Слайд 1Edward L. Glaeser
Reinventing Boston: 1640-2003
Первая летняя школа "Несовершенные рынки, новая экономическая
география и пространственная экономика”
Нижний Новгород
2012
Слайд 2Цель исследования
Показать динамику развития одного из крупнейших городов США – г.
Бостона, его место среди крупных городов США в условиях постоянных и глубоких технологических и социальных изменений.
Охарактеризовать факторы, оказавшие существенное влияние на развитие городов США в течение XVII-XX вв.
Выявить ключевые факторы, благодаря действию которых Бостону удаётся оставаться в числе ведущих экономических центров США.
Слайд 3Методы исследования
Исторический метод;
Сравнительный анализ;
Корреляционный анализ.
Слайд 4Результаты исследования
Автором выделены следующие факторы успеха г. Бостона:
Очень высокий уровень образования;
Диверсифицированная
структура экономики, как результат – способность быстро менять специализацию (к примеру, г. Бостон гораздо больше расположенного в том же штате г. Салема и, в отличие от г. Детройта, развивается);
Благоприятные условия для повседневной жизни (consumer city).
Слайд 5Колониальное доминирование (1620-1790)
Мир полон случайностей: одна из них – создание г.
Бостона;
Численность населения Бостона быстро росла (17 тыс. жителей к 1740 г.);
Неколониальная модель развития: роль религиозного фактора (Бостон – центр пуританства);
Форма правления – авторитарная демократия;
Специализация - снабжение продуктами сельского хозяйства жителей южных поселений и Карибского бассейна (1770 г. - 73% всей торговли);
Доминирующие отрасли – транспорт, с/х, ремесленничество;
Особая роль – институты взаимодействия и поддержания репутации.
Слайд 6Устойчиво отрицательный торговый баланс как фактор развития промышленности;
Первенство в создании образовательных
организаций и их изначальная практическая направленность (Гарвард – 1936 г., MIT);
Бостон – колыбель американского капитализма (“Бостонская резня”, “Бостонское чаепитие”);
Фактор климата – северные города росли быстрее, поскольку концентрация населения на юге провоцировала эпидемии.
Слайд 71790-1920: иммиграция и промышленность
Численность населения выросла с 18000 чел. до 748
000 чел. г. Бостон стал занимать пятое место по численности населения (ранее был третьим).
Слайд 8Факторы развития Бостона
Внешние: обретение независимости США (устранение барьеров в торговле);
Углубление транспортной
специализации (промышленность перемещалась в другие города, в т.ч. того же штата);
Доля Бостона в численности населения штата Массачусетс снижается, в т.ч. в пользу пригородов (городов-спутников);
С ростом Нью-Йорка бостонские перевозчики стали работать в тамошнем порту. Это способствовало упадку отраслей, связанных с перевозками в самом Бостоне.
Специфические навыки по управлению парусными судами, информационный и институциональный факторы обеспечивали конкурентное преимущество Бостона в транспортном секторе.
Слайд 9продолжение
Переход к паровым двигателям уничтожил конкурентное преимущество.
Случайное событие: неурожай картофеля
в Ирландии. Но путь из Ливерпуля до Бостона всё ещё дешевле. За 1845-1855 гг. 208 000 иммигрантов прибыли в Бостон.
+гражданская война – всё это стимулировало развитие промышленности Бостона.
Однако иммиграция ирландцев заложила бомбу под будущее развитие: ведь ирландцы католики (95%).
Слайд 10Факторы урбанизации в конце 19 в.
рост производительности труда в сельском хозяйстве
(применение удобрений, рост механизации и т.п.);
развитие промышленных технологий (появление паровых двигателей, новые станки требовали гораздо меньших площадей);
удешевление транспортировки (строительство ж\д, причём многие проекты строительства ж/д сети через Бостон были построены на деньги бостонцев);
развитие здравоохранения;
рост иммиграции.
Слайд 111920-1980: упадок города
В объяснение снижения численности населения автор приводит четыре причины:
Фактор
привлекательности климата
Слайд 12Совершенствование транспортных технологий (как результат, развитие пригородов).
Слайд 151980-2000: коммерциализация знаний
Индикаторы роста привлекательности города:
рост цен на жильё. По выборке
городов с численностью жителей свыше 25 тыс. чел. медиана темпа роста цен на жильё составляет 147%, в Бостоне – 429% (4-е место). При этом автор указывает, что этого роста недостаточно, чтобы строительство стало рентабельным. В Массачусетсе в целом выдавалось гораздо меньше разрешений на строительство (16875), чем, к примеру, в Техасе (160 530).
Рост числа жителей. Роста численности жителей не происходит.
Рост уровня доходов. Бостон сейчас занимает 4-е место среди мегаполисов по уровню среднедушевых доходов (в 1980 г. входил во вторую четверть).
Слайд 17Ключевой фактор повышения привлекательности города на современном этапе – высокий уровень
образования (6-е место среди городов с более чем 200 тыс. жителей)
Слайд 18Доминирующие сектора экономики Бостона
Сектор профессиональных услуг (информационные технологии, НИОКР);
Образование;
Здравоохранение;
Финансовый сектор.
Слайд 20Выводы по статье
На мой взгляд, нет тесной связи между проводимыми в
университетах и медицинских центрах НИОКР и созданием новых компаний, т.к. большая часть крупных предприятий относится к сфере услуг. В списке крупнейших компаний только одна высокотехнологичная. И это в регионе с таким мощным исследовательским сектором! Коммерциализация происходит в других местах. Примечательно, что в MIT в 2009 г. выполнено НИОКР на 1,3 морд. долл. (286 млн. в 1980 г.), в Стенфордском университете – только на 620 млн. долл. (262 млн. долл. в 1980 г.) Но Кремниевая долина находится …
Слайд 21В статье фактически сделан упор на технико-экономические факторы развития городов. Как
правило, в качестве объяснения предлагаются причины, релевантные для всех крупных городов США (цена жилья, уровень образования, улучшение технологий производства и транспортировки и т.д.). Между тем самим автором неоднократно отмечены различия в сравнительной динамике развития Бостона и других крупных городов.
Слайд 22В недостаточной степени раскрыт институциональный фактор в развитии Бостона. Автор указал
на наличие поддерживающих отраслей (страхование, финансы), однако иные социальные институты, за исключением церкви, не раскрыты. Между тем весьма интересен вопрос: почему ирландцы, составляя большинство, были беднейшим населением Бостона? Какие институты препятствовали их продвижению наверх?
Слайд 23Наконец, если из города уходят крупные высокотехнологичные фирмы, это говорит о
проблемах в управлении. Сейчас Бостон, скорее, финансовый центр+consumer city. Так, в одном из исследований Бостон занял второе место по привлекательности для пенсионеров.