Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Название инновационной образовательной программы:
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Москва - 2007
Слайд 2 Инновационный образовательный проект по специальности «Социальная педагогика»
Цель проекта: разработка и внедрение модели
углубленного психологического профессионального
образования в системе подготовки социальных педагогов,
социальных педагогов для образовательных учреждений.
Задачи проекта: формирование компонентов учебного плана для достижения целей
инновационной программы; внедрение психологических технологий во все традиционные виды учебной
деятельности: лекции, лабораторные практикумы, курсовое и дипломное проектирование и пр.; создание
системы поддержки самостоятельной работы студентов (всех форм обучения) на базе компьютерных
образовательных технологий; проведение мониторинга уровня психологической компетентности
студентов на различных этапах обучения; создание условий для принципиального изменения уровня
технической компетентности студентов путем оснащения специального кабинета ТСО, приобретения и
создания учебно-методических материалов.
Обоснование по проекту факультета «Социальная педагогика»
Слайд 3Участники проекта: сотрудники и студенты факультета «Социальная педагогика» МГППУ.
Результаты проекта:
Согласно задания по подготовке социальных педагогов-психологов предусмотрено формирование психологического компонента учебного плана через включение шести учебных дисциплин психологической направленности, а, следовательно, учебных программ по дисциплинам: психология профессиональной деятельности; психология социальной работы с семьей; психология управления; психология общения; психогенетика; психогенные девиантности личности, а также учебно-методического обеспечения в виде учебных пособий, монографий.
В итоге формирования психологического компонента учебного плана предусмотрены следующие результаты проекта:
инновационный учебный процесс с применением активно-деятельностных форм обучения, базирующихся на использовании современных психологических технологий;
создание методического кабинета «Социальный педагог-психолог»; расширение объема психологических изданий до 140 наименований, обеспечивающих учебный процесс специализации «Социальный педагог-психолог»
новый порядок организации самостоятельной работы студентов, обеспеченный учебными материалами и информационным доступом к ним, включая электронный банк данных
Слайд 4Проектом предусмотрена:
Закупка: 4.2.9.1.
1. Специализированного оборудования
для методического кабинета «Социальный педагог-психолог», включающего:
Компьютер PIV 3,0 GHz / RAM-2GB / HDD-200GB /;
Windows Vista Ultimate 64-bit Russian 3pk DSP 3 OEI DVD;
Антивирус Касперского 6.0; Ноутбук Toshiba 17″ / PIV 3,0 GHz
/ RAM-2GB / HDD-120GB; Многофункциональное устройство Samsung SCX-4521F; Переплетчик HOPU 1688; Сканер Mustek ScanExpress A3 USB; WEB-камера Logitech QuickCam for Notebooks Deluxe (961400) RTL; Устройства чтения карт USB2.0 NEODRIVE UC-507; Мультимедиапроектор Acer XD1150 ; Экран Projecta на штативе Professional 200x200см; Принтер лазерный цветной HP; Документ-камера Avermedia; Сканеры штриховых кодов; Видеокамера с DVD-приводом Samsung VP-DC165Wi; Цифровой фотоаппарат Samsung Digimax L85; Видеомагнитофон Samsung DVD-V8550K; Слайд-проектор с монитором Magic screen IR Kindermann; Оверхед-проектор портативный Geha (TVP-EC) TOP VIS PORTABLE EC 2300.
Слайд 5Предназначение оборудования:
Приобретение данного оборудования для методического
кабинета «Социальный педагог-психолог», позволит:
расширить
информационные возможности социального
педагога-психолога по сбору различных инновационных методик,
техник решения психологических проблем подготовки специалистов.
Использование специализированного оборудования для методического кабинета «Социального педагога-психолога» позволит:
сформировать у студентов умения в организации сбора, обработки психологической
информации об объектах воспитательного воздействия и непосредственного оказания им
психологической помощи, а также навыки анализа и оценки уровня эффективности
социально-педагогической деятельности с помощью информационных средств.
Слайд 6 Содержание методического кабинета «Социальный педагог-психолог» (Специализированный кабинет)
«Социальный педагог-психолог»
Специализированный кабинет
«Социальный педагог-психолог»
является учебно-методическим комплексом (УМК),
Обеспечивающим проведения психолого-педагогических исследований
и проведения занятий в системе высшего, послевузовского и
дополнительного профессионального образования. УМК рассчитан на
проведение учебных занятий теоретической и
практической направленности по дисциплинам факультета социальной
педагогики (СОП) и ориентирован на разработку и исследование новых
технологий обучения, а также на психолого-педагогическое сопровождение
деятельности профессорско-преподавательского состава, а также на
поддержание различных учебных дисциплин, требующих применения современных
технических средств обучения (ТСО) при проведении учебных занятий,
самостоятельной работы студентов и преподавателей.
Слайд 7УМК предусматривает (помимо обеспечения проведения учебных занятий) совершенствование системы переподготовки и
повышения квалификации руководящего (РС) и преподавательского состава (ПС).
Реализация УМК предполагает создание и постепенное развитие базы для их теоретического обучения и практической подготовки к педагогической деятельности на уровне современных требований к высшей школе.
Развитие УМК предполагает создание базы теоретического обучения и практической подготовки на основе: класса, специально выделенного для проведения учебного занятия, предусматривающего до 40 рабочих мест, оборудованных персональными ЭВМ, объединенными в единую локальную сеть (ЛС) с возможностью (по решению администратора или преподавателя) выхода в Интернет; мультимедийной студии, предусматривающей наличие рабочих мест администратора и специалистов по обслуживанию и научно-методическому обеспечению УМК до 5-ти рабочих мест с ЭВМ, включая графическую станцию, сервер ЛС, файл-сервер, WEB-сервер, рабочую станцию.
Слайд 8 Информационно-методическое
обеспечение УМК будет осуществляться преподавателями учебных дисциплин "Аудиовизуальные технологии обучения", "Использование современных информационных и коммуникационных технологий учебном процессе", а также при участи других преподавателей в рамках учебно-методического обеспечения читаемых им дисциплин при участии методистов и лаборантов факультета социальной педагогики.
Все средства информационных технологий включаются в единую локальную сеть, образуя информационно-образовательную сеть факультета (ИОСФ). Обслуживание ИОС обеспечивается группой администраторов (составом учебной лаборатории – методистами и лаборантами).
Предполагается, что ИОСФ, по мере развития аналогичных УМК других факультетов (кафедр), будет сопряжен с их ИОС, формируя единую информационно-образовательную сеть университета. Тем самым будет создан единый комплекс университета, обеспечивающий, помимо проведения учебных занятий, подготовку, переподготовку и повышение квалификации РС и ПС на основе современных технологий обучения, а также психолого-педагогическое сопровождение деятельности ППС.
Слайд 91.1. УМК (база теоретического обучения и практической подготовки, исследовательской работы) предназначена
для:
проведения занятий в соответствии с расписанием учебных
занятий;
проведения занятий с преподавателями и аспирантами в
рамках повышения квалификации;
организации и проведения самостоятельной работы студентов, преподавателей и аспирантов;
проведения экспериментальных исследований по проблемам
и реализации дистанционных образовательных технологий
(совместно с мультимедиа студией);
проведения психолого-педагогических исследований;
обеспечения профессионального саморазвития РС, ППС,
аспирантов, на основе формирования информационно-образовательной среды.
Слайд 101.2. Мультимедиа студия предназначена для:
подготовки и проведения занятий дистанционных форм обучения
(лекции, семинары, доклады, сообщения, видеоконференции), в том числе и для коллективов внешних организаций (со студентами заочного обучения), со студентами очной и очно-заочной форм обучения (консультации, семинары);
проведения интерактивных совещаний, семинаров;
педагогических экспериментов по исследованию технологий дистанционного обучения на основе информационно-телекоммуникационных технологий;
обеспечения функционирования УМК:
создание и развитие информационно-справочной базы УМК, анализ, обобщение и ввод информации в базу данных ИОС, накопление научно-методических материалов и подготовка их к представлению в ИОС;
изучение, обобщение передового опыта;
Слайд 11СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
И НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины (УМКУД) предполагает сформированную совокупность документов и моделей элементов учебно-материальной базы, обеспечивающих организацию и проведение учебных занятий, самостоятельной работы по дисциплине.
Предполагается, что для каждой учебной дисциплины должен быть представлен полный перечень того, что необходимо для подготовки полноценного специалиста в соответствии с ГОС и квалификационными требованиями к их профессиональной деятельности. При формировании моделей УМКУД будут учтены требования нормативных документов по аттестации, лицензированию и аккредитации, по обеспечению каждого обучающегося библиотечно-информационными ресурсами.
Слайд 12 2. Учебно-методический комплекс учебных дисциплин факультета кафедр (УМКУДФ)
предназначен для формирования совокупности документов и моделей элементов учебно-материальной базы, обеспечивающих организацию и проведение учебной работы по дисциплинам факультета кафедр.
Слайд 133. Учебно-методический комплекс учебных дисциплин включает:
аннотацию к каждой учебной дисциплине, в
которой должны отражаться: цели изучения и область применения дисциплины, ее методология, какие дисциплины обеспечивает и на каких дисциплинах базируется;
перечень документов, используемой при изучении дисциплин кафедры;
модели (перечень моделей) элементов учебно-материальной базы, с указанием, где можно с ними ознакомиться;
краткое описание элементов УМБ и решаемых с их помощью задач, программных продуктов;
база и средства информационного обеспечения: компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы, научная литература, служебные документы, служебные издания;
фонды литературы: по методике обучения; по педагогике; по психологии; издания периодической печати по вопросам образования.
Слайд 18 Таким образом, закупка, разработка и внедрение в учебный процесс
подготовки социальных педагогов нового специализированного оборудования позволит расширить информационные возможности специалистов по сбору различных инновационных методик, техник решения психологических проблем подготовки кадров для социально-педагогической деятельности. Использование специализированного оборудования для методического кабинета «Социального педагога-психолога» позволит сформировать у студентов умения в организации сбора, обработки психологической информации об объектах воспитательного воздействия и непосредственного оказания им психологической помощи, а также навыки анализа и оценки уровня эффективности социально-педагогической деятельности с помощью информационных средств. В итоге это позволит реализовать основные задачи проекта по введению новой специализации на факультете социальной педагогики – социальный педагог-психолог, что расширит возможности по дальнейшему использованию выпускников МГППУ в учреждениях образования России.