Слайд 1Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ
по русскому языку
Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби»
Подготовила
Сигарёва О.И.
Слайд 2Стихотворение в прозе -
это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими
признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция.
Слайд 3Иван Сергеевич Тургенев
(1818 – 1883)
Слайд 4К.Г.Паустовский:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых
– для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»
Слайд 5Тема:
Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей.
План
1) Назревала гроза великая.
2) Летят домой два голубя.
3) Сорвалась буря и пошла потеха...
4) Хорошо и грустно...
Слайд 7Основные образы текста:
1) лирический герой;
2) предгрозовое поле, туча, солнце;
3) голуби, летящие
над полем, сидящие под крышей;
4) буря, гроза.
Слайд 8 Лирический герой
«передо мною»
«около меня»
«я
глядел»
«думалось мне»
«я стоял»
Слайд 9 Пространство лирического героя
«около меня»
«за рожью»
то золотое, то тёмно – синяя туча;
серебряное море; грузная громада;
спелая рожь; синяя громада;
солнце светило злая туча; туча
горячо и тускло давила землю
Слайд 10 Тип речи - описание
Обильное употребление эпитетов подтверждает этот вывод:
душный воздух,
гроза великая, зловещий блеск, одинокий лист, тоскливое томление, злая туча, золотая змейка.
Слайд 11 Стиль текста
Этот текст
принадлежит к художественному стилю, потому что он полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение.
Слайд 12Синтаксические конструкции, использованные в тексте
В -1 1)Среди предложений 1 – 7
найдите сложные бессоюзные.
2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные.
3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами.
В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением.
5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7.
6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие…
Слайд 13 Проверяем:
1)1,2,5.
2) 20,23,24.
3) 18,21.
4)
14.
5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи).
6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки).
Слайд 14Образы второй части текста
1) Сначала один белый голубь.
2) Потом два белых
голубя.
Слайд 15Контекстуальные синонимы
1)Что – то, белый платочек – снежный комок – белый
голубь.
2) Два платка – два комочка – два белых голубя.
Слайд 16В третьей части текста преобладают глаголы
С их помощью автор передаёт быструю
смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, cвет - слепят, звуки - стреляет.
Слайд 17Соотношение второй и третьей части по смыслу и в авторской оценке
Эти
части противопоставлены. На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть и многоточие, которым оканчивается третья часть. В третьей части – смятение, разрушение, зло; в четвёртой части – умиротворение, согласие, спокойствие, добро.
Слайд 18Лексические и синтаксические средства, выражающие чувства героя в последнем абзаце
Лексический повтор
слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя.
Вывод
Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.
Слайд 20Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…