БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС К 2010 ГОДУ: Что дальше ? Чистохвалов В.Н. Центр сравнительного и международного образования РУДН презентация

Содержание

* История вопроса: 1997 г. – принятие Лиссабонской конвенции 1998 г. – Сорбонская декларация (4 страны), Франция 1999 г. – Болонская декларация (29 стран), Италия 2001 г. – Пражская

Слайд 1
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС К 2010 ГОДУ:
Что дальше ?



Чистохвалов В.Н.
Центр сравнительного и международного

образования РУДН

Слайд 2*
История вопроса:
1997 г. – принятие Лиссабонской конвенции
1998 г. – Сорбонская декларация

(4 страны), Франция
1999 г. – Болонская декларация (29 стран), Италия
2001 г. – Пражская встреча МО (36 стран), Чехия
2003 г. - Берлинская встреча МО (40+Россия), Германия
2005 г. - Бергенская встреча МО (45 стран), Норвегия
2007 г. – Конференция МО в Лондоне (46), Великобритания
2009 г. - Конференция МО в Лейвен /Льювен- ле- Нев (Leuven / Louvain-la-Neuve), 28-29.04.2009
2010 г. - Конференция МО в Будапеште – Вене, 11-12.03.2010
2012 г. - Конференция МО в Бухаресте, 27-28.04.2012
2015, 2018 и 2020 - Конференции МО


Слайд 3*
Этапы Болонского процесса:


Слайд 4*
ЕПВО







СРЕДСТВА
УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫ НА НАЦИОНАЛЬН.УРОВНЯХ
ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Европ. QF (2005-07)

LLL (2001)

Гибкие учебные планы

ECTS

Система кредитов

Дублинские дескрипторы-2002

Связь с ЕПНИ-2003

3 цикла - 2003


2 цикла - 1999

Сравнимые степени

Мобильность

Признание кв

Лиссабон. Конв-1997

D Suppl.

Erasmus/Socrates

Обеспечение качества - QA

Евр.Стандарты QA

Европ. Регистр агентств QA

Европейское измерение

Совместные степени

Сравнимость систем ВО

Социальное измерение- 2005

Равный доступ к ВО (доход, пол, нац., и др.)

Внутренняя мобильность

Для студентов

Для выпускников

Для ППС

ЕПВО в мировом масштабе

Внешняя мобильность

Студенты из-за рубежа

Школьники

Информиров. мирового сообщества

Должны быть достигнуты к 2010 (?)

Первоначально 29 стран

46 стран к 2007


Слайд 5*
Трудоустройство в уч. плане
(особенно 1 и 2 циклы)
Структура степеней
из 3-х

циклов

Научные исслед. в уч.плане
(особенно 2 и 3 циклы )

Программы Erasmus, и т.д.

Приложение к диплому (DS)

Использование ECTS

Нац. системы QA
(аккредитация)

Использование кв.рамок
(дескрипторов) в QA


Короткие, 1-й цикл степени

Гибкие учебные планы

Признание
предшествующего
обучения

Легко читаемые и
сравнимые степени

Облегчение признания

Сотрудничество в QA

Облегчение доступа в ВО

Большее число
участников в LLL

Увеличение мобильности

Сравнимость и совпадение
ВО в Европе

Повышение образовательного
уровня трудящихся

Равенство участников

Социальное измерение

Привлекательность,
конкурентоспособность
ЕПВО

Агентства качества, ESG, ENQA, EQAR


Текущие цели:

Промежуточные цели:

Стратегические цели:


М

Е

Р

О

П

Р

И

Я

И

Я














Слайд 6*
Расширение первоначальных проблем БП:
Модернизация структуры степеней на вузовском (undergraduate) и

послевузовском (postgraduate) уровнях
в систему , состоящую из 3-х циклов и включающую Концепцию структур квалификаций, основанных на результатах обучения – что люди должны: знать, понимать и могут делать
Введение понятие социального измерения высшего образования
Признание квалификаций как центрального элемента политики ЕПВО

Слайд 7*
Ни одной другой инициативы, поддержанной таким количеством стран (47 из 50

государств, ратифицировавших Европейскую культурную Конвенцию), не было с момента создания Европейского Союза в 1957

Слайд 8*
РАЗДЕЛ I. ЗАВЕРШЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: к 2010 не все цели БП

были достигнуты в странах-участницах БП

Слайд 10*
Позиционирование российской системы ВПО по основным направлениям Болонского процесса (2009 г.)


Слайд 12*
Реализована 2-х цикловая структура, 2008/09
240 + 120 ECTS

240 + 60 ECTS


180 + 120 ECTS

Various combinations

No Master programmes

Not available



Source: Eurydice



Слайд 20*
Приложение к диплому европейского образца (DIPLOMA SUPPLEMENT): Мониторинг



National monitoring has been

undertaken
or is planned



No national monitoring



DS not introduced



Слайд 23*
Реализация системы кредитов ECTS

75 % + using ECTS based on learning outcomes

and student workload

75 % + using ECTS based on student workload

75 % + using ECTS based on contact hours, or contact hours & student workload

75 % or less using ECTS with variety of credit definitions

National credit systems in parallel. ECTS mainly used for transfer

Source: Eurydice



Слайд 25*
1.1. Позиции БП (action lines):

(1) Структура степеней и квалификаций
(2) Обеспечение качества

обучения
(3) Признание квалификаций

Слайд 26*
(1) Структура степеней и квалификаций включает:
3 цикла: Бакалавриат – Магистратура –

Докторантура (РФ-аспирантура)
Система кредитов ECTS для первых двух циклах(240/180 + 120/90): основаны на результатах обучения и трудоемкости
Перекрывающиеся Структуры квалификаций ЕПВО: обеспечивают мобильность + трудоустройство
Обучение, сосредоточенное на студенте.
Разработка учебных планов, основанных на результатах обучения

Слайд 27*
Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008г.)


Слайд 28*
Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008 г.)


Слайд 29*
(2) Обеспечение качества обучения
Создан Регистр агентств по обеспечению качества обучения (EQAR),

включены 24 агентства из 23 стран
Национальные агентства контроля качества будут реализовывать европейские Стандарты и Руководства по обеспечению качества в виде требований для агентств, включенных в EQAR

Слайд 30*
Аккредитованные зарубежными организациями образовательные программы
2006 год: 35 вузов
2007 год: 85

вузов (только 59 указали наименование зарубежной организации)
2008 год: 83 вуза (только 67 указали наименование зарубежной организации)

2006 год: 118 программ
2007 год: 224 программы
2008 год: 266 программ


Слайд 31*
(3) Признание квалификаций:
Лиссабонская Конвенция о признании в сфере ВО – единственный

легитимный документ (3 европейские страны еще не признали Конвенцию)
Практика признания еще не последовательна в ЕПВО
Несогласованность между академическим и профессиональным признанием


Слайд 32*
1.2. ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: определяют цели, которые вряд ли будут переведены

в рамки законодательства


Социальное измерение
Возможность трудоустройства
БП в его глобальном измерении


Слайд 33*
(I) Социальное измерение - 1:
Меры по обеспечению равных возможностей в рамках

ВО
Меры для расширения доступа к ВО
(пол, этническое происхождение, иммиграция, соц.-экономический статус и происхождение, ограниченные возможности, география)
Окружающая среда, улучшающая качество обучения



Слайд 34*
Социальное измерение – 2 Окружающая среда:
Обеспечение образовательными услугами;
Условия социального обеспечения:
- соотношение числа

студентов на 1 преподавателя
- доступ к информации
- состояние библиотек, аудиторного фонда
- условия проживания студентов
- доступность жилья на приемлемом уровне



Слайд 35*
Социальное измерение – 3 Окружающая среда:
Фактическое участие студентов в управлении ВО
Финансирование обучения:
-

наличие информации и руководств по решению финансовых проблем студентов;
- обеспечение студентов проживанием;
- уровень обеспечения студента государственной поддержкой

Слайд 36*
(2) Возможность трудоустройства:
Обучение общим навыкам и компетенциям:
- аналитические навыки;
- коммуникационные способности;
-

рассуждать на уровне абстракции
Необходимость реструктуризации учебных планов, нацеленных на использование возможностей рынка труда
Разработка образовательных программ для малого и среднего бизнеса
Изменение методики преподавания
Развитие потенциала степени бакалавра на рынке труда

Слайд 37*
(3) Обучение в течение всей жизни - LLL
LLL (Делорз, 1996) -

это обучение как:
- делать;
- существовать;
- быть.
LLL означает:
- восхождение выше по лестнице квалификаций;
- улучшение знаний, навыков, компетенций
- признание предшествующего обучения
Цели социального измерения и возможности трудоустройства м.б. достигнуты в рамках LLL


Слайд 38*
(4) Привлекательность ЕПВО:
Место для обучения и проведения научных исследований
Со стороны рынка

труда для ППС
Разнообразие культурного наследия, образовательных программ
Сотрудничество со странами, которые проявили интерес к БП

Слайд 39*
(5) Академическая мобильность:
Прогресс не достигнут
Введение2-х уровневой системы препятствует краткосрочным программам мобильности

(типа ERASMUS)
Необходима разработка соответствующих учебных планов
Проблемы иммиграции и социального обеспечения
Для ППС: проблемы карьеры, социальных пособий, обеспеченность работой и пенсией
Дальнейшее развитие совместных степеней
Учебные планы должны обеспечить «окна мобильности»
Взаимное признание периодов обучения за границей

Слайд 40*
Студенческая мобильность
Outgoing student mobility


Less than 1 %

1-3 %

3-6 %




Слайд 41*
Развитие студенческой мобильности в РФ:


Слайд 42*
Образовательные программы, реализуемые на иностранных языках (по данным национального аккредитационного агентства)

РФ

Количество вузов,
включая филиалы

2006 год - 153
2007 год – 155
2008 год - 152

Количество программ,
всего
2006 год – 462
2007 год – 426
2008 год – 455


Слайд 43*
Реализация совместных программ, завершающихся выдачей российского и зарубежного диплома в РФ
2006

год

107 вузов


345 программ

2/3 на уровне специалиста

1 место– экономика и менеджмент

Германия – Китай - Франция


2007 год

201 вуз

548 программ

>2/3 на уровне специалиста

1 место– экономика и менеджмент

Германия – Китай - Франция

2008 год

132 вуза

422 программы

2/3 на уровне специалиста


1 место– экономика и менеджмент


Германия – Китай - Франция


Слайд 44*
Стадия внедрения европейского приложения к диплому (РФ)
82 государственных вуза, включая 4

филиала
(2007 г. - 73 вуза, включая 3 филиала)
27 НОУ, включая 6 филиалов
(2007 г. – 18 учреждений, включая 4 филиала)


Слайд 45*
РАЗДЕЛ II. Болонский процесс после 2010


Глобализация и конкурентоспособность
Демография
Институциональное разнообразие
Финансирование


Слайд 46Основное изменение:
Переход от «Болонского процесса» к «Европейскому пространству высшего образования» -
Изменение

философии процесс, а не просто терминологические проблемы

Слайд 47*
2.1. Глобализация и конкурентоспособность (1)
Появление рынка без границ в ВО
Международный спрос

на ВО
Коммерциализация результатов научных исследований
Междисциплинарные подходы к исследованиям
Потребность в конкуренции в ВО не исключает совместных соглашений

Слайд 48*
Глобализация и конкурентоспособность (2)
Образовательная политика должна решить проблемы на законодательном уровне:
-

изобретения и собственность
- интеллектуальная собственность
- контракт на исследование
- права исследователя
- профессиональный статус и карьера исследователя

Слайд 49*
2.1. Глобализация и конкурентоспособность (3)
Структура департамента или факультета университетов отражает классификацию

науки 19-го столетия
Традиционная организация не является инновационной и рациональной с т.з. использования ресурсов.
Учебные планы должны соорудить мосты между гуманитарными и естественными науками, необходима реформа их содержания.

Слайд 50*
Глобальная конкуренция и межкультурный диалог
Особая роль вузов в развитии направлений:
- учебные

планы и межкультурные компетенции;
- понимание различных обществ, их традиций, культур и верований;
- способность этически рассуждать;


Слайд 51*
2.2. Европейская демография:

Средний возраст населения стран Евросоюза 45 лет, через 10

лет – 50 лет
LLL – согласуется с этой проблемой
Переосмысление мобильности студентов:
- студенты в возрасте и преподаватели по семейным причинам;
- студентам, совмещающим работу и обучение


Слайд 52*
2.3. Финансирование
«Академический капитализм»
Опыт США:
- большая автономия государственных и частных вузов;
- целевое

распределение средств студентам и научным работника
(а не вузам)
Европа не имеет таких ресурсов, налоговая система не соответствует применяемой практике

Слайд 53*
III. Выводы и заключения Основные приоритеты после 2010


Слайд 54*
Основные приоритеты после 2010:
(1) Завершение задач, поставленных в Болонской декларации.
Однако, в

ближайшем будущем вряд ли будут переведены в рамки законодательства:
социальное измерение
трудоустройство выпускников
LLL
привлекательность ЕПВО
мобильность студентов и преподавателей
разработка новых учебных планов

Слайд 55*
Основные приоритеты после 2010:
(2) Мобильность студентов и преподавателей:
учебные планы содержат «окна

мобильности» или приведут к совместным степеням;
станут легко доступными получение виз и разрешений на работу, грантов на мобильность, социальных пособий;
для ППС: условия для облегчения иммиграции в ЕПВО и внутри его, социальное обеспечение, создание адекватных прав на пенсии;
будет разработан политический документ, устанавливающий Кодекс мобильности;
к 2020 г. число выпускников европейских вузов, обучающихся заграницей, достигнет 20%



Слайд 56*
Основные приоритеты после 2010:
(3) Проблемы демографии
укрепление социального измерения ВО;
привлекательные методы LLL;
заново

продуманная международная мобильность;
обучение, нацеленное на определенные предметные области;
Бизнес-сопровождение для возможности трудоустройства выпускников

Слайд 57*
Основные приоритеты после 2010:
(4) Конкурентоспособность ЕПВО в глобальном контексте
баланс между сотрудничеством

и конкуренцией;
связь между обучением и научным исследованием;
организационная структура БП пригодна для выполнения его целей;
установить связь с другими областями политики: иммиграция, социальное обеспечение для продвижения задач мобильности


Слайд 58*
Информация по БП:


www.bologna2009benelux.org


Слайд 59*
Спасибо за внимание! Контакты: +7(495) 434 32 44

chvn_rudn@mail.ru www.rudn.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика