Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка»
Автор: Бухарина Татьяна Александровна
воспитатель МДОУ детского сада
комбинированного вида №44
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный возраст – время энергичного развития речи и, в
частности, овладения нормами звукопроизношения. По материалам обследования более 70% детей в возрасте пяти лет имеют нарушения в звукопроизношении. Наблюдения показывают, что у 90% детей, обладающих нечёткой, вялой речью, нет никаких серьёзных физиологических нарушений речевого аппарата.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Одной из причин дефектов звукопроизношения можно назвать недостаточный учёт взрослыми тенденций
ребёнка младшего дошкольного возраста к усвоению речи окружающих. Одним из эффективных средств развития речевой культуры являются малые фольклорные жанры. Устное народное творчество общеизвестно, доступно даже самым маленьким детям, обучает и развивает ребёнка без утомления, забавляя его.
Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между необходимостью овладения речевыми навыками и слабым артикуляционным аппаратом ребёнка.
Между необходимостью
развития коммуникационных навыков ребёнка и отсутствием чётко спланированной деятельности, целенаправленно и последовательно развивающей звуковую культуру речи ребёнка младшего дошкольного возраста.
Слайд 5ЦЕЛЬ
Формирование звуковой культуры речи посредством малых фольклорных жанров.
Слайд 6ЗАДАЧИ
Формирование правильного звукопроизношения и фонематического восприятия
Научить ребёнка управлять своими органами речи
Развивать
органы артикуляции
Знакомить с малыми фольклорными жанрами
Развивать фонематический слух
Вырабатывать оптимальный темп речи, интонационную выразительность, чёткость
Развивать способность оценивать своё и чужое произношение
Слайд 7ГИПОТЕЗА
Если в системе педагогической работы направленной на формирование звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста активно использовать малые фольклорные жанры, то это эффективно скажется на становлении звукопроизношения.
Слайд 8ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми
компетенциями:
Осознанным и чётким произношением звуков в словах и фразах
Знать малые фольклорные жанры
Слышать и выделять в речи звуки и сочетания звуков
Слайд 9ЭТАПЫ РАБОТЫ
НАД ПРОЕКТОМ
Подготовительный
Обследование детей - диагностика
Изучение методической литературы
Изучение малых
фольклорных жанров, подбор материала с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом
Систематизация форм, методов и приёмов формирования звуковой культуры речи
Разработка календарно-тематического планирования кружка «Развитие речи»
Слайд 10ЭТАПЫ РАБОТЫ
НАД ПРОЕКТОМ
Основной
Применение форм, методов и приёмов в учебно-воспитательном процессе
Реализация
календарно-тематического плана работы
Работа в сотрудничестве с родителями
Слайд 11ЭТАПЫ РАБОТЫ
НАД ПРОЕКТОМ
Заключительный
Диагностика детей
Выводы по исследуемой гипотезе
Слайд 12ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная работа
Работа с родителями
Кружковая работа (фронтальные занятия в форме кружковой
работы)
Нерегламентированная деятельность (прогулка: подвижные игры, трудовая деятельность, наблюдения)
Слайд 13ФОРМЫ РАБОТЫ
ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная работа
Сотрудничество с родителями
Кружковая деятельность
Нерегламентированная деятельность
Слайд 14МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Артикуляционные упражнения (показ, выполнение вместе с детьми)
Моделирование игровых ситуаций
Метод
имитации
Метод разговора
Тестирование детей
Слайд 15РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Диагностика воспитанников по чистоте звукопроизношения (начало года, конец года)
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Речь младших дошкольников стала более чёткой и внятной
Знание стихотворных произведений устного
народного творчества, воспроизведение по памяти
Развитие психических процессов: слухового внимания, памяти, мышления
Появление умений контроля и самоконтроля звукопроизношения
Слайд 17ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
М.М.Кольцова, М.С.Рузина «Ребёнок учится говорить» СПб: «САГА»2002г.
И.А.Мазнин «500 скороговорок, пословиц,
поговорок» Москва творческий центр «Сфера» 2004г.
«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Москва «Просвещение» 1990г.
Хрестоматия для самых маленьких Москва «Просвещение» 1997г.
www.OURKIDS.ru звуковая культура речи