Слайд 2Что же было 20 лет назад?
Мир готовился к выходу в Интернет:
первый веб-сайт начал работать в марте 1990, http://info.cern.ch/.
В США пресса возвращалась к гражданам: в городе Шарлотт (Северная Каролина) начинался эксперимент, названный впоследствии «Шарлоттским проектом».
В России это было время «тестирования» свободы слова: приживется или нет? 4 декабря 1989 года в Новосибирске вышел в свет «нулевой» номер первой межрегиональной негосударственной газеты «Сибирская газета», а вскоре в Барнауле стал выходить и еженедельник «Свободный курс».
Слайд 3
«…Принадлежала к числу наиболее симпатичных провинциальных изданий»
Трудны были первые шаги провинциальной
печати. Непривычка к гласности, к контролю общественного мнения создала ей многих врагов; в лучшем случае ее терпели, как необходимое зло; обыкновенно же ее притесняли.
(От редакции, «СГ», № 1, 1881).
Слайд 4
От редакции. «Сибирская газета».
«Сотрудником газеты может быть всякий, кто ей сочувствует;
одни могут принести статьи, другие же, и их большинство, пусть сообщают в газету факты, указывают вопросы, дают предложения, не заботясь о том, что они могут быть нескладно изложены; облечь их в литературные формы есть уже дело редакции, которое она и исполнит, насколько сумеет».
«
«Общий поток публикаций, бушующий вокруг каждого из вас, огромен. Нам бы хотелось не просто влиться в него на уровне обсуждений, но также выступить организатором полезных и добрых дел, насколько это по силам еженедельнику.
«Сибирская газета» родилась и ищет свое лицо. Помогите советом и пишите нам!»
«СГ», № 1, 1881. «СГ», № 0, 1989.
Слайд 5
Между этими,
такими похожими статьями
108 лет.
Слайд 6Первая частная газета Западной Сибири.
Выходила в Томске в 1881 - 1888
годах.
Издатели – сибирские просветители:
1881-1883, 1888 - П.И. Макушин (слева)
1883-1887 - А.В. Адрианов (внизу)
Слайд 7
Открытие Томского университета способствовало закрытию
«Сибирской газеты»
Последний номер «Сибирской газеты» (за
24 июля 1888 г.) был весь посвящен открытию первого за Уралом Императорского Томского университета (22 июля).
И закрыта она была по ходатайству основателя университета, попечителя учебного округа В.М. Флоринского, который сообщал, что при существовании «Сибирской газеты» он не ручается за спокойствие студентов в открываемом университете.
И в этом, как писал современник, «одно из печальных противоречий нашей российской неустроенной жизни».
Слайд 8«Сибирская газета», 1989 - 1998
Слайд 9«Сибирская газета»-2:
закрыть нельзя помиловать
В конце апреля 1990 г. (вышло всего 15
номеров «СГ»!) Новосибирский обком КПСС созвал бюро, в проекте постановления которого значилось: «В связи с дискредитацией партийных и советских органов прекратить печатание «Сибирской газеты» в издательстве «Советская Сибирь».
И 5 мая, в День советской печати, в Новосибирске состоялся небывалый ранее митинг – впервые за время Перестройки не против чего-то, а «за»: за газету, за гласность, за демократию.
Слайд 10Из резолюции митинга в Новосибирске
«К Новосибирскому городскому Совету народных депутатов: устранить
двоевластие в Новосибирске, не допускать впредь влияния любых политических организаций на хозяйственную деятельность предприятий».
(5 мая 1990 г.)
Слайд 11Что такое «общественное благо»?
И что такое гражданские коммуникации?
Между человечеством, обществом
и конкретным человеком – огромное количество разнообразных общностей – национальных, профессиональных, территориальных и т.д. Именно здесь, на пересечении групповых интересов, возникает большинство проблем и социальных противоречий.
Выход состоит в том, что безусловным общественным благом и ценностью признается сам процесс согласования, взаимного учитывания многообразных целей и интересов.
В 1990 году в Новосибирске за свое право обладать и пользоваться этим благом люди вышли на площадь.
Сегодня, 20 лет спустя, мы говорим о том, что, если это общественное благо реализуется через массовые коммуникации, людям не нужно выходить на площадь.
А коммуникации в этом случае становятся гражданскими.
.
Слайд 12Сказка про Свободу слова и традиционную прессу
20 лет назад Свобода слова
попыталась войти в Россию через прессу. И всем казалось, что она уже в этой стране живет. Но традиционная пресса оказалась полупроводником для Свободы слова, пытаясь проводить «истины» только в одну сторону – от журналистов к согражданам. А иногда – и того хуже: от власти – через журналистов – к согражданам.
И тогда Свобода слова решила идти к людям напрямую, минуя традиционную прессу – через блоги и социальные сети. Но, одурманенная собственными мифами, традиционная пресса не признала Свободу слова в таком обличье и начала презирать её, полагая, что борется с «примитивной, некачественной (!) журналистикой».
И чем активнее борется, тем больше проигрывает…
Слайд 13«Так кто же победит?»
«С появлением блогов классическая журналистика потеряла свое главное
преимущество – монополию на публичность высказывания. Информация, мнения, рекомендации – все демонополизировано, доступно практически мгновенно и многовариантно.
В условиях смены парадигмы web 2.0 на web 3.0 лучшие шансы на успех будут у тех медиа, в которых сочетаются интерактивность и личностный характер блогов с подходами профессиональной журналистики, а разницы между блоггером и репортером почти не существует».
(Владимир Яковлев).
Слайд 14В газете The Charlotte Observer встретились две книжки…
Слайд 15Как же всё это называть?
Citizen journalism/ сivic journalism/ grassroots journalism/ participatory
media, – так это называют американцы.
Гражданская журналистика? Общественная журналистика? Народная журналистика? – так пытаемся называть это мы.
Но почему тогда нельзя быть «народной хирургии»?
Нет точного русского названия.
Когда меня спрашивают: и как это всё называть? – Я отвечаю: часто.
Часто делать и часто обсуждать сделанное – и название придёт. Само.
Слайд 16
Школа гражданских коммуникаций
www.scc.sibirp.ru
Проект ИРП-Сибирь посвящен укреплению «прямой демократии» и расширению возможностей граждан
участвовать в защите своих прав.
«Прямой демократии» наиболее соответствуют именно «медиа прямого участия» – когда граждане непосредственно принимают участие в создании контента.
С этой целью в Школе гражданских коммуникаций проводится обучение представителей региональных (местных) издательских домов и преподавателей университетов использованию современных методов интерактивной гражданской журналистики в концепции «медиа прямого участия».
Одновременно на базе этого же портала ведется разработка и усовершенствование учебного спецкурса «Медиаконвергенция и гражданские коммуникации в Интернете» для региональных университетов. Преподаватели университетов и практики из издательских домов работают вместе в режиме реального времени и дистанционно.
Слайд 17
Социальная правозащитная сеть
www.taktaktak.ru
Учебным тренажером для практических занятий в Школе гражданских
коммуникаций является сайт «Так-так-так» в концепции «медиа прямого участия» (веб 2.0). А еще на его основе формируется социальная правозащитная сеть.
Слайд 19
Что такое Общественное расследование?
Общественное расследование — это всестороннее и подробное исследование
некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, которая представляет Общественный интерес. В работе над темой приходится преодолевать нежелание людей и структур предоставлять нужную информацию. Пожалуйста, прежде чем начать работу с сервисом, познакомьтесь с подробной инструкцией.
Слайд 20Общественное расследование — это действенный способ совместными усилиями добиться правды.
Слайд 21Презентация сайта «Так-так-так» в университете Кентукки
Слайд 22
Чего нужно (и можно) избежать российским СМИ
(советы американских коллег):
Мы игнорировали
людей, предсказывающих технологическое развитие.
Мы не предвидели столь бурного развития мобильного Интернета.
Мы игнорировали развитие социальных сетей и участие в них молодых людей.
У нас не было четких планов монетизации Интернета.
И независимые Интернет-игроки, одиночки, работающие дома, победили «большую» прессу!
Слайд 23Kэки Урч/ Kakie Urch, ассистент профессора Университета Кентукки:
«Мы сначала создали систему
свободной прессы, а потом вокруг этого выстроили свою страну».
«Вы, с помощью такой вот Школы«Вы, с помощью такой вот Школы и таких сайтов, сможете пройти путь к медиаконвергенции быстрее, чем американские газеты, начавшие это 5 лет назад».