Слайд 1Читательская грамотность школьников России
Заместитель директора МОУ ДПО ММЦ по НМР Смирнова
Т.Б.
29.03.11
Слайд 2 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
(PISA – Programme
for International Student Assessment).
Россия заняла 43-е место из 65 возможных по уровню грамотности школьников.
Слайд 3Рейтинг победителей и аутсайдеров
РОССИЯ – 43 место
Слайд 4Главная задача исследования
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ,
а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
N.B. От России участвовали 213 образовательных учреждений из 45 регионов
Слайд 5Общие данные по результатам исследования
Девочки читают лучше мальчиков во всех
регионах мира.
Снизился уровень чтения в целом.
Слайд 6Общие данные по результатам исследования
Слайд 7Оглянемся в прошлое…
Долгое время Советский Союз привычно считался если не самой
богатой, то одной из наиболее образованных стран.
В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире.
К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место.
Слайд 8Неужели…
Четверть нации – функционально неграмотные люди?
А ведь…
Грамотность – лакмусовая бумажка образования
Слайд 9Каковы же сегодняшние реалии?
В 2006 году наши четвероклассники показали самые высокие
результаты чтения среди учеников из 35 стран
( тесты PIRLS)
В 2009 году ученики девятых классов замкнули список, их грамотность оказалась ниже, чем у участников из 65 стран.
Почувствуйте разницу
Слайд 10Весьма важные вопросы
Почему за несколько лет в школе дети
словно «глупеют»?
Кто в этом виноват?
Что стоит за победой в PIRLS и поражением в PISA?
Слайд 11Сравним сущность двух исследований
Во-первых, оба теста дают одинаковое определение читательской грамотности
как способности понимать и использовать письменные тексты.
Во-вторых, и тот, и другой выделяют три группы читательских умений: первая – найти и извлечь информацию из текста, вторая – интерпретировать ее, используя контекстные знания, и третья – размышлять о сообщениях текста и оценивать их.
Слайд 12Каковы уровни читательской грамотности?
Выделяют три уровня читательской грамотности: сначала
ребенок просто учится читать, затем использует полученное умение для обучения и, наконец, для удовольствия и решения собственных задач. Первый этап, как считают в Международном сообществе специалистов по чтению, заканчивается в 10 лет, как раз к концу 4 класса – когда проводится PIRLS. Второй этап – к 15 годам, на момент участия в PISA. Оба теста, таким образом, измеряют готовность перехода ученика на новый уровень грамотности.
Слайд 13
И вновь почувствуйте разницу!
Если последние два измерения PIRLS показали,
что готовность десятилетних российских школьников к переходу на следующую ступень образования значительно улучшилась, то в PISA с 2001 года ничего не изменилось. Четверть нации, и даже больше – функционально безграмотные люди. В 4 классе из 25 человек 15 обладают высшим уровнем грамотности, 9 – нуждаются в помощи учителя, 1 – в особой коррекции. В 9 классе помощь педагога нужна будет уже 15 ученикам, а на нижнем уровне останутся семеро.
Слайд 14На каком этапе образования происходят сбои?
Где начало читательской безграмотности?
Первая проблема возникает
при переходе от устной к письменной речи.
В начале второго года обучения дети еще не владеют письменной речью. «В слове «день» 4 звука и 1 слог. Да или нет?» - задали вопрос второклассникам в московской школе № 91, где детей уже 50 лет обучают по методике развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Правильно ответила лишь половина. Им надо было просто посчитать количество звуков, но стоял барьер – именно такая задача учителем поставлена не была.
Слайд 15На каком этапе образования происходят сбои?
Где начало читательской безграмотности?
После
4 класса дети перестают вычитывать информацию из текстов учебников. Дело в том, что в начальной школе таблицы, графики, диаграммы и прочее в текстах еще не используются, зато с пятого класса детей начинают этим нагружать, да еще и включать в тексты сложную терминологию. Естественно, это отбивает у ребенка интерес к учебе. Следовало бы начинать учить детей работать со знаковыми формами уже во 2-3-м классе. При этом даже на курсах повышения квалификации для учителей в Московском институте открытого образования под умением мыслить понимают умение компилировать тексты. И считается, что этому учителя должны учить детей.
Слайд 16Что не так с обучением в основной школе?
В России проводились
исследования, в ходе которых было выявлено, почему дети не решают сложные задачи на ЕГЭ по математике: не могут правильно интерпретировать задания.
Все дело в том, что они не понимают вопрос.
!!!Поэтому уметь работать с текстами школьнику необходимо.
Слайд 17Вывод №1
России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской
грамоте в ее сегодняшнем понимании.
Слайд 18Решаема ли эта задача?
Задача решаема.Об этом свидетельствует опыт стран, сумевших
этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009.
Выше России практически все развитые страны. Кроме того, выше и прибалтийские государства, среди которых Эстония вообще расположилась вблизи лидеров.
Слайд 19Как же воспитывать читателей?
Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не
дает прямого ответа на вопрос, как воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Слайд 20Итак, мы располагаем следующими фактами:
1) Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001
и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
2) Основное чтение для обучения (прежде всего, обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
3) К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 гг.) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Слайд 21Логично предположить…
На переходе из начальной в основную школу должны быть
обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.
Основной вопрос в том, что всем этим государство должно активно заниматься, потому что за 9 лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня, не изменился, а число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, снизилось на 2%. Налицо явная тенденция к ухудшению.
Слайд 22Вывод №2
Информатизация и интернетизация (если можно так сказать) образования – это
не самоцель. Нужно развивать в школьниках желание к обучению, развивать грамотность у детей, приучать их к чтению, только это будет способствовать их дальнейшему развитию и совершенствованию.
Все эти выводы наглядно демонстрируют вышеописанные результаты исследований, и нужно обращать на это самое пристальное внимание, как это делают в большинстве стран мира.
Слайд 23Грустная правда
В Российской Академии образования объявили итоги PISA-2009. Это
самая авторитетная международная программа по оценке подготовки 15-летних школьников, то есть тех, кто получил основное среднее образование. Такое исследование раз в три года, начиная с 2000-го, проводит организация экономического сотрудничества и развития (OECD). В центре внимания PISA-2009 была читательская, математическая и естественнонаучная грамотность почти полумиллиона учащихся из 65 стран мира. Россия по итогам исследования оказалась в группе аутсайдеров.
Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно развеян.
Слайд 24Информационные источники
Материалы сайта Высшей школы экономики
Материалы сайта www.oecd.org\edu\pisa
Завуч. Научно-практический
журнал для администрации школы №2, 2011.
www.eduhelp.info