки разливались, затапливая все низменные места. Сейчас Широкая речка – ручей, частично протекающий в трубах.


Слайд 6Современное здание школы №25


Слайд 7Остановка автобуса №185.
Второй участок находится на возвышенности. И в 30-40 годы

он был центром жизни Широкой Речки. На ШТП было много железнодорожных узкоколейных путей. Вначале все они сходились около Второго участка. Там были депо, мехцех и электроцех. В то время на Втором участке находились пекарня, база ОРСа,

овощехранилище, магазин, больница с родильным отделением, аптека, ясли, детский сад, столовая, поссовет, контора, стадион, общежитие ремесленного училища. Сейчас на Втором участке несколько жилых домов, два барака, хозяйственный магазин и предприятие «Уралзолото». Напротив остановки находится вертолетная площадка МЧС.

Пункт 2: Второй участок поселка Широкая Речка


Слайд 8Пункт 3: Центр поселка Медный
В связи с истощением запасов торфа на

юго-западной окраине Свердловска было решено начать разработку в 8 километрах от Широкой речки. И в 1939-1940 годах началось строительство поселка Медный. Сейчас около поселка находится памятный камень, говорящий нам, что в 1980 году торжественно отмечалось сорокалетие добычи торфа на Медном.

Слайд 9Пункт 3: Центр поселка Медный
Перед вами один из бараков поселка Медный.

В таких помещениях жили в основном сезонные работники. Во время войны, когда не хватало рабочих рук, на Медный переводили заключенных с небольшими сроками. Для них освобождали один или два барака. Для рабочих были построены баня, прачечная, под навесами стояли плиты, на которых готовили сами себе. Работала столовая, но самими готовить выходило дешевле.

Слайд 10После войны бывших раскулаченных почти полностью переселили на Медный и разрешили

им строить дома. Так возникли улицы Багерная, Электростилочная. Умевшие трудиться «кулаки» превратили Медный в образцовый поселок, а прежде садом стал Шестой участок на Широкой Речке.

Пункт 3: Центр поселка Медный


Слайд 11Пункт 4: Здание бывшей школы
Осенью 1940 года поселок имел 1, 2,

5, 6 бараки, баню и брусковый дом, в котором одновременно были магазин, контора, медпункт и школа. В школе одновременно обучалось одной учительницей в первую смену 1 и 3 классы, во вторую – 2 и 4 классы. После окончания четвертого класса школьники ходили в школу № 25 на Широкую Речку в основном пешком. Но далеко не всем удавалось окончить семь классов.

Слайд 12Пункт 4: Здание бывшей школы
В 50 году по просьбе родителей был

открыт пятый, а потом шестой и седьмой классы. На высоком месте была выстроено здание школы. Эту школу-семилетку № 18 возглавил учитель-энтузиаст Михаил Яковлевич Старцев. Под его руководством работали учителя, любившие детей, и те платили им тем же.

Интересная жизнь началась не только для учеников, но и для жителей поселка. В школе занимались в две смены, а по вечерам работали кружки: хоровой, драматический, спортивный, кружок бальных танцев (его вел сам директор). Была волейбольная площадка, на футбольном поле проводились разные соревнования. На пришкольном участке проводились различные опыты, выращивались разные овощи и цветы. Учитель географии водила учеников в далекие походы по бажовским местам, по Сылве до Кунгура. Михаил Яковлевич руководил и взрослым кружком, который ставил спектакли по произведениям русских классиков и показывал их на Широкой Речке, в поселке электростанции, в доме культуры ВИЗа.

Слайд 13Пункт 4: Здание бывшей школы
В 1969 году школа стала вновь начальной,

потом малокомплектной, а в 1976 году была закрыта из-за малого количества детей.
После окончания войны вместо рабочих на погрузке торфа появились погрузочные краны ПК-2 и первые путеукладчики, что резко сократило число рабочих рук на погрузке торфа.
Первый гудок паровоза жители услышали в январе 1942 года. Как на праздник, собрались все от мала до велика у линии узкоколейки, которая связала Медный с «большой землей». В течение многих лет связь с Широкой Речкой осуществлялась именно по узкоколейной железной дороге.
Но, как известно, торф растет тысячелетиями. Производственные площади год от года сокращались, и предприятие перешло на добычу фрезерного торфа, а электростанция имени Куйбышева с вводом новых ЛЭП-500 и больших мощностей новых электростанций теряет свою былую славу. В 1967 году она была закрыта. Широкореченскому предприятию предложили построить и ввести в эксплуатацию торфобрикетный завод производительностью 30 тысяч тонн брикетов в год для населения. Завод отработал 18 лет, запасы торфа были выработаны, и предприятие закончило свое существование.

Слайд 14Пункт 5: Шахты
Свое название он получил от рудника по добыче меди,

где рабочие-горняки добывали его из глубоких разработок посредством большой бадьи и лебедки с тросом, которую крутили вручную. Жили рабочие в бараке, который был недалеко от существующего мехцеха.

Накануне войны рудник был закрыт, а пустая порода, которая была сложена в большие штабеля, потом использовалась при строительстве дороги Екатеринбург – Медный (маршрут 185).


Слайд 15Пункт 5: Шахты
Общий вид шахты


Слайд 16Пункт 5: Шахты

А это колодцы, откуда поднимали руду на поверхность. Они

заросли деревьями. Спускаться туда опасно. Сейчас шахты – любимое место отдыха жителей Медного и приезжих горожан.

Слайд 17Пункт 5: Шахты
В окрестностях Медного много коллективных садов. Неподалеку производится застройка

коттеджных поселков.
Сейчас Медный находится в городской черте. В ближайшем будущем планируется застройка многоэтажными зданиями района между Широкой Речкой и Медным. Город и поселок будет связывать троллейбусная линия.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика