Слайд 1БИЛЬД-РЕДАКТОР
Модуль «Медиаобразование в школе и вузе»
МГГУ им. М.А. Шолохова
И.В. Жилавская
Слайд 2Кто такой бильд-редактор?
В больших изданиях есть люди, которые отвечают за подбор,
создание, редактирование и размещение иллюстраций и фотографий. Их называют бильд-редакторами.
Это современная и очень интересная творческая профессия.
Слайд 3Кто такой бильд-редактор?
Бильд-редактор – это и художник, и технический работник одновременно.
Он должен знать специализированные компьютерные программы, легко ориентироваться в тематике издания, знать основы верстки и всего технологического процесса изготовления конечного продукта.
При этом бильд-редактор должен отличаться особой креативностью. Ведь от его выдумки и фантазии зависит внешний вид газеты или журнала. А это очень важно, потому что именно дизайн определяет первый интерес читателя к изданию.
Слайд 4Чем занимается бильд-редактор?
Он создает образ издания. Бильд-редактор работает с фотографами и
художниками, обсуждает с ними идею журналистского материала, дает задание, что и, главное, как надо проиллюстрировать. Критикует за низкое качество фотографий, если они того заслуживают.
Бильд-редактор – это то же самое, что редактор, только он работает не с текстами, а с изображениями.
Слайд 7Работа с фотобанками
Бильд-редактор умеет работать с фотобанками. Это такие собрания фотографий,
откуда иллюстраторы черпают разный иллюстративный материал, фотоконтент.
Работать с фотобанками надо профессионально. Оттуда нельзя просто взять фотографию и поставить к себе в номер. Это будет нарушением авторских прав. Для того, чтобы воспользоваться фотографиями другого автора, надо, во-первых, спросить его разрешения, и, во-вторых, сохранить его авторство. Это означает обязательно поставить его подпись под фотографией. В случае необходимости заключить с автором договор на выплату гонорара.
Слайд 8Не читаем, а смотрим картинки
Сегодня мы не столько читаем газеты
и журналы, сколько смотрим картинки, перелистывая страницы. В молодежных изданиях это заметно особенно.
Некоторые редакторы придерживаются пропорции 50 на 50. Это означает, что половину объема номера составляют тексты, а вторую половину – фотографии и другие иллюстрации.
Над иллюстрированием молодежных журналов трудятся целые команды дизайнеров во главе с бильд-редакторами.
Слайд 9Не читаем, а смотрим картинки
Считается, что издание хорошо проиллюстрировано, если центральная
фотография или рисунок номера запомнились читателю.
Это происходит тогда, когда фотография несет в себе определенный смысл. Она не просто дополняет текст, или носит по отношению к нему второстепенное значение, а сама является законченным информационным продуктом. Это может быть очень выразительное лицо, яркая эмоция, драматический или, наоборот, радостный момент в жизни человека. Это может быть и редкий снимок живой природы, который фотоохотник поймал в результате большого терпения.
Слайд 10Все фотосъемки можно разделить по жанрам на три
вида:
репортажные
портретные
студийные
Слайд 11Репортажные фотосъемки
Фоторепортаж представляет собой законченную фотоисторию о событии. Он, как правило,
состоит из трех и более снимков. Фоторепортаж их двух фотографий не бывает. Но и перестараться со снимками на полосе тоже нельзя, тогда они окажутся маленькими и невыразительными.
Лучший вариант набора фотографий для фоторепортажа это:
крупный план (чье-то лицо)
средний план (2-3 человека с некоторыми деталями происходящего)
общий план (на одном снимке максимально широкая картина мероприятия).
Слайд 13Портретные фотосъемки
Портретные съемки очень сложны, потому что большинство людей не любят
фотографироваться, стесняются. И тогда у неопытного фотографа получаются вместо выразительных портретов – фотокарточки на документы.
Для того чтобы портретная съемка получилась, надо работать вместе с журналистом. Тот беседует, а фотокорреспондент снимает. Причем, фотографий надо сделать очень много, чтобы бильд-редактор выбрал ту, которая действительно раскрывает характер человека.
Либо фотограф старательно «ловит» кадр.
Слайд 16Студийные фотосъемки
Бильд-редактор может заказать и студийную
съемку. Ее делают мастера особого класса, профессионалы.
Слайд 19Рисунки как иллюстрации
Очень хорошо, если в редакции есть художник. Его рисунки
придадут твоему изданию особую неповторимость и узнаваемость. Художник может иллюстрировать статьи и заметки, либо создавать самостоятельные художественные миниатюры.
Это может быть и так называемый сквозной герой, который «кочует» из номера в номер и оживляет страницы журнала.
Отлично, если в школьном журнале появится комикс. Это редкий, но очень интересный жанр, когда история рассказывается в картинках и коротких текстах. Придумывать такие истории можно всем классом или целой школой.
Слайд 23Что такое клипарт?
Некоторые бильд-редакторы при иллюстрации журналов, сайтов пользуются клипартами.
Клип-арт
(от англ. clipArt) представляет собой набор графических элементов дизайна для составления целостного графического образа. Это могут быть как отдельные объекты, так и изображения целиком. С помощью клипартов можно создавать коллажи для журналов, сайты. Коллекция клипартов – это инструмент в работе бильд-редакторов. Обычно качественный клипарт – платный.
В среде профессиональных бильд-редакторов не приветствуется использование клипартов, считается, что уважающая себя редакция должна сама создавать собственные эксклюзивные коллекции иллюстраций.
Слайд 29Несколько советов
начинающему бильд-редактору
Иллюстрирование номера – это руководство внимаем читателя. Ты не просто «раскидываешь» фотографии по полосе, но указываешь читателю, что более важно, что менее, к чему надо приглядеться более пристально.
Выдерживай стиль издания и не превращай каждую полосу во что-то новое, экстраоригинальное. Иначе читатель не поймет, какую газету или журнал он читает.
Слайд 30Несколько советов
начинающему бильд-редактору
Если фотография размещена у самого края страницы, то, человек, изображенный на ней, должен смотреть внутрь полосы, а не куда-то в сторону.
Слайд 32Зеркальный поворот фотографии
Некоторые изобретатели для достижения желаемого результата умудряются зеркально переворачивать
фотографии. Это можно делать, но с большой осторожностью, потому что тогда обручальные кольца с правой руки перемещаются на левую, не на месте оказываются ордена и медали, да и волосы вдруг укладываются не на привычную для этого человека сторону.
Если перевернуть фотографию все же необходимо, то надо быть очень внимательным, чтобы не попасть впросак.
Слайд 34Думай о человеке
Всегда, размышляя над тем, как проиллюстрировать фотографиями газету или
журнал, думай о тех людях, которые изображены на этих фотографиях.
Их образы в твоих руках.