Слайд 1Архитектура Саратова
Середина XIX - начало XX века
Слайд 2Новое в архитектуре
В середине XIX века в архитектуре русский классицизм с
его красотой, заимствованной из античного искусства, уступает место эклектике. Красивыми теперь считаются здания с богатыми декоративными украшениями, для чего привлекаются архитектурные элементы всех прошлых эпох. На смену единообразию форм приходит многообразие, вместо одностильности — многостилье.
Слайд 3Алексей Маркович Салько
Одним из выразителей эклектики в архитектуре Саратова
был Алексей Маркович Салько (1838—1918). Он окончил строительное училище в Петербурге и был назначен архитекторским помощником в Саратов. Через восемь лет он становится городским архитектором, в должности которого прослужил до 1914 года, когда глубоким стариком ушел на пенсию.
Салько был довольно плодовитый архитектор, построивший по своим проектам много частных домов, церквей, мостов, плотин, мостовых во многих местах Саратовской губернии. В Саратове его сооружения называли построенными в стиле «салькоко», настолько они отличались громоздкостью, однообразностью, рядами одинаковых окон, обилием декора на фасадах.
Наиболее удачными и интересными работами Салько являются здания фельдшерской школы (1899 год — ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (1905 год — ул. Советская, 60), дома Вакурова (1874 год — Театральная пл., 1), 1-го реального училища(1890 год — ул. Мичурина, 88), управления Рязано-Уральской железной дороги(Музейнаяя площадь).
Слайд 4Петр Митрофанович Зыбин
Петр Митрофанович Зыбин (1857—1918), выпускник Академии художеств, был
архитектором управления Рязано-Уральской железной дороги. Он оставил о себе память великолепными сооружениями. Одним из них является Городской общественный банк (1913 год — Театральная пл., 13) с ярко выраженными чертами неоклассицизма — одного из архитектурных течений модерна. Здание украшено по фасаду колоннами, скульптурами, лепными венками и гирляндами, но в меру, и производит приятное впечатление. Ныне здесь Дворец творчества юных (бывший Дворец пионеров и школьников).
Нельзя пройти мимо небольшого храма-часовни «Утоли моя печали» около сада «Липки» (ул. Волжская, 36). Это тоже творение Зыбина. Храм сооружен в 1904—1906 годах, он как бы повторяет стиль храмов средневековой Руси.
По проекту Зыбина построено и здание железнодорожного вокзала Рязано-Уральской железной дороги
Слайд 5Семен Акимович
Каллистратов
Около десяти лет саратовским городским архитектором был Семен
Акимович Каллистратов (1874—1966). Он получил образование в Швейцарии и после непродолжительной службы в Новороссийске приехал в Саратов. Здесь строил немного, но все его здания весьма выразительные и запоминающиеся. Особенно известны два его творения: здание консерватории (1912 год) и гостиницы «Астория» (1913—1918 годы).
По проектам С. А. Каллистратова выстроены хирургический корпус больницы скорой помощи (угол ул. Пугачевской и Новоузенской), нынешних школ № 2 (ул. Мичурина, 16) и № 99 (ул. Университетская, 44), бывшей гимназии А. Куфельд (ул. Первомайская, 75) и другие здания.
Слайд 6Карл Людвигович Мюфке
Крупный вклад в архитектуру города внёс архитектор Карл
Людвигович Мюфке (1868—1933). По его проекту были построены в 1910 – 1916 гг. четыре корпуса университета. Он же осуществлял руководство всем строительством.
По проектам К. Л. Мюфке построен и клинический городок университета (ныне 3-я городская больница — ул. Б. Садовая, 137), здание глазной лечебницы (ул. Вольская, 12) .
Появление в городе новых учреждений, банков, промышленных предприятий требовало нового жилья для служащих. Начинается строительство доходных домов с почти одинаковыми квартирами, в которых нет парадных комнат. Все квартиры объединены одной лестницей с общим входом. Наиболее выразительны доходные дома Пташкина (ул. Советская, 3), Яхимовича (ул. Советская, 5), Ананьева (ул. Вольская, 94).
Слайд 7Василий Алексеевич Люкшин
В 1914—1916 годах архитектор Василий Алексеевич Люкшин (1872—1945)
выстроил по собственному проекту здание Крытого рынка. Являясь отдельным строением со всесторонним обзором, Крытый рынок занял целый квартал и стал главным градостроительным компонентом этой части города.
архитектор В. А. Люкшин спроектировал и построил школы-дворцы — со светлыми классами, широкими коридорами, залами (ныне это школы № 21 — ул. Посадского, 248; № 20 — ул. Покрышкина, 5)
Слайд 8Окраины города
Если в конце XIX — начале XX столетий центральная часть
Саратова обогащается интересными в архитектурном отношении зданиями, то окраинные районы по-прежнему застраивались деревянными домами, с редкими малоэтажными каменными особняками
Слайд 9Столица Поволжья
И все же в начале века сложился новый облик
города: с добротными постройками, прямыми длинными улицами, бульварами. По понятиям того времени, Саратов считался городом благоустроенным, который в путеводителях именовали
«столицей Поволжья»
Слайд 10Управление Рязано-Уральской железной дороги
Слайд 13Гостиница «Астория»
Интересно решена (тоже в стиле неоготики) и другая постройка мастера
— гостиница «Астория» (ныне «Волга» ).
Здание выразительно за счет полных экспрессии, устремленных ввысь пилонов, крупной поверхности окон. Декор сдержанный, скромно введена скульптура — фигуры стоящих рыцарей и готовых пуститься бежать гонцов-скороходов
Слайд 14Консерватория
С открытием в Саратове консерватории был перестроен и расширен
довольно унылого вида громадный дом музыкального училища. Каллистратов надстроил четвертый этаж и придал фасадам здания вид готического сооружения. Такой прием в архитектуре получил название псевдо или неоготики.
Устремленные вверх башенки с шатровыми покрытиями и шпилями, своеобразная пластика крыши с коньковыми решетками придают зданию вид готического замка. Это оригинальное сооружение стало как бы символом города.
Слайд 15Университетский корпус
Построенные в виде отдельных павильонов в неоклассическом стиле, вместе с
благоустроенной парковой зоной, университетские корпуса составляют единый архитектурный ансамбль.