Активные и интерактивные формы взаимодействия в вузе презентация

Содержание

Формы взаимодействия Пассивное взаимодействие Активное взаимодействие Интерактивное взаимодействие (см. заметки к слайду)

Слайд 1Активные и интерактивные формы взаимодействия в вузе
К.п.н.,доцент
Поберезкая В.Ф.

г. Сыктывкар, 2012 г.


Слайд 2Формы взаимодействия
Пассивное взаимодействие
Активное взаимодействие
Интерактивное взаимодействие
(см. заметки к слайду)


Слайд 3Интерактивное обучение
это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые

цели.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности студентов, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля.

(см. заметки к слайду)


Слайд 4Условия реализации интерактивного обучения (ИО)
Необходимо подловить разработки, в которых реализовываются ИО,

и корректируются УМКД с учетом ИО;
Стимулировать разными способами интерес студентов к профессиональной педагогической деятельности и учитывать их потребность в разнообразных формах взаимодействия, через создание диалогического пространства в организации учебного процесса;
Поддерживать благоприятную атмосферу в процессе взаимодействия на занятиях;
Обоснованно сочетать традиционные и нетрадиционные, активные и интерактивные формы организации занятий.

(см. заметки к слайду)


Слайд 5Проблемы внедрения ИО
отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов ИО

в органическом сочетании с традиционными;

слабое включение преподавателей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего, создание концептуальных основ ИО - объективная необходимость сегодняшнего дня.

Слайд 6Виды занятий с использованием ИО
Типы лекций в разных педагогических технологиях обучения
Практические

и лабораторные занятия
Интерактивные игровые технологии
Технология ведения групповой дискуссии
Приемы организации взаимодействия с использованием ИКТ
3. Источники

(см. заметки к слайду)


Слайд 7Типы лекций в разных технологиях обучения
Лекции с использованием Пассивной формы обучения
Лекция

в системе традиционного обучения
Лекции с использованием Активной и Интерактивной формы обучения
Лекция в технологии проблемного обучения
Лекция в технологии контекстного обучения
Лекция в технологии рефлексивного обучения
Лекция в технологии развития критического мышления


К содержанию

(см. заметки к слайду)


Слайд 8Лекция в системе традиционного обучения


Цели
Задаются извне

Одинаковы
для всех

Связаны
с передачей
информации


Содержание

Определяется целями

Системное,
логическое
расположение
материала

Результат: знания-знакомства, знания-копии

Контроль: традиционные формы






Слайд 9Типы лекций традиционного обучения
Вводная.
Обзорная.
Обобщающая.
Проблемная.
Заключительная.
Источник
информации
Приемник
информации

Эталон
УИ
Д


Содержание
Типы лекций


Слайд 10Лекция в технологии проблемного обучения
Цели
Усвоение теоретического
знания
Развитие теоретического
мышления
Формирование
познавательного
интереса
Содержание
Система

учебных проблем и подпроблем

Выделение основных противоречий в развитии научного знания

Результат: знания-знакомства, знания-копии, продуктивные
мыслительные действия, познавательный интерес

Контроль: 1) традиционные формы;2) Специальные задания проблемного
характера
Коррекция






Слайд 11Типы лекций в технологии проблемного обучения
Вводная: постановка проблемы.
Объяснительно-иллюстративная.
Проблемного изложения знаний.
Проблемного изложения

знаний с опорой на самостоятельную работу студентов.
С элементами эвристической беседы.


Содержание
Типы лекций


Слайд 12Лекция в технологии контекстного обучения
Содержание
Системная основа предмета
Проектирование деятельности студента
Учебные задания, моделирующие

профессиональную деятельность
Система учебных проблем

Цели
Усвоение
теоретических
знаний в контексте
профессиональной
деятельности

Формирование
готовности
к решению
профессиональных
задач

Результат: готовность к решению профессиональных задач

Контроль: 1) аттестационные ситуации) Деловые игры






Слайд 13Типы лекций в технологии контекстного обучения
Проблемная
Информационная
Лекция-визуализация
Лекция вдвоем
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция

– пресс-конференция

Слайд 14Лекция-визуализация
Особенности:
Форма-имитация профессиональной ситуации.
Осмысление и оценка большого V учебной информации.
Диалогичность общения.
Применение

разных типов наглядности: натуральной, изобразительной, символической.

Функции визуальных материалов:
Передача новой содержательной информации;
Создание и решение проблемной ситуации;
Систематизация;
Демонстрация различных способов визуализации информации.

технологии контекстного обучения


Слайд 15Лекция вдвоем
Выбор темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения

или высокая степень сложности;
Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения;
Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные во времени).

технологии контекстного обучения


Слайд 16Лекция с заранее запланированными ошибками
Структура:
После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что

в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа;
После прочтения лекции студенты называют эти ошибки /10-15 минут/;
Преподаватель предъявляет перечень ошибок.

технологии контекстного обучения


Слайд 17Лекция – пресс-конференция
Структура:
Название темы лекции;
Формулировка студентами вопросов преподавателю по данной теме

(5-7 минут);
Сортировка преподавателем вопросов по их смысловому содержанию (5-7 минут);
Ответы на вопросы в виде связанного текста;
Итог лекции.

технологии контекстного обучения


Содержание
Типы лекций


Слайд 18Лекция в технологии рефлексивного обучения

Результат: Высокий уровень профессионального самосознания
1) контроль по

процессу; 2) контроль по результату; 3)контроль по прогнозу
личностно-профессионального развития студентов; 4)самоконтроль.





Содержание
Основные идеи предмета

Раскрытие индивидуальных возможностей студентов

Разработка
программы
личностного и профессионального самосовершенствования

Цели

Определяются студентом

Активное содействие
раскрытию потенциальных
возможностей студента


Слайд 19Типы лекций в технологии рефлексивного обучения
Вводная: выработка целей и определения стратегий

изучения курса.
Заключительная: обсуждение результатов анализа и самоанализа изучения курса.
Другие.


Содержание
Типы лекций


Слайд 20Лекция в технологии развития критического мышления
Цели
Развитие
критического
мышления

Обучение в
сотрудничестве

Содержание
Учебное

содержание, требующее
глубокого осмысления и анализа

Результат: Высокий уровень развития критического мышления

Контроль: анализ письменных текстов, продуктов деятельности







(см. заметки к слайду)


Слайд 21Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс)


Слайд 22Лекции в технологии развития критического мышления “Продвинутая “лекция («Promoted lecture»)
Достоинства
Работа с “потоками”

слушателей, активизируя каждого;
Развивает навыки
анализа, синтеза, оценивания;
Глубокое осмысление
изучаемого материала;
Развивает письменную
речь слушателей.

Недостатки
Неэффективна для :
обзорных теоретических текстов;
текстов большого или слишком малого объема
фоновых материалов, не требующих детализации


Содержание
Типы лекций


Слайд 23Интерактивная игра
Это осуществляемое с учебными целями моделирование в межличностном взаимодействии (интеракции)

ситуаций, создающих условия для набора и осмысливания социального и профессионального опыта.

Главный обучающий потенциал игры заключается в том непосредственном опыте, который получают участники.

(см. заметки к слайду)


Слайд 24Разновидности интерактивных игр
Разогревающие игры
Игровые методы:
Сюжетно-ролевые игры
Деловые игры
Имитационные игры
Проведение интерактивных игр
К содержанию
(см. заметки

к слайду)

Слайд 25Разогревающие игры
Задачи разогревающих игр
Знакомство.
Активизация эмоций, «разминка».
Формирование интереса к занятиям, повышение учебной

мотивации.
Сплочение группы, формирование взаимного доверия.
Развитие внимания, наблюдательности.
Демонстрация психологических феноменов.
Требования к разогревающим играм:
Возможность задействовать большое количество участников.
Подвижность, возможность «разминки».
Компактность, простота.
Эмоциональность.

Разновидности интерактивных игр

(см. заметки к слайду)


Слайд 26Ролевая игра
Структурированная обучающая ситуация, в которой человек
временно принимает определенную социальную роль

и
демонстрирует поведенческие модели, которые, как он
считает, соответствуют ей.

Сюжетно-ролевые игры нацелены на моделирование
социальных отношений, возникающих в контексте
профессиональной деятельности.
Деловые и имитационные – на моделирование самих ситуаций
профессиональной деятельности.

Роль – позиция человека в обществе, подразумевающая
определенное поведение, которое:
Относительно независимо от исполнителя.
Зато зависит от окружающих.

Разновидности интерактивных игр

(см. заметки к слайду)


Слайд 27Деловая игра
Разновидность ролевой игры, направленная на воссоздание предметного и социального содержания

профессиональной деятельности специалиста.
Имитационная модель: содержательный, предметный контекст игры, обучающие и воспитательные задачи, правила деятельности.
Игровая модель: социальный контекст. Комплект ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

(см. заметки к слайду)


Слайд 28Собственно проведение игры
Функции ведущего:
Контроль соблюдения правил, временных рамок игры.
Разъяснения непонятных моментов.
Дополнительное

инструктирование.
Фасилитация – активизирование участников, «нагнетание обстановки».

(см. заметки к слайду)


Слайд 29Типичные ошибки при использовании игровых методов
Превращение игрового действия в самоцель.
Слабое осмысливание полученного

в ходе игры опыта.
Избыточно частое применение игры при недооценке других методов обучения.
Нарушение чувства такта, превращение учебного занятия в «душевный стриптиз» или психотерапевтическую сессию.
Игнорирование эмоционального состояния участников.

Основное ограничение игровых технологий – невозможность сформировать с их помощью систему знаний.

Разновидности интерактивных игр


Слайд 30Имитационная игра
(или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры,







Разновидности интерактивных игр

(см. заметки к слайду)


Слайд 31Групповая дискуссия
Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения,

позиции и установки людей в процессе непосредственного общения.

Круг решаемых задач:
Обмен информацией по значимым вопросам.
Поиск решений конкретных проблем.
Создание условий для самоосознания.
Обмен эмоциональными состояниями, а также их изменение.

(см. заметки к слайду)


Слайд 32Типы дискуссий
По содержанию:
Тематические
Биографические
Связанные с текущим взаимодействием

По количеству активных участников:
Диалоги
Полилоги

По степени

структурированности:
Свободные
Среднеструктурированные
Четко структурированные

(см. заметки к слайду)


Слайд 33Типы вопросов
По форме:
Закрытые
Открытые
Косвенные
Проективные

По содержанию:
На установление фактов
На личное отношение к ним


Слайд 34Стадии дискуссии
1. Ориентировка: определение темы и цели, регламента дискуссии.
2. Сбор информации:

высказывания об известных участникам фактах, мнениях, идеях.
3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка информации.
4. Подведение итогов дискуссии.

(см. заметки к слайду)


Слайд 35Групповая дискуссия «Баллинтовская группа»
Основная цель групповой дискуссии такого типа – взаимная поддержка

специалистов при личностных затруднениях, связанных с профессиональной деятельностью.

Слайд 36Стадии баллинтовской группы
Выбор темы дискуссии
Изложение проблемной ситуации
Задавание уточняющих вопросов
Поиск путей выхода

из ситуации
Подведение итогов дискуссии

К содержанию

(см. заметки к слайду)


Слайд 37В презентации использовались материалы монографий
Грецова А.Г. (г. С-Пб. РГПИ)
Даутовой О.Б. (г.

С-Пб. РГПИ)
Добрынина Т.Н. (г. Новосибирск)
Колесник Н.П. (г. С-Пб.)
Рогинко Е.В.(г. Москва)




К содержанию


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика