Слайд 1«Нескучные» приёмы
для развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией
Санникова Татьяна
Александровна,
учитель-логопед высшей категории
МДОУ ЦРР-ДС №181 г. Челябинска
Слайд 6Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Слайд 7У детей с дизартрией этап формирования артикуляционной моторики проходит наиболее длительный
и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия.
Слайд 8 В совместной деятельности логопеда с ребёнком важно создать положительный эмоциональный климат,
где ребёнок будет чувствовать себя комфортно, в атмосфере тепла и понимания.
Слайд 9 Процесс формирования и развития артикуляционной моторики базируется на разнообразных игровых приёмах.
Игры и задания подбираются в зависимости от характера и степени поражения артикуляционной моторики,
с учётом возраста ребёнка.
Слайд 10 Игра
«Забавный зоопарк» нравится малышам.
Из кубиков с картинками животных нужно
построить дом,
назвать словом
(или звукоподражанием) того, кто в нём живет,
и изобразить животное, выполнив определенную артикуляционную позу.
В случае затруднения упражнение производится пассивно или пассивно-активно, с помощью логопеда.
Слайд 12 Из кубиков можно построить дорожку, башенку, паровозик. Детям предлагаются игры «Кто
побежал по дорожке?»,
«Кто выше?»,
«Кто за кем?», «Дружные соседи».
Слайд 13 «Мешочек с игрушками»
всегда привлекает своей «тайной».
Дети достают игрушку из
мешочка, называют её и выполняют артикуляционное упражнение.
Слайд 14 «Гимнастика в картинках и стихах»
удобна для различных видов
организованной деятельности.
Красочные картинки и речевое сопровождение логопедом выполняемых детьми упражнений превращают монотонную тренировку мышц артикуляционного аппарата в интересный
игровой процесс, помогают довести
движение до автоматизма.
Слайд 15
Игра «Путаница» вносит разнообразие в артикуляционную гимнастику. Дети отгадывают предметы по
наложенным друг на друга контурам и выполняют соответствующую артикуляционную позу. Игра развивает психические процессы: зрительное внимание, память, воображение, логическое мышление, а также зрительно-пространственную ориентировку.
Слайд 17
В игре «Силуэты» дети, узнав предмет
по силуэту, выполняют
артикуляционное упражнение.
Слайд 18
В игре «Найди и спрячь» ребенок по инструкции логопеда находит картинку
на листе, выполняет упражнение и накрывает эту картинку фишкой, после выполнения следующей инструкции – открывает ее.
Задания: «Догадайся, о чём я говорю», «Выполни по порядку», «Исправь ошибку», «Назови ласково», «Один - много», «Чего не стало?» и множество других.
Слайд 20 В игре «Найди окошко» используются вкладыши, где ребенок находит место для
картинки и изображает увиденное определенной артикуляционной позой.
Слайд 21Детям очень нравятся увлекательные
«Сказки о весёлом язычке», «Считалочки для язычка», «Упражнения
в стихотворениях».
Слайд 22 Из «Разноцветных тарелочек» с картинками можно выкладывать узоры, цветы, обыгрывать ситуации
по сервировке стола и ненавязчиво повторять знакомые артикуляционные позы.
Слайд 23
Предложенные игры положительно влияют на формирование и развитие артикуляционной моторики, способствуют
развитию психологической базы речи и других сторон речевой системы. Умелое сочетание методов и приемов, разнообразие форм работы, систематичность, последовательность, целенаправленность и эффективность коррекционно-логопедического воздействия обеспечивают благоприятное развитие артикуляционной моторики, служащее основой для дальнейшего развития речи ребёнка.
Слайд 24
Интерес ребёнка – мотивация –
успешное взаимодействие –
положительный результат
Слайд 25
«Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие»
Л. С. Выготский