Формирование универсальных учебных действий презентация

Содержание

Универсальные учебные действия

Слайд 1Формирование универсальных учебных действий
Познавательные - универсальные логические дейстия


Слайд 2Универсальные учебные действия


Слайд 3 Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на

установление связей и отношений в любой области знания.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Универсальные логические
действия


Слайд 4Номенклатура логических дейтвий
Постановка и решение проблем или задач;
Сравнение конкретно-чувственных и иных

данных
(с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
Опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
Анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
Синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Слайд 5Номенклатура логических дейтвий
Классификация - отнесение предмета к группе на основе

заданного признака;
Обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
Вывод следствий;
Установление аналогий.

(продолжение)


Слайд 6Анализ и синтез
Психологическое содержание операций
Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления,

ситуации с целью выявления составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Расчленение целого на составные части позволяет выделить строение исследуемого объекта, его структуру.

Синтез - это мысленное восстановление расчлененного анализом целого, при котором вскрываются существенные связи и отношения, выделенных анализом элементов.
Синтез - это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений предметов и явлений.
Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.


Слайд 7Проблема - явно сформулированный вопрос, возникающий в ходе познания.
Проблема – это

затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её.

Постановка и решение
проблемы или задачи:

1. Формулирование проблемы;
2. Самостоятельное осознание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Слайд 8

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ


Слайд 9Анализ текста задачи
Составление плана решения
Осуществление плана решения
Проверка и оценка решения задачи
Перевод

текста на язык математики
с помощью вербальных и невербальных средств

компоненты общего приёма

Установление отношений между данными и вопросом


Слайд 10Образование классов объектов включает следующую последовательность операций:
выделение основания для объединения

объектов в группы;
нахождение обобщающего понятия для групп объектов;
выделение существенных/несущественных признаков предметов и оснований группировки объектов;
смена основания группировки, т.е. образование из одних и тех же объектов разных классов по одному признаку;
дихотомическая классификация;
классификация по двум и более признакам;
формирование знаний о родо-видовых отношениях; ограничение понятия (нахождение родового понятия для видового), решение задач на включение классов (родо-видовые отношения); исключение элементов, не относящихся к классу; пересечение понятий.

предполагает выбор оснований и критериев для отнесения объектов к определенной группе.

Классификация:


Слайд 11Подведение под понятие,
распознавание объектов:
Отображение
объектов
действительности

Несущественные
признаки
предмета
+
Словесное
обозначение
Основные ,

главные




Слайд 12Понятие - форма логического мышления.
Подведение под понятие – это процесс придания

термину, обозначающему тот или иной предмет смысла и значения

Определить понятие значит:
Узнать что оно означает.
Выявить признаки, входящие в его содержание

Подведение под понятие,
распознавание объектов:


Слайд 13Умозаключения по аналогии базируются на сопоставлениях

Аналогия есть умозаключение, в котором на

основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

Установление аналогий:


Слайд 14Гипотеза - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Гипотеза – это

предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом.
Гипотеза – это предвидение событий.

Гипотезы
1. Возникают как возможные варианты решения проблемы.
2. Дают возможность увидеть проблему в другом свете.
3. Должны быть обоснованными, указывать путь исследовательского поиска.

Выдвижение гипотез и их
доказательство:


Слайд 15Простейшие умозаключения и доказательства:
1. Умозаключения по индукции. 2. Умозаключения по

аналогии. 3. Дедуктивные умозаключения: а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка; б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма. 4. Доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера.

Выдвижение гипотез и их
доказательство:

Доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


Слайд 16 определять понятия по существенным признакам;
выявлять свойства объекта;
выделять критерии для сравнения

и осуществлять его;
систематизировать информацию;
доказывать утверждение, тезис;
формулировать вывод.

выделять главное;
составлять простой план;
сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
давать определение по существенным признакам;
высказывать суждения, подтверждать их фактами;
обобщать, подытоживать информацию.

6 класс

5 класс

Динамика развития
универсальных логических
действий


Слайд 17определять аспект анализа (точку зрения);
соотносить различные компоненты объекта;
классифицировать по нескольким признакам;
выбирать

форму доказательства(прямое косвенное);
опровергать выдвинутый тезис;
определять проблему и предлагать способы ее решения.


определять объект анализа;
выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
классифицировать информацию по различным признакам;
различить компоненты доказательства;
уметь доказывать и опровергать;
самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
устанавливать межпредметные связи.

8 класс

7 класс


Слайд 18определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
выполнять сравнение по аналогии;
осуществлять опровержение аргументов;
решать

проблемные учебные задачи;
проводить работу исследовательского характера;
владеть навыками анализа и синтеза;
осуществлять мысленные эксперименты.


9 класс

?


Слайд 19Формирование логических универсальных действий
в образовательном процессе.
Связь с учебными предметами.



Слайд 20В ходе изучения любого учебного предмета происходит формирование у учащихся познавательных

действий двух видов:
специфических и общелогических.

анализ, классификация, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.

умения вычислять, составлять и решать уравнения, находить решение задач и т.д.

Общелогические

Специфические

Логическая грамотность (сформированные универсальные логические действия) - свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления, необходимый базис его развития.


Слайд 21Творческих успехов, уважаемые коллеги !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика