Слайд 1Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ
                                                            
                                    по русскому языку
Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби»
Подготовила
 Сигарёва О.И.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Стихотворение в прозе -
это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими
                                                            
                                    признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Иван Сергеевич Тургенев
(1818 – 1883)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4К.Г.Паустовский:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых
                                                            
                                    – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Тема:
Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                      План
1) Назревала гроза великая.
2) Летят домой два голубя.
3) Сорвалась буря и пошла потеха...
4) Хорошо и грустно...
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основные образы текста:
1) лирический герой;
2) предгрозовое поле, туча, солнце;
3) голуби, летящие
                                                            
                                    над полем, сидящие   под крышей;
4) буря, гроза.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8       Лирический герой
«передо мною»
«около меня»
«я
                                                            
                                    глядел»
«думалось мне»
«я стоял»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9 Пространство лирического героя
«около меня»      
                                                            
                                       «за рожью»
то золотое, то        тёмно – синяя туча;
серебряное море;     грузная громада;
спелая рожь;         синяя громада;
солнце светило       злая туча; туча
 горячо и тускло        давила землю
    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Тип речи - описание
Обильное употребление эпитетов подтверждает этот вывод:
душный воздух,
                                                            
                                    гроза великая, зловещий блеск, одинокий лист, тоскливое томление, злая туча, золотая змейка.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11        Стиль текста
Этот текст
                                                            
                                    принадлежит к художественному стилю, потому что он полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Синтаксические конструкции, использованные в тексте
В -1 1)Среди предложений 1 – 7
                                                            
                                    найдите сложные бессоюзные.
2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные.
3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами.
В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением.
5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7.
6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13        Проверяем:
1)1,2,5.
2) 20,23,24.
3) 18,21.
4)
                                                            
                                    14.
5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи).
6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Образы второй части текста
1) Сначала один белый голубь.
2) Потом два белых
                                                            
                                    голубя.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Контекстуальные синонимы
1)Что – то, белый платочек – снежный комок – белый
                                                            
                                    голубь.
2) Два платка – два комочка – два белых голубя.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16В третьей части текста преобладают глаголы
С их помощью автор передаёт быструю
                                                            
                                    смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, cвет - слепят, звуки - стреляет.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Соотношение второй и третьей части по смыслу и в авторской оценке
Эти
                                                            
                                    части противопоставлены. На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть и многоточие, которым оканчивается третья часть. В третьей части – смятение, разрушение, зло; в четвёртой части – умиротворение, согласие, спокойствие, добро.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Лексические и синтаксические средства, выражающие чувства героя в последнем абзаце
Лексический повтор
                                                            
                                    слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя.
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    Вывод
Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…