Слайд 1Чак Паланик
Сумасшедший гений современной литературы
Слайд 2Вместо эпиграфа
…Начиная писать, я сказал себе, что моя цель
- вернуть людям чтение, вернуть его тем людям, которые читать бросили. Так что я писал для людей, которые на тот момент не читали книг. На сегодняшний день книгу нужно писать так, чтобы она смогла тягаться с играми, клипами, чемпионатом по борьбе и остальными вещами, которыми люди могут себя занять. Причем люди хотят идею. Им не интересно бездействие и повествование. Они хотят, чтобы идея менялась, чтобы было множество глаголов. Чтобы прямо глагол на глаголе…
Чак Паланик
Слайд 3Биография
Чарльз Михаэль "Чак" Паланик – американский романист
"Поколения Икс" и независимый журналист, живущий в Портланде, штат Орегон, США - родился 21 февраля 1961 года в Паско, штат Вашингтон, в семье Кэрол и Фрэда Паланик и вырос в вагончике в городе Бербанк (штат Вашингтон) вместе со своей семьёй. Позже его родители развелись, поэтому часто оставляли его и ещё трёх братьев с дедом и бабушкой на их ранчо в Восточном Вашингтоне. Дед Паланика был украинцем, эмигрировавшим в США через Канаду и осевшим в Нью-Йорке в 1907. В 1986 году Чак окончил факультет журналистики Орегонского университета в США. Во время учёбы он работал стажёром на Национальном Общественном радио KLCC в местечке Юджин, штат Орегон. Вскоре он переехал вПортленд, где некоторое время писал для местной газеты. Затем начал работать на компанию Freightliner механиком по дизелям, а также писал учебные руководства по починке грузовиков и занимался понемногу журналистской практикой.
Слайд 4
Желая делать в своей жизни больше, чем просто
работу, Паланик стал волонтёром в приюте для бездомных. После этого некоторое время работал волонтёром в хосписе. Он занимался перевозкой неизлечимо больных людей на встречи так называемых «групп поддержки». Позднее эта работа нашла свое отображение в книге «Бойцовский клуб». Писатель оставил эту работу после того, как умер один из больных, ставший ему особенно близким. Уже в зрелые годы Чак стал членом бунтарского "Общества Какофонии". Он регулярный участник их мероприятий, включая ежегодное "Санта-Рампейдж" (публичная Рождественская вечеринка, неотъемлемым атрибутом которой является массовое буйство и алкогольное опьянение) в Портланде. Его членство в "Обществе Какофонии" вдохновило на описание некоторых мероприятий, как настоящих, так и выдуманных, в его романах.
В сентябре 2003 года Чак Паланик открыто признался в собственной гомосексуальности.
Слайд 5Творчество
Паланик начал писать, когда ему было около 34-35
лет. Согласно его рассказам, он начал писать после посещения "мастерских" писателей, которые он посещал с целью найти новых друзей. Гостей же принимал Том Спэнбауэр, который позже стал вдохновителем Чака Паланика к его минималистическому стилю создания литературы. Первой его книгой была "Бессонница: Если Ты Жил Здесь, Ты Должно Быть Уже Дома", которую он никогда не публиковал из-за разочарования одной историей (хотя небольшая часть этого романа была использована в романе "Бойцовский клуб"). Когда Паланик решил опубликовать свой следующий роман "Невидимые монстры" ("Невидимки"), издатели забраковали этот роман потому, что он был "слишком разрушительным". Это подтолкнуло к работе над его наиболее известным романом "Бойцовский клуб", который он написал, как попытку "разрушить" издателей сильнее, чем те могли себе это представить. Паланик писал его в свободное от работы на "Фрэйджлиннер" время. После публикации романа в начальной стадии, как короткую историю в компиляции "Поиски Счастья" (которая стала 6 главой романа), Паланик расширил ее в полноценный роман, который, вопреки его ожиданиям, издатели захотели опубликовать. Конечный вариант романа получил положительные оценки и награды. В 1999 году был снят фильм режиссером Дэвидом Финчером. Сначала фильм был неким разочарованием и вызвал разные реакции критиков, но позже стал культовым. В 1999 и 2004 годах были изданы еще две редакции романа (последняя из которых содержит введение от автора про успех адаптации фильма).
Слайд 6
Не все фанаты фильма представляли, что он был
снят по роману, многие из них, узнав это, впоследствии стали поклонниками творчества писателя. Измененная версия романа "Невидимые монстры" ("Невидимки") с таким же успехом, как четвертый роман автора "Уцелевший" были опубликованы в том же году, что дало возможность Чаку Паланику стать культовой персоной. Несколько лет спустя Паланик создал свой первый "Нью Йорк Таймс бестселлер" - роман "Удушье". С этого времени его новые книги встречаются читателями и критиками с таким же успехом. Такой успех дал ему возможность отправляться в книжные туры для продвижения его книг, где он читал как новые, так и еще неизданные работы.
1999 год повлиял на последующие работы автора. В это время его отец, Фрэд Паланик, начал ухаживать за женщиной с именем Донна Фонтэйн, которая посадила своего бывшего парня Шэклфорда в тюрьму за сексуальную эксплуатацию. Шэклфорд поклялся убить Фонтэйн как только он выйдет из тюрьмы. После освобождения он отвез Фонтэйн и отца Паланика в дом Фонтэйн (Кэндрик, Айдахо). Потом Шэклфорд застрелил их обоих и перетащил их тела в коттедж Фонтэйн, который после этого сжег. В 2001 году Шэклфорд был признан виновным в двух убийствах первой степени и приговорен к смерти. Под воздействием этих событий Чак Паланик начал работать над романом "Колыбельная". Согласно высказываниям автора он написал этот роман с целью помочь себе справиться с посмертным приговором Шэклфорда.
Слайд 7Полная библиография
1996 Бойцовский клуб/Fight Club
1999 Уцелевший/Survivor
1999 Невидимки/Invisible Monsters
2001 Удушье/Choke
2002 Колыбельная/ Lullaby
2003
Беглецы и бродяги/Fugitives and Refugees: A Walk in Portland, Oregon
2003 Дневник/Diary
2004 Фантастичнее Вымысла/Stranger Than Fiction
2005 Призраки/Haunted
2007 Рэнт: биография Бастера Кейси/Rant
2008 Снафф/Snuff
2009 Пигмей/Pygmy
2010 Расскажи всё/Tell All
2011 Проклятая/Damned
Слайд 8Высказывания Паланика о творчестве и не только
Я вообще так мало
придумываю для своих книг. Но найти способ убедить в реальности происходящего мир, или переизобрести его и заставить казаться реальностью – вот это у меня, думаю, и впрямь хорошо получается. Но если говорить об оригинальности в целом – ее совсем не так много.
Юмор – это ключевой момент. Иначе какой смысл? Без юмора мои книги смахивали бы на трагедии в духе Опры. Типа, все сидят ноют, делают мрачные лица, и... все, конец. Трагедия на трагедии, ошеломительно.
В колледже мы проходили, что как-то одной группе людей показывали фотографии кариеса на разных стадиях. Люди, которым показали фото легкого разрушения и небольшой потери зубов стали больше заботиться о гигиене ротовой полости. Но те, кому показали жуткие снимки очень сильной порчи рта, вообще всё забросили. Перестали чистить зубы и щеткой и ниткой. То есть, по сути, им это только повредило.
Вот почему, изображая грусть, собираясь работать с огромным количеством печального, мрачного материала, нужно представлять его в смешном виде либо перемежать веселыми сценами, чтобы разрядить нагрузку, вернуть людям силы, сделать контраст с печальным, -- тогда оно может случаться снова и снова.
В моих книгах персонаж всегда изымается из ложного довольства и изоляции, и возвращается в общество – недоделанное, неприятное, хаотичное, но крайне более полноценное общество. Потому что еще один американский миф гласит: стоит взять и скрыться друг от друга, и мы будем всем довольны.
Надежда мне видится крайне бесполезным и бессмысленным чувством. Надежды ни к чему не приводят. Действия – да. Реальная идея создает что-то… Но если рассиживаться и надеяться – много не создашь
Боже, иногда мне кажется, что я теперь больше живу на страницах, чем в реальном мире. И я немного волнуюсь, что достигну точки, когда смогу воображать так ясно и удовлетворительно, что разочаруюсь в реальном мире, потому что смогу все представить гораздо лучше. Тогда я буду так расстроен действительностью, что превращусь в жирную кучу мяса, сидящую у лэптопа, и ничего больше не стану делать во внешнем мире.
Слайд 9Немного о романах Чака Паланика
Роман "Бойцовский клуб" получил
громкую известность в России благодаря культовому одноименному фильму Дэвида Финчера. "Бойцовский клуб" – одна самых скандальных книг 1990-х годов, книга, в которой заговорило не просто "поколение икс", а "поколение икс" уже озлобленное, уже растерявшее свои последние иллюзии. "Нечего терять, когда ты – последний винтик в этом мире, мусор под ногами у людей", – эту фразу можно сделать эпиграфом всего романа. Это произведение – некий своеобразный манифест нашего времени, одна из немногих книг, которая, как пишут многие, действительно отражает сегодняшний мир.
Чак Паланик пишет "рвано и... живо", – говорит один из переводчиков романа Д.А. Савочкин. Сразу понятно, что текст довольно-таки сложно перевести: он весь написан короткими фразами, очень простыми, но не рублеными, а вполне "полноценными". Такие фразы характерны для разговорной речи: роман – это некий внутренний монолог героя.
Манера повествования романа, речь героев, детали их окружения – все это знаки времени, эпохи. Постмодернизм довольно часто воспринимается как некий поток: мыслей, идей, образов. "Бойцовский клуб" – это некая "новая библия". В клубе есть свои законы, в книге – истины. Только в другой, необычной, грубой форме: роман достаточно жесток, черен, циничен. Мотив страдания и смерти является одним из ключевых в романе.
Слайд 10
Сам Паланик о своем самом
известном романе говорит следующее (небольшой отрывок из интервью):
В "Бойцовский клуб" вошло много реальных историй. Ну, например, чудовищная история про то, как пьяный ирландец помочился на Blarney Stone - так сделали мои друзья. Мой друг Майк вклеивал порнокадры в диснеевские фильмы, когда он работал киномехаником. Я действительно ходил в группы поддержки для неизлечимо больных, потому что это помогало мне почувствовать себя лучше после ужасной работы на фабрике. Мой друг Джефф - реальный прототип Тайлера Дердена - проделывал ужасные вещи с едой, когда работал официантом на приемах в богатых отелях. Да почти ничего в книге не выдумано. Книга позволила сохранить самые дикие годы моей жизни. Но я никогда не был Тайлером Дерденом. Когда я дурачил кого-нибудь, напивался и попадал в переделки, я говорил людям, что меня зовут Ник. Так звали моего покойного украинского дедушку. После этого когда кто-то звонил мне и просил позвать к телефону Ника, я отвечал, что Ник переехал в другой город. Кто бы ни спрашивал Ника, я бы не хотел впускать их в свою обычную жизнь.
Слайд 11Невидимки
Англ. Invisible Monsters (1994) — впервые опубликован в 1999
году. Действие сосредоточено на трёх главных героях, включая рассказчицу, путешествующих по Северной Америке. Это книга, в которой нет содержания. Повествование перескакивает из одного времени в другое, а настоящие имена, изменяющиеся на протяжении романа, раскрываются только в конце. Шаннон Макфарленд — бывшая топ-модель, карьера которой была вмиг перечеркнута выстрелом из пистолета, изуродовавшим ей пол-лица. Теперь она невидимка — человек, скрывающий свое лицо за вуалью. Втроем вместе со своим бывшим парнем Манусом и красавицей-подругой Брэнди главная героиня занимается мошенничеством, благодаря которому всегда имеет доступ к различным наркотикам и болеутоляющим. Жизнь катится по наклонной, но еще не время с ней прощаться, ведь Шаннон должна отомстить всем, из-за кого она страдает.
Роман также должен был быть экранизирован, но на данный момент этого так и не произошло.
Слайд 12Удушье
Роман «Удушье» повествует о жизни Виктора Манчини и
его друга Дэнни. Они ведут довольно странный образ жизни, изображая «исторических персонажей» в тематическом парке, отражающим быт английских поселенцев в США в 1734 году. Они весь день ходят в камзолах и париках и следуют правилам, в соответствии с которыми не могут нарушать исторического образа, в то время как экскурсоводы водят по парку группы детей. Виктор и Дэнни сексоголики, поэтому ходят в группы, где собираются такие же зависимые от секса люди. Цель таких собраний — научиться контролировать себя и свои желания. Помимо этого Виктор зарабатывает деньги, инсценируя приступы удушья в различных ресторанах. Люди, которые спасают его, позже присылают Виктору письма и небольшие суммы денег. Его спасали столько раз, что письма приходят практически ежедневно. Виктор говорит, что они это делают, потому что у них просыпается инстинкт заботы о человеке, которому они спасли жизнь. Он делает это все ради того, чтобы оплатить содержание матери в больнице для душевнобольных. Матери становится все хуже: она отказывается есть и каждый раз не может вспомнить Виктора — ей кажется, что это её адвокат Фред. Однажды она решает рассказать «Фреду» историю рождения Виктора. Согласно этой истории Виктор был непорочно зачат и является клоном Иисуса Христа…
Роман был экранизирован в 2008 году (реж. Кларк Грегг, в гл. р. Сэм Рокуэлл). Однако эта экранизация была менее успешной, чем экранизация «Бойцовского клуба».
Слайд 13Цитаты из романов
Все, кого ты любил, или бросят тебя или умрут.
Всё, что ты создал, будет забыто. Всё, чем ты гордился, будет со временем выброшено на помойку…
В этом мире нет ничего вечного. Все потихоньку рассыпается.
Возможно, самосовершенствование – это еще не все. Возможно, саморазрушение гораздо важнее.
Рождение человека — ошибка, которую он пытается исправить на протяжении всей жизни.
Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует.
Чaще всего люди покидают маленький город - чтобы мечтать туда вернуться. А другие остаются, чтобы мечтать оттуда уехать.
Ты никогда не сможешь забыть то, что хочешь забыть больше всего.
Кто живет своим умом, тому цитаты не нужны.
Самое привлекательное в мужчине то, что он находит привлекательной вас.
Всегда найдется какое-нибудь оправдание, чтобы не жить собственной жизнью.
Люди работают на работах, которые ненавидят, чтобы купить вещи, которые им не нужны.
Слайд 14
Всю свою жизнь ты пытаешься стать богом, а потом умираешь.
Когда теряешь
всякую надежду, наконец обретаешь свободу.
Обиженные любят обиженных.
На самом деле весь мир состоит из придурков.
Да, я влюбился, а что? Люди женятся и по менее веским причинам.
Незаработанные деньги тратятся очень быстро.
Лучшее утешение в жизни – когда можешь обернуться через плечо и увидеть, что за тобой в очереди стоят те, кому еще хуже.
Можно заставить врать уйму народу, если у них есть свой шкурный интерес. А когда все говорят одну и ту же неправду — это уже правда.
Некоторые из нас рождаются людьми. Остальные идут к этому всю жизнь.
Ты никогда не станешь красивой, пока не почувствуешь себя красивой.
Обычно мы спрашиваем у людей о том, как они провели выходные лишь с единственной целью – получить возможность рассказать о собственном уик-энде.
Это обычное явление - ты твердишь себе, что любишь человека, а на самом деле только используешь его. За любовь мы постоянно принимаем что-то другое.