Слайд 1Дидактическое сопровождение
и структура занятий
с детьми дошкольного возраста.
Слайд 2Содержание обучения
Детям сообщаются элементарные, доступные для понимания знания.
Формы организации
1. По длительности:
-
2-3 занятия в день,
- длительностью 10-35 минут.
2. По структуре:
- организационный момент,
- начало занятия (установка к ходу занятия),
- ход занятия,
- оценка деятельности детей, подведение итогов.
Применяемые методы и приемы
В работе с дошкольниками преобладают наглядные, игровые и практические методы в сочетании со словесными.
Слайд 4Виды занятий:
Тематическое
Доминантное
Комплексное (интегрированное)
По целям и задачам различают занятия:
обучающие
развивающие
закрепляющие
диагностические
обобщающие
Слайд 5По сюжетно-тематическому оформлению:
занятие-путешествие
занятие–экспериментирование
занятие–проектирование решения проблемы
занятие–экскурсия
занятие, воспроизводящее прогулки на природу
занятие–дидактическая игра
занятие–развлечение
занятие–посиделки
занятие–посещение гостей
занятие-сказка
занятие–прослушивание
сказки
занятие–беседа
занятие с эмоциональным погружение
занятие–конкурс
занятие–викторина
Слайд 6Модель построения обучающего (традиционного) занятия
Слайд 7Модель построения развивающего занятия.
Слайд 8Формы обучения,
используемые на занятиях:
подгрупповая
фронтальная (коллективная)
индивидуально-дифференцированная
Слайд 9Основные особенности
личностно-ориентированного занятия:
-конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение
цели, места и времени его использования;
-продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;
-проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития;
-предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
-поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями;
-стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний;
-стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка;
-привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире;
-использование личного опыта каждого ребенка;
-создание по ходу занятия «трудных ситуаций» как возможностей применить новые знания;
-продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.
Слайд 10Рекомендации к подготовке
личностно-ориентированного занятия:
определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости
от разных этапов занятия;
подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания;
планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
а) использования разных форм общения (монолога. диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок-педагог» и «ребенок-дети»;
Слайд 11Планирование результативности
занятия предусматривает:
обобщение полученных знаний и умений,
оценку их освоенности;
-анализ
результатов групповой и индивидуальной работы;
-внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату;
Слайд 12Рекомендации
к проведению личностно - ориентированного занятия:
использовать разнообразные формы и методы организации
работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.
создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать оптимальные и рациональные из них.
предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
создать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы
обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось и не понравилось, почему, что они хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Слайд 13Основные критерии анализа
личностно- ориентированного занятия:
Создание педагогом в начале занятия положительного
эмоционального настроя на работу.
Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы в течение занятия.
Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.
Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности.
Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.
Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.
Преобладающая форма общения: диалог, полилог.
Предпочитаемые формы работы (изложение знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).