ЕГЭ по истории 2014 г. презентация

Содержание

Работа с историческими источниками как одно из наиболее значимых условий успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории. Тема: МАМАСЬЯН Сергей Андроникович sergejmamasyan2009@yandex.ru

Слайд 1ГБОУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников

образования»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ЕГЭ по истории 2014 г.


Вебинар:


Слайд 2Работа с историческими источниками как одно из наиболее значимых условий успешной

подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.

Тема:

МАМАСЬЯН Сергей Андроникович
sergejmamasyan2009@yandex.ru


Слайд 31. Отражение значения работы с историческими источниками в современном российском школьном

образовании содержанием КИМ и требованиями к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по истории.
2. Стратегия смыслового чтения как методологическая основа подготовки выпускников к работе с историческими источниками.

Вопросы:


Слайд 4Литература 1:
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012

г. N 273. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=423105
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по истории. - М.:ФИПИ, 2013. http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/demo-ege-2014
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по истории - М.:ФИПИ, 2013. http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/demo-ege-2014
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по истории. - М.:ФИПИ, 2013. http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/demo-ege-2014



Слайд 5Литература (2):
Артасов И.А. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания истории

(на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). М.: ФИПИ, 2013.
Безбородов А.Б. Рекомендации к ЕГЭ по истории в 2014 г.: Видео в 2 ч. http://4ege.ru/istoriya/4727-rekomendacii-k-ege-po-istorii.html
Открытый банк данных ЕГЭ по истории http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj=
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Курс лекций для дистанционного обучения. http://his.1september.ru/2006/21/36.htm
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. - М., 2000.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. История: ЕГЭ 2014 – типовые задания. – М.: Изд. «Экзамен», 2014. http://www.rusfolder.com/38434860
Кравец А.С., Канныкин С.В. Текст и его понимание // Вестн. Воронежск. ун-та / Серия: Гуманитарные науки. 2005.  № 1. С. 294-308


Слайд 6Литература (3):
Лопаткина Е.В. Совокупность приемов взаимодействия учащихся с учебным текстом// Вестник

ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83) с. 20-24.
Онлайн-тесты с пробными вариантами ЕГЭ по истории с ответами http://ege.yandex.ru/history/
Приемы работы с учебным текстом. http://ipp.tgc.ru/prepod/bank.htm
Приемы работы с текстом http://www.vipe-fsin.ru/do/PK/Modul_4/UM/Priemu.html
Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа / Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. - М., 2006.
Соболева О.В. Человек понимающий": К проблеме формирования читателя. http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории, М.: ВЛАДОС, 2002
Видеоразбор заданий ЕГЭ по истории
http://4ege.ru/video-istoriya/3102-video-razbor-zadaniy-ege-po-istorii.html



Слайд 7Для системы исторического и обществоведческого образования в средней школе работа с

текстовыми документами, в т.ч. – с учебниками, обретает доминирующее значение в процессе обретения учащимися ключевыми компетентностями и, в первую очередь, ценностно-смысловыми, учебно-познавательными, общекультурными, коммуникативными.
Формирование указанных компетентностей возложено как на всю совокупность базовых дисциплин в целом, так и на такие предметы, как русский язык и литература, история и обществознание, для которых системная, целенаправленная и осознанная работа с текстом на каждом уроке в основной и старшей школе - непреложное условие успешности образовательного процесса и его завершающей процедуры - ЕГЭ.

введение


Слайд 8- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять

внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2004 г.) СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ требует от выпускников УМЕНИЙ (базовый уровень)


Слайд 9Вопрос 1.
1. Отражение значения работы с историческими источниками в современном российском

школьном образовании содержанием КИМ и требованиями к уровню подготовки выпускником к ЕГЭ по истории.


Слайд 10работа с историческими источниками:
• характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей

создания источника;
• извлечение информации для ответа на поставленный вопрос, контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории).
Данное обстоятельство ясно указывает на необходимость владения школьниками приемами и способами анализа текстовой и другой источниковой информацией.

В заданиях КИМ, включаемых в экзаменационную работу ЕГЭ, проверяется, как известно, среди прочих элементов исторической подготовки учащихся основной школы (знание дат, периодов, наиболее значительных событий, процессов, работа с хронологией и др.),


Слайд 11проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (6 заданий из

40);
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности) 1 задание;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) 7 заданий;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

В Перечень требований кодификатора к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ по истории, среди прочих элементов исторической подготовки учащихся старшей школы входят УМЕНИЯ:


Слайд 12анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации);
привлечением исторических знаний для

анализа проблематики источника, позиции автора.
умением использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником
Кроме того, задание С 5 предлагает привести аргументацию (в подтверждение, либо – опровержение) точки зрения, изложенной в текстовой информации
Отсюда также следует необходимость владения школьниками приемами и способами анализа текстов.

В структуре КИМ ЕГЭ (часть 3) содержатся элементы С1–С3 – комплекс заданий (прочтите отрывок и ответьте на вопросы…), связанных с :


Слайд 13извлекать явные и «скрытые» (неочевидные) факты о прошлом или о восприятии

этого прошлого автором текста;
оценивать степень достоверности исторической информации, содержащейся в источнике;
вписывать исторические факты из источника в событийный и мировоззренческий контекст эпохи;
интерпретировать исторические факты с опорой на источник. Таким образом, имеется ввиду возможность проверить понимание выпускниками информации, данной в источнике.

Обращает на себя внимание и то, что формат задания с кратким ответом ( ч. 2 – В7; ) наряду с проверкой умения проводить атрибуцию источника (это же умение проверяют задания части 1 (А5; 9; 12; 17), а также задание С1) позволяет проверить т.н. комплекс умений работать с текстовыми историческими источниками:


Слайд 14Работать с исторической картой (схемой) результативность, чего определяется приобретенными навыками прочтения

текстовой информации и условных значков, содержащихся в т.н. легенде, а также – нанесенных непосредственно на поле карты (схемы).
Такой вид работы вошел в практику ЕГЭ недавно и показал слабость подготовки многих экзаменовавшихся к данному виду учебной работы.
Отсюда вытекает необходимость в процессе подготовки к ЕГЭ 2014 года уделить работе с исторической картой (схемой) более пристальное внимание как со стороны учителей, так – и учащихся

Важно заметить, что в ч.2 задания В8-В11 предполагают сформированность умения выпускников


Слайд 15На уровне возможности предполагается формирование умений выявлять имплицитную информацию текста на

основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Преобразование и интерпретация информации требует сформированности умений:


Слайд 16
Необходимость основательной исторической подготовки (изучение литературы и источников);
Умение тренировать

себя по заданиям ЕГЭ (сборники заданий, тесты исторических порталов, образовательных сайтов);
Познание своих индивидуальных возможностей в процессе выполнения заданий на примерах демо-версии (с уяснением структуры, характера, последовательности заданий);
Внимание новым элементам ЕГЭ: задание по работе с визуальной информацией (репродукции картин; фотографий ист. памятников);


РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к ЕГЭ по истории руководителя ФК по разработке КИМ ЕГЭ по истории д.и.н., проф. Безбородова А.Б.



Слайд 17
Особое внимание уделить подготовке к работе с историческими картами (схемами);
В

связи с заданием по характеристикам деятельности исторических личностей – знакомиться с информацией на сайте ФИПИ, где размещаются портреты исторических деятелей и соответствующие краткие характеристики;
Учитывать, что экзаменационные работы охватывают историю России с древнейших времен по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.).


Рекомендации Безбородова А.Б. (2)


Слайд 18Стратегия смыслового чтения как методологическая основа подготовки выпускников к работе с

историческими источниками.

Вопрос 2


Слайд 191) поиск информации и понимание прочитанного,
2) преобразование и интерпретация информации,

3) оценка информации.

Современное школьное образование справедливо придает универсальное значение работе с текстовой информацией (См.:"Стратегия смыслового чтения и работа с текстом".) Классифицируются виды работы с текстом:



Слайд 201) • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

Поиск информации и понимание прочитанного предполагает сформированность следующих умений учащихся:



Слайд 212)• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его

основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
3)• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

Требования к поиску информации и пониманию прочитанного



Слайд 22— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе

текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Кроме этого - предусматривается предоставление учащимся возможности научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления (что особенно важно в процессе выполнения заданий ЕГЭ).

Требования к поиску информации и пониманию прочитанного


Слайд 231)• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
2)• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
3)• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Преобразование и интерпретация информации требует сформированности умений:



Слайд 241)• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со

знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
2)• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
3)• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Оценка информации при работе с текстом предполагает наличие следующих учебных действий:



Слайд 254)• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся

в них противоречивую, конфликтную информацию;
5)• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
На уровне возможности научиться предполагается формирование умений:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Оценка информации при работе с текстом предполагает наличие следующих учебных действий:


Слайд 26
фаза логического анализа,
интуитивного решения,
вербализации интуитивного решения и
формализации вербального

решения.

В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ:


Слайд 27
выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижения версий
ФАЗА ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1


Слайд 28поиск ответа на поставленные вопросы и уточнение выдвинутых гипотез.
ФАЗА ИНТУИТИВНОГО РЕШЕНИЯ
2


Слайд 29
происходит осознание способа достижения цели, то есть процессуальной стороны действия.
ФАЗА ВЕРБАЛИЗАЦИИ

ИНТУИТИВНОГО РЕШЕНИЯ

3


Слайд 30овладение способом действия, использование знакомых приемов анализа при чтении другого текста

и результатов анализа при создании собственного высказывания

ФАЗА ФОРМАЛИЗАЦИИ ИНТУИТИВНОГО РЕШЕНИЯ

4


Слайд 311) формирование у учеников устойчивых ассоциативных содержательных связей (например, исторический деятель

– значимое событие / явление / достижение культуры или достижение культуры – эпоха / правитель / значимое событие истории), а также развитие умения обобщать учебный материал (в частности - на материалах текстовых источников);
2) развитие читательской компетентности выпускников (обеспечивающей включение механизма понимания информации);
3) концентрации внимания (внимательности) учащихся при работе с источниками различного формата («играет огромную роль»).

Учет указанных направлений в учебной работе с источниками способствует решению, как минимум, трех основных задач, на которые делает акцент И. А. Артасов


Слайд 32Таким образом, результативность учебной работы с историческими источниками в системе школьного

образования во многом определяется правильностью выбора и комплексностью применяемых приемов его анализа, наиболее соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников к уверенному выполнению заданий ЕГЭ по истории;
Активное обращение учителей и учащихся к разнообразным историческим документам, в том числе с использованием ЭОР, в процессе подготовки к ЕГЭ по истории является действенным фактором успешного решения образовательных задач, связанных с достижением необходимых результатов данной формы государственной итоговой аттестации выпускников.

заключение


Слайд 33Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика