Слайд 1Составление мотивированного заключения и рекомендаций ПМПК, моделирующих ППМС сопровождение, в условиях
ФГОС обучающихся с ОВЗ для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей
Быкова М.Б., учитель-дефектолог ЦПМПК
Слайд 2Это совокупность обязательных требований при реализации АООП
Предметом регулирования ФГОС являются отношения
в сфере образования детей: с легкой умственной отсталостью (1 вариант);
с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (2 вариант)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 3К структуре АООП;
Условиям реализации АООП;
Результатам освоения АООП
ФГОС включает требования:
Слайд 4Раннее получение специальной помощи средствами образования;
Непрерывность коррекционно-развивающего процесса;
Доступность содержания познавательных задач;
Удлинение
сроков получения образования;
Актуализация сформированных знаний;
Специальное обучение «переносу» имеющихся знаний в изменяющиеся условия;
Общие для всех обучающихся с умственной отсталостью особые образовательные потребности
Слайд 5Обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом особенностей обучающихся;
Использование
позитивных средств стимуляции деятельности; демонстрирующих доброжелательное отношение к обучающимся;
Развитие мотивации интереса к познанию окружающего мира с учетом возможностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию;
Стимуляция познавательной активности
Общие для всех обучающихся с умственной отсталостью особые образовательные потребности
Слайд 6Выделение пропедевтического периода, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного образования;
Введение учебных предметов,
способствующих формированию представлений об окружающем мире;
Овладение разнообразными видами и средствами коммуникации;
Возможность обучения по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих;
Особые образовательные потребности для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Слайд 7Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося в социуме;
Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие семьи
и ОО;
Расширение образовательного пространства, выходящее за пределы ОО.
Особые образовательные потребности для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Слайд 8Существенное изменение содержание образования, предполагающее включение специализированных учебных предметов;
Создание оптимальных путей
развития;
Использование специфических методов и средств обучения;
Дифференцированное, «пошаговое» обучение;
Формирование навыков самообслуживания, элементарных социально-бытовых навыков;
Особые образовательные потребности для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью
Слайд 9Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;
Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации
и за ее пределами;
Организация обучения в разновозрастных классах;
Организация взаимодействия специалистов и семьи.
Особые образовательные потребности для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью
Слайд 10Стандарт направлен на обеспечение:
Равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной
отсталостью от места жительства, пола, языка, степени выраженности ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
Государственных гарантий качества образования;
Максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью к образованию;
Вариативности содержания АООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся
Слайд 11Стандарт направлен на обеспечение:
Демократизации системы образования через расширение возможностей для реализации
права выбора педагогами методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающимися с умственной отсталостью;
Создания условий для реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Слайд 12Стандарт направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью
Формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности;
Охрана и укрепление психического и физического развития детей, в т.ч. их социального и эмоционального благополучия;
Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся с умственной отсталостью;
Формирование основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать, контролировать и доводить до конца свою деятельность, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
Слайд 13Стандарт направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью
Создание специальных
условий для получения образования каждого обучающегося;
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающихся с учетом их образовательных потребностей и состояния здоровья;
Формирование социокультурной и образовательной среды разных групп обучающихся.
Слайд 14Стандарт предусматривает
Возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения
образования обучающимися с умственной отсталостью на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения ПМПК и согласия родителей (законных представителей)
Слайд 15Требования к АООП
АООП дополняется ИПР инвалида;
Самостоятельно разрабатывается и утверждается ОО в
соответствии со Стандартом;
АООП реализуется на основе специально разработанных учебных планов, в т.ч. индивидуальных;
Для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе Стандарта разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности детей;
Слайд 16Требования к АООП
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно
с другими обучающимися, так и в отдельных класса, группах или в отдельных организациях;
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть применена сетевая форма реализации;
Слайд 17В АООП входят один или несколько учебных планов
Учебный план включает предметные
области в зависимости от варианта АООП;
Обязательным элементом учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется ОО на основе рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.
Слайд 18АООП реализуется через
Учебную деятельность
Внеурочную деятельность.
Составляются программы учебных предметов и
коррекционных курсов
Программа внеурочной деятельности включает в себя направления развития личности обучающихся
Слайд 19Программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат
Пояснительную записку
Общую характеристику учебного предмета, коррекционного
курса
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
содержание учебного предмета, коррекционного курса
Тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Слайд 20Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам
его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у ребенка инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей)
Для перевода обучающихся с одного варианта АООП на другой необходимо заключение ПМПК и согласие родителей (законных представителей)
Слайд 21Структура СИПР
Общие сведения о ребенке;
характеристика, включающая оценку развития обучающегося на
момент составления программы и определяющая приоритетные направления его воспитания и обучения;
ИУП;
Содержание образования в условиях организации и семьи;
Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
Перечень специалистов, участвующих в реализации СИПР;
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества ОО и семьи;
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Слайд 22Результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью
Личностные результаты
Включают индивидуально-личностные качества,
жизненные и социальные компетенции обучающегося
Достижение обеспечивается овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия
Предметные результаты
Включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению.
2 уровня овладения предметными результатами: минимальный
достаточный
Слайд 23Результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью
Предметные результаты не являются
решающими при переводе в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений
Отсутствие достижения минимального уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием для продолжения образования по 1 варианту. В том случае, если обучающийся не достигает этого уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей ОО может перевести обучающегося на СИПР
Слайд 24Результаты освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Личностные
и предметные планируемые результаты освоения обучающимися рассматриваются в качестве возможных, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся
Слайд 25Учебный план включает
1 вариант
Предметная область Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2
вариант
Предметная область Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Слайд 26Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Математика (овладение началами математики и компьютерной грамотности
2
вариант
Предметная область
Математика ( в пределах доступных обучающемуся)
Слайд 27Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Естествознание
Мир природы и человека
Природоведение
Биология
География
2 вариант
Предметная область
Не предусматривается
Слайд 28Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Человек и общество
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Этика
Обществоведение
2 вариант
Предметная область
Не предусматривается
Слайд 29Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Не предусматривается
2 вариант
Предметная область
Окружающий мир
Окружающий природный
мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Слайд 30Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Искусство
Музыка
Рисование
2 вариант
Предметная область
Искусство
Музыка и
движение
Лепка, рисование,
аппликация
Слайд 31Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Технология
Ручной труд
Профильный труд
2 вариант
Предметная область
Технология
Профильный
труд (овладение трудовыми умениями, необходимыми в жизни)
Слайд 32Учебный план включает
1 вариант
Предметная область
Физическая культура
1 вариант
Предметная область
Физическая культура
(адаптивная физическая культура)
Освоение
доступных средств передвижения, формирование двигательных навыков, координации движений
Слайд 33Учебный план включает
1 вариант
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Логопедические занятия
Психокоррекционные
занятия
2 вариант
Коррекционно-развивающая область
Сенсорное развитие
Предметно-
практические
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация
Логопедические занятия
Психокоррекционные
занятия
Слайд 34Программа коррекционной работы
1 вариант
Составляется программа:
1. Механизм взаимодействия
специалистов в области
сопровождения;
2.
перечень, содержание и план
индивидуально-
ориентированных
коррекционных мероприятий;
3. Система ППМС
сопровождения
4. Корректировка
коррекционных мероприятий
2 вариант
Не предусматривается
Слайд 35Программа внеурочной деятельности
1 вариант
Направления:
Спортивно-
оздоровительное;
Нравственное;
Социальное
Общекультурное
через формы: кружки,
экскурсии, секции,
соревнования,
общественно-полезные
(трудовые) практики
2 вариант
Включается в СИПР
Направления:
Спортивно-
оздоровительное;
Нравственное;
Социально-
эмоциональное;
Творческое;
Познавательное;
Общекультурное
через конкурсы, кружки,
Фестивали, выставки,
праздники
Слайд 36Программа сотрудничества с семьей
1 вариант
Отдельно не предусматривается
2 вариант
Включает консультации ,
семинары,
тренинги,
домашнее визитирование,
беседы, собрания и др.,
направленные на
психологическую поддержку
семьи, повышение
компетентности родителей,
обеспечение участия семьи в
реализации СИПР,
обеспечение единства
требований к обучающемуся
Слайд 37Итоговая аттестация
1 вариант
Проводится в форме
двух испытаний:
1. Предполагает
комплексную оценку
предметных результатов
усвоения русского языка,
чтения, математики и
основ социальной жизни
2. Профильный труд
2 вариант
Предметом итоговой
оценки освоения АООП
является достижение
результатов освоения
СИПР последнего года
обучения и развитие
жизненной компетенции
обучающихся
Итог - характеристика
Слайд 38Специальные методы и приемы
больший акцент на наглядные и практические методы
обучения;
использование игровой формы предъявления нового материала;
наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике;
демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе;
схематизированная форма подачи изучаемого материала;
приемы развития мыслительной активности;
прием выделения главного;
прием комментирования.
Слайд 39Основные направления работы (часть СОУ)
Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия.
Формирование контрольных
действий проверки ошибок в письменных работах.
Формирование умения принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию, воспринятую на слух.
Формирование умения планировать предстоящие действия.
Формирование самоконтроля через использование продуктивных видов деятельности на уроках трудового обучения, в процессе кружковой работы.
Чередование интеллектуальных нагрузок и отдыха.
При утомляемости включать ребенка в социальные формы деятельности.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие связной речи.
Формирование навыка письма (развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слов; зрительно-слуховые диктанты; слуховые диктанты).
Формирование навыка чтения (заучивание букв, соотнесение звука и буквы, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц (ба-ва-га и т.д., бу-ву-гу-ду и т.д., бы-вы-гы и т.д.); составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов (предложений), иллюстрированных изображением; составление предложений из слов, графические диктанты).
Слайд 40Основные направления работы (часть СОУ) для обучающихся по 2 варианту
Формирование и
развитие продуктивных видов деятельности;
Формирование социального поведения через умение пользоваться телефоном, ориентироваться на улице;
Развитие коммуникативных умений через занятия курса «Основы коммуникации» коррекционно-развивающей области;
Включение в домашний труд;
Расширение социальных контактов с целью формирования навыков адекватного поведения, знаний о себе, социальном окружении;
Формирование простейших навыков счета, глобального чтения, письма, основ безопасной жизнедеятельности