Слайд 1ИТОГИ семинара -совещания
«Эффективные модели ОГЭУ»
г. Москва
21-23 октября 2009
Слайд 221 октября 2009 года
Выставка учебной и учебно-методической литературы
как информационно-образовательная среда
повышения
квалификации педагогов-участников общественно-государственной экспертизы учебников
Слайд 321 октября 2009 года
Деятельность постоянно действующей выставки учебно-методической литературы в учреждении
повышения квалификации является важным элементом повышения профессиональной культуры педагогов, их активного участия в общественно-государственной экспертизе учебников
Слайд 422-23 октября 2009 года
Семинар - совещание
«Эффективные модели ОГЭУ»
1. Приветствие (Лариса
Николаевна Горбунова, руководитель проекта)
2. Доклад «Общественно-государственная экспертиза учебников как механизм обеспечения качества учебников» (Светлана Леонидовна Тетерина, ученый секретарь ФСУ МОН РФ, заместитель Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей МОН РФ)
Слайд 522-23 октября 2009 года
3.Мастер-класс «Обучающий семинар по экспертизе учебников» (А.Ю. Пентин,
заведующий кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО)
4. Круглые столы
- «Региональные модели ОГЭУ» (региональные РЦИПО);
- «Эффективные практики ОГЭУ, реализуемые в интернет-среде портала fsu-expert.RU»
Слайд 6Основные документы
Закон РФ «ОБ образовании»
Приказ МОН РФ «Об экспертизе
учебников» № 4 от 11.01.2007
Приказ Минобрнауки России № 221 от 23 июня 2009 года "О Комиссии по вопросам отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий"
Административный регламент МОН РФ
Слайд 7Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти
в сфере образования
…
18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;
(пп. 18.1 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
Слайд 8Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти
в сфере образования
…
18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;
(пп. 18.1 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
Слайд 9Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта
Российской Федерации в сфере образования
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации
….
17) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, …
(пп. 17 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
Слайд 10Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
2.
К компетенции образовательного учреждения относятся:
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.
(пп. 23 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции…
Слайд 11Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и
меры их социальной поддержки
…
4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
Слайд 12Схема экспертизы учебников
1. С 1 января до 1 марта текущего года
заказчик экспертизы (как правило, издательство) направляет учебник на экспертизу в экспертные организации, (для учебников по истории: РАН и РАО);
2. До 1 октября текущего года экспертные организации проводят экспертизу учебника;
3. До 1 ноября текущего года
экспертное заключение РАН о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы
экспертное заключение РАО о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного стандарта, возрастным и психологическим особенностям обучающихся,
направляется в Минобрнауки России;
4. При наличии положительного заключения РАН и РАО Минобрнауки России включает учебник в Федеральные перечни учебников (на все время действия образовательного стандарта);
5. Федеральные перечни до конца текущего года утверждаются приказом Министерства, с последующей регистрацией в Минюсте России, направляются в региональные органы управления образованием, публикуются на официальном сайте Минобрнауки России, в официальном издании Министерства «Вестник образования», «Российской газете».
Слайд 13Результаты семинара
«Общаясь друг с другом, как на занятиях,
так и после них, мы лучше поняли свой собственный опыт и наметили пути своего дальнейшего участия в формировании региональных и федеральной систем общественно-государственной экспертизы учебников»
Слайд 15Общественный эксперт
Как организовать работу в школе по привлечению
родительской общественности к
экспертизе учебников?
В условиях модернизации образования внимание педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ. Я считаю, что контроль со стороны общественности за качеством учебников не только возможен, но и необходим, так как общество является потребителем образовательных услуг
Консультант - Марина Логинова
Слайд 16Общественный эксперт
Что нужно, чтобы учитель мог опубликовать
свои авторские методические разработки на
портале ОГЭУ?
Консультант - Ирина Большакова
На портале ОГЭУ открывается новый раздел «Методическое портфолио». Раздел представляет собой папку-накопитель, в которой будут размещаться материалы, раскрывающие мастерство педагога при работе с учебниками из Федеральных перечней (разработки уроков, резентации, дидактические и диагностические материалы и т.п.).
Для публикации методических материалов в разделе "Методическое портфолио" принимаются те из них, которые обсуждены в региональных РЦИПО и имеют положительное экспертное заключение, а также инициативные материалы при положительном заключении экспертов портала.
Слайд 17Общественный эксперт
Чем общественная экспертиза отличается
от профессиональной экспертизы учебника,
а общественный эксперт - от
профессионального?
Консультант - Александр Пентин
Профессиональная экспертиза проводится по чьему-либо заказу или запросу (например, издательства), оформляется договором. Профессиональный эксперт должен обладать соответствующей подготовкой, быть признанным специалистом в своей области; за выполненную экспертизу он получает денежный гонорар
Слайд 18Задания
В каких сетевых событиях могут принимать участие Ваши обучающиеся?
Что
значит прокомментировать учебник?
Предложите модель качественного комментария