Проблемы внедрения компетентностного подхода презентация

Содержание

Эпиграф: "Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как, скажем, знакомство с правилам игры в шахматы от самого умения играть в шахматы."

Слайд 1Проблемы внедрения компетентностного подхода
Технологии формирования компетенций
© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова,

2009

Слайд 2Эпиграф:
"Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как, скажем,


знакомство с правилам
игры в шахматы от
самого умения
играть в
шахматы."

Слайд 3
А) Неопределенность в дальнейшем развитии и востребованности различных видов профессиональной деятельности,

потребность развития компетенций, важной составляющей которых является деятельностное умение,
так как овладение компетенцией
означает способность применить
имеющиеся знания и опыт
в конкретной ситуации.

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 4 Б) Общеевропейская и мировая тенденция интеграции, глобализации мировой экономики, универсализация преобразований

в области образования, в частности Болонский процесс предполагает определенную терминологическую унификацию,
что относится к таким терминам,
как компетенция/компетентность;

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 5 В) Смена образовательной парадигмы, как "совокупности убеждений, ценностей, технических средств и

т.д., которая характерна
для членов данного сообщества".
В условиях глобализации мировой экономики
смещают акценты с принципа
адаптивности на принцип
компетентности выпускников
образовательных учреждений;

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 6 Г) Нормативные предписания. Если ранее возникающие подходы (проблемный, системный, междисциплинарный и

др.) принимались педагогическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время Совет Европы и в России - "Концепция модернизации российского образования" предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
В "Концепции …" применительно к общему образованию отмечается, что "общеобразовательная школа должна
формировать новую систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть
современные ключевые компетенции".

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 7 В качестве главного результата в модернизации образования рассматривается готовность и способность

молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Слайд 8Г) Нормативные предписания.
Национальная образовательная инициатива "НАША НОВАЯ ШКОЛА"
Ключевые направления развития общего

образования
1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: - требования к структуре образовательных программ, - требования к условиям реализации образовательных программ,
- требования к результатам их освоения.

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 9Г) Нормативные предписания.
Национальная образовательная инициатива "НАША НОВАЯ ШКОЛА"
Ключевые направления развития общего

образования
1. Обновление образовательных стандартов. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Необходимость введения компетентностного подхода:


Слайд 10 Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать:
- не система знаний,

умений и навыков
сама по себе,
- а набор ключевых компетентностей в:
интеллектуальной,
гражданско-правовой,
коммуникационной,
информационной
и прочих сферах.


Слайд 11Наблюдение социолога:

"Педагогам очень
хочется, чтобы у каждого
ученика были "особые образовательные потребности".
Но

ориентироваться нужно на потребности самого человека, которые в большей мере связанные с его обычной жизнью в современном мире".

Слайд 12Вопрос о содержании образования
- это вопрос "Чему учить?".
1. Традиционный (знаниевый) подход

делает акцент на самом содержании образования – "Каким знаниям обучать?".
В этом случае основным содержанием обучения являются объекты и явления окружающего мира и представления о том, какие они есть на самом деле.
Это находит свое отражение в учебных
программах, где перечисляются факты, понятия,
теории, которые подлежат изучению (пониманию, закреплению).
Естественный вопрос учащихся:
"Зачем это изучать?", раздражает
учителя и считается неприличным.

Слайд 13Вопрос о содержании образования
- это вопрос "Чему учить?".
2. Компетентностный подход делает

акцент на деятельностном содержании образования – "Каким способам деятельности обучать?".
В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить. В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Такие учебные программы в ближайшие годы сменят имеющиеся, и учитель должен быть к этому готов!

Слайд 14 Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний, которые полностью подчиняются

умениям.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся.
Учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Слайд 15Сравнение трех основных подходов


Слайд 16 Примечания:
1. Трудоемкость работы учителя с деятельностным содержанием образования не так велика,

если вспомнить усилия, которые в обычных условиях ему приходится тратить на "закрепление знаний" в условиях скрытого и явного нежелания учащихся усваивать эти знания.

2. К этому нужно добавить
подсознательное ощущение
самим учителем бессмысленности
своего труда "по передаче
установленного объема знаний".

Слайд 17Как устроен компетентностный стандарт образования?
Говоря об образовательных стандартах, прежде всего следует

обозначить предмет стандартизации. Что должно быть стандартным - одинаковым, воспроизводимым и повторяющимся?
В деле образования был найден уникально простой выход из ситуации: стандартизировали содержание, точнее, минимум содержания, что и записано в российском Законе "Об образовании".
Но стандарт образования до сих пор не принят Госстандартом. Специалисты говорят, что это не стандарт, так как предмет стандартизации выбран неправильно.
Стандартизировать можно только результат,
а не процесс. Представьте, если бы в стандартах
на болты было подробно описано, как их делать,
но не были бы даны параметры резьбы
и размеры под ключ.

Слайд 18 Компетентностный стандарт - это стандарт результатов образования. В нем будет прописано,

что завершивший обучение человек может делать. Не привычные "должен знать", "должен уметь", а именно "может делать".
Как его этому научить - дело методик, на каком материале - дело примерных программ.
Иметь знания и уметь их использовать – это разные вещи.
Формула описания результатов образования в компетентностном стандарте очень проста – "может делать то-то". Слово "может" в тексте не пишется. В результате получается, например:
выполнять выносные сечения простых деталей, имеющих внутренние полости;
устно отстаивать собственное мнение о Печорине как о литературном герое в оппонирующей аудитории;
принимать самостоятельные решения в ситуации выбора и т.д.

Слайд 19 Стандарты профессионального образования.
Деятельность конкретного специалиста более прозрачна по своему содержанию, чем

жизнь, к которой мы готовим ребенка в школе. Специалисту:
приходится применять
определенные знания и умения,
обладать определенными
личностными компетенциями.
Для каждой профессии
этот набор конкретизируется!

Слайд 20Общественное обсуждение
вариант подготовлен рабочей группой
Института образовательной политики «ЭВРИКА»
Федеральный государственный стандарт общего

образования (макет)

Слайд 24Показатели реализации образовательных программ компетентностной направленности


Слайд 25Вместо заключения:

"На старте все равны умом и телом, но к финишу

придут лишь те, кто занят делом".
А. Гафуров,
узбекский афорист

Слайд 26Фрагмент видеофильма "Азазель"


Слайд 27Основные источники:
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на

уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

Слайд 28Прутченков А.С.
профессор, доктор педагогических наук,
кафедра развития образовательных систем
АПК и ППРО;
главный научный

сотрудник Института семьи и воспитания РАО;
кафедра экономики Московского института открытого образования
aspru@mail.ru

Новикова Т.Г.
профессор, доктор педагогических наук,
зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО
tgnov@mail.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика