Слайд 1Актуальные вопросы
реализации ФГОС
основного общего образования (математика)
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС)
Слайд 3ФГОС второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя:
требования к структуре
основных образовательных программ
требования к условиям реализации основных образовательных программ
требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 4Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования:
личностным,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Слайд 5Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования:
метапредметным,
включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Слайд 6Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования:
предметным,
включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 7Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения математики и
информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Слайд 8В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое
и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Слайд 9Предметные результаты изучения
предметной области
«Математика и информатика»
должны отражать:
1) формирование
представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
Слайд 104) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений,
систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
Слайд 117) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о
простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
Слайд 1210) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Слайд 1313) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных
в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Слайд 14Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, устарела
хорошо
успевающий ученик (ученица), окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Слайд 15
Новые цели образования
Умение самостоятельно решать новые задачи
Умение работать с
информацией
Умение учиться в течение всей жизни
Развитие коммуникативных навыков
Слайд 16 Сущность деятельностного подхода в обучении
«Великая цель образования – это
не знания, а действия!»
Герберт Спенсер
«Самое ценное знание – добытое собственным трудом!»
Древняя мудрость
Слайд 17Деятельностный подход к обучению предполагает:
сформированность у детей познавательного мотива (желания узнать,
открыть, научиться)
наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 18учёт интересов учащихся;
учение через обучение мысли и действию;
познание и знание-следствие преодоления
трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Джон Дьюи.
Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
Слайд 19Реализация технологии
деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип
минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 20В жизни постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 21 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление
знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 22Пример проблемной ситуации
(задание с затруднением)
Задание на сложение дробей (не изучали)
2/4 + 1/4 = ?
Разные результаты
(не знают правила):
Ответы:
¾ или 3/8 !
Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)?
Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Слайд 23Структура урока
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель:
включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Слайд 242. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
3. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Слайд 255. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания
Самостоятельная работа с самопроверкой по
образцу (эталону)
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Слайд 268. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознании обучающимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
я
Научился______
Каким способом?
Какие получил результаты?
Что нужно ещё сделать?
Где можно применить полученные знания?
Другое мнение
_________________________________
_____________
Слайд 27Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений,
связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия.
Верный способ действия приведёт к верному результату.
Слайд 28Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения,
о формировании у школьников умения учиться.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Слайд 29Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является
этап рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 30Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими способами и методами.
Слайд 31 Основные требования к уроку математики:
комплексное решение задач обучения, воспитания и
развития;
реализация дидактических принципов обучения;
мотивация учения и формирование умений учиться;
обоснованный отбор содержания урока;
выделение главного в содержании;
оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения;
интенсификация обучения (высокая информативность, внедрение методов активного обучения, использование мультимедийных средств);
организация продуктивной учебной деятельности обучающихся с учетом их интересов и способностей;
нормирование и дифференцирование домашнего задания;
рациональная организация урока;
использование гуманитарного потенциала математического образования;
сотрудничество учителя и ученика.