Слайд 1
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС К 2010 ГОДУ:
Что дальше ?
Чистохвалов В.Н.
Центр сравнительного и международного
образования РУДН
Слайд 2*
История вопроса:
1997 г. – принятие Лиссабонской конвенции
1998 г. – Сорбонская декларация
(4 страны), Франция
1999 г. – Болонская декларация (29 стран), Италия
2001 г. – Пражская встреча МО (36 стран), Чехия
2003 г. - Берлинская встреча МО (40+Россия), Германия
2005 г. - Бергенская встреча МО (45 стран), Норвегия
2007 г. – Конференция МО в Лондоне (46), Великобритания
2009 г. - Конференция МО в Лейвен /Льювен- ле- Нев (Leuven / Louvain-la-Neuve), 28-29.04.2009
2010 г. - Конференция МО в Будапеште – Вене, 11-12.03.2010
2012 г. - Конференция МО в Бухаресте, 27-28.04.2012
2015, 2018 и 2020 - Конференции МО
Слайд 4*
ЕПВО
СРЕДСТВА
УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫ НА НАЦИОНАЛЬН.УРОВНЯХ
ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Европ. QF (2005-07)
LLL (2001)
Гибкие учебные планы
ECTS
Система кредитов
Дублинские дескрипторы-2002
Связь с ЕПНИ-2003
3 цикла - 2003
2 цикла - 1999
Сравнимые степени
Мобильность
Признание кв
Лиссабон. Конв-1997
D Suppl.
Erasmus/Socrates
Обеспечение качества - QA
Евр.Стандарты QA
Европ. Регистр агентств QA
Европейское измерение
Совместные степени
Сравнимость систем ВО
Социальное измерение- 2005
Равный доступ к ВО (доход, пол, нац., и др.)
Внутренняя мобильность
Для студентов
Для выпускников
Для ППС
ЕПВО в мировом масштабе
Внешняя мобильность
Студенты из-за рубежа
Школьники
Информиров. мирового сообщества
Должны быть достигнуты к 2010 (?)
Первоначально 29 стран
46 стран к 2007
Слайд 5*
Трудоустройство в уч. плане
(особенно 1 и 2 циклы)
Структура степеней
из 3-х
циклов
Научные исслед. в уч.плане
(особенно 2 и 3 циклы )
Программы Erasmus, и т.д.
Приложение к диплому (DS)
Использование ECTS
Нац. системы QA
(аккредитация)
Использование кв.рамок
(дескрипторов) в QA
Короткие, 1-й цикл степени
Гибкие учебные планы
Признание
предшествующего
обучения
Легко читаемые и
сравнимые степени
Облегчение признания
Сотрудничество в QA
Облегчение доступа в ВО
Большее число
участников в LLL
Увеличение мобильности
Сравнимость и совпадение
ВО в Европе
Повышение образовательного
уровня трудящихся
Равенство участников
Социальное измерение
Привлекательность,
конкурентоспособность
ЕПВО
Агентства качества, ESG, ENQA, EQAR
Текущие цели:
Промежуточные цели:
Стратегические цели:
М
Е
Р
О
П
Р
И
Я
И
Я
Слайд 6*
Расширение первоначальных проблем БП:
Модернизация структуры степеней на вузовском (undergraduate) и
послевузовском (postgraduate) уровнях
в систему , состоящую из 3-х циклов и включающую Концепцию структур квалификаций, основанных на результатах обучения – что люди должны: знать, понимать и могут делать
Введение понятие социального измерения высшего образования
Признание квалификаций как центрального элемента политики ЕПВО
Слайд 7*
Ни одной другой инициативы, поддержанной таким количеством стран (47 из 50
государств, ратифицировавших Европейскую культурную Конвенцию),
не было с момента создания Европейского Союза в 1957
Слайд 8*
РАЗДЕЛ I.
ЗАВЕРШЕНИЕ
НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА:
к 2010 не все цели БП
были достигнуты в странах-участницах БП
Слайд 10*
Позиционирование российской системы ВПО по основным направлениям Болонского процесса (2009 г.)
Слайд 12*
Реализована 2-х цикловая структура, 2008/09
240 + 120 ECTS
240 + 60 ECTS
180 + 120 ECTS
Various combinations
No Master programmes
Not available
Source: Eurydice
Слайд 20*
Приложение к диплому европейского образца (DIPLOMA SUPPLEMENT): Мониторинг
National monitoring has been
undertaken
or is planned
No national monitoring
DS not introduced
Слайд 23*
Реализация системы кредитов ECTS
75 % + using ECTS based on learning outcomes
and student workload
75 % + using ECTS based on student workload
75 % + using ECTS based on contact hours, or contact hours & student workload
75 % or less using ECTS with variety of credit definitions
National credit systems in parallel. ECTS mainly used for transfer
Source: Eurydice
Слайд 25*
1.1. Позиции БП (action lines):
(1) Структура степеней и квалификаций
(2) Обеспечение качества
обучения
(3) Признание квалификаций
Слайд 26*
(1) Структура степеней и квалификаций включает:
3 цикла: Бакалавриат – Магистратура –
Докторантура (РФ-аспирантура)
Система кредитов ECTS для первых двух циклах(240/180 + 120/90): основаны на результатах обучения и трудоемкости
Перекрывающиеся Структуры квалификаций ЕПВО: обеспечивают мобильность + трудоустройство
Обучение, сосредоточенное на студенте.
Разработка учебных планов, основанных на результатах обучения
Слайд 27*
Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008г.)
Слайд 28*
Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008 г.)
Слайд 29*
(2) Обеспечение качества обучения
Создан Регистр агентств по обеспечению качества обучения (EQAR),
включены 24 агентства из 23 стран
Национальные агентства контроля качества будут реализовывать европейские Стандарты и Руководства по обеспечению качества в виде требований для агентств, включенных в EQAR
Слайд 30*
Аккредитованные зарубежными организациями образовательные программы
2006 год: 35 вузов
2007 год: 85
вузов (только 59 указали наименование зарубежной организации)
2008 год: 83 вуза (только 67 указали наименование зарубежной организации)
2006 год: 118 программ
2007 год: 224 программы
2008 год: 266 программ
Слайд 31*
(3) Признание квалификаций:
Лиссабонская Конвенция о признании в сфере ВО – единственный
легитимный документ (3 европейские страны еще не признали Конвенцию)
Практика признания еще не последовательна в ЕПВО
Несогласованность между академическим и профессиональным признанием
Слайд 32*
1.2. ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: определяют цели, которые вряд ли будут переведены
в рамки законодательства
Социальное измерение
Возможность трудоустройства
БП в его глобальном измерении
Слайд 33*
(I) Социальное измерение - 1:
Меры по обеспечению равных возможностей в рамках
ВО
Меры для расширения доступа к ВО
(пол, этническое происхождение, иммиграция, соц.-экономический статус и происхождение, ограниченные возможности, география)
Окружающая среда, улучшающая качество обучения
Слайд 34*
Социальное измерение – 2
Окружающая среда:
Обеспечение образовательными услугами;
Условия социального обеспечения:
- соотношение числа
студентов на 1 преподавателя
- доступ к информации
- состояние библиотек, аудиторного фонда
- условия проживания студентов
- доступность жилья на приемлемом уровне
Слайд 35*
Социальное измерение – 3
Окружающая среда:
Фактическое участие студентов в управлении ВО
Финансирование обучения:
-
наличие информации и руководств по решению финансовых проблем студентов;
- обеспечение студентов проживанием;
- уровень обеспечения студента государственной поддержкой
Слайд 36*
(2) Возможность трудоустройства:
Обучение общим навыкам и компетенциям:
- аналитические навыки;
- коммуникационные способности;
-
рассуждать на уровне абстракции
Необходимость реструктуризации учебных планов, нацеленных на использование возможностей рынка труда
Разработка образовательных программ для малого и среднего бизнеса
Изменение методики преподавания
Развитие потенциала степени бакалавра на рынке труда
Слайд 37*
(3) Обучение в течение всей жизни - LLL
LLL (Делорз, 1996) -
это обучение как:
- делать;
- существовать;
- быть.
LLL означает:
- восхождение выше по лестнице квалификаций;
- улучшение знаний, навыков, компетенций
- признание предшествующего обучения
Цели социального измерения и возможности трудоустройства м.б. достигнуты в рамках LLL
Слайд 38*
(4) Привлекательность ЕПВО:
Место для обучения и проведения научных исследований
Со стороны рынка
труда для ППС
Разнообразие культурного наследия, образовательных программ
Сотрудничество со странами, которые проявили интерес к БП
Слайд 39*
(5) Академическая мобильность:
Прогресс не достигнут
Введение2-х уровневой системы препятствует краткосрочным программам мобильности
(типа ERASMUS)
Необходима разработка соответствующих учебных планов
Проблемы иммиграции и социального обеспечения
Для ППС: проблемы карьеры, социальных пособий, обеспеченность работой и пенсией
Дальнейшее развитие совместных степеней
Учебные планы должны обеспечить «окна мобильности»
Взаимное признание периодов обучения за границей
Слайд 40*
Студенческая мобильность
Outgoing student mobility
Less than 1 %
1-3 %
3-6 %
Слайд 41*
Развитие студенческой мобильности в РФ:
Слайд 42*
Образовательные программы, реализуемые на иностранных языках (по данным национального аккредитационного агентства)
РФ
Количество вузов,
включая филиалы
2006 год - 153
2007 год – 155
2008 год - 152
Количество программ,
всего
2006 год – 462
2007 год – 426
2008 год – 455
Слайд 43*
Реализация совместных программ, завершающихся выдачей российского и зарубежного диплома в РФ
2006
год
107 вузов
345 программ
2/3 на уровне специалиста
1 место– экономика и менеджмент
Германия – Китай - Франция
2007 год
201 вуз
548 программ
>2/3 на уровне специалиста
1 место– экономика и менеджмент
Германия – Китай - Франция
2008 год
132 вуза
422 программы
2/3 на уровне специалиста
1 место– экономика и менеджмент
Германия – Китай - Франция
Слайд 44*
Стадия внедрения европейского приложения к диплому (РФ)
82 государственных вуза, включая 4
филиала
(2007 г. - 73 вуза, включая 3 филиала)
27 НОУ, включая 6 филиалов
(2007 г. – 18 учреждений, включая 4 филиала)
Слайд 45*
РАЗДЕЛ II.
Болонский процесс после 2010
Глобализация и конкурентоспособность
Демография
Институциональное разнообразие
Финансирование
Слайд 46Основное изменение:
Переход от «Болонского процесса» к «Европейскому пространству высшего образования» -
Изменение
философии процесс, а не просто терминологические проблемы
Слайд 47*
2.1. Глобализация и конкурентоспособность (1)
Появление рынка без границ в ВО
Международный спрос
на ВО
Коммерциализация результатов научных исследований
Междисциплинарные подходы к исследованиям
Потребность в конкуренции в ВО не исключает совместных соглашений
Слайд 48*
Глобализация и конкурентоспособность (2)
Образовательная политика должна решить проблемы на законодательном уровне:
-
изобретения и собственность
- интеллектуальная собственность
- контракт на исследование
- права исследователя
- профессиональный статус и карьера исследователя
Слайд 49*
2.1. Глобализация и конкурентоспособность (3)
Структура департамента или факультета университетов отражает классификацию
науки 19-го столетия
Традиционная организация не является инновационной и рациональной с т.з. использования ресурсов.
Учебные планы должны соорудить мосты между гуманитарными и естественными науками, необходима реформа их содержания.
Слайд 50*
Глобальная конкуренция и межкультурный диалог
Особая роль вузов в развитии направлений:
- учебные
планы и межкультурные компетенции;
- понимание различных обществ, их традиций, культур и верований;
- способность этически рассуждать;
Слайд 51*
2.2. Европейская демография:
Средний возраст населения стран Евросоюза 45 лет, через 10
лет – 50 лет
LLL – согласуется с этой проблемой
Переосмысление мобильности студентов:
- студенты в возрасте и преподаватели по семейным причинам;
- студентам, совмещающим работу и обучение
Слайд 52*
2.3. Финансирование
«Академический капитализм»
Опыт США:
- большая автономия государственных и частных вузов;
- целевое
распределение средств студентам и научным работника
(а не вузам)
Европа не имеет таких ресурсов, налоговая система не соответствует применяемой практике
Слайд 53*
III. Выводы и заключения
Основные приоритеты после 2010
Слайд 54*
Основные приоритеты после 2010:
(1) Завершение задач, поставленных в Болонской декларации.
Однако, в
ближайшем будущем вряд ли будут переведены в рамки законодательства:
социальное измерение
трудоустройство выпускников
LLL
привлекательность ЕПВО
мобильность студентов и преподавателей
разработка новых учебных планов
Слайд 55*
Основные приоритеты после 2010:
(2) Мобильность студентов и преподавателей:
учебные планы содержат «окна
мобильности» или приведут к совместным степеням;
станут легко доступными получение виз и разрешений на работу, грантов на мобильность, социальных пособий;
для ППС: условия для облегчения иммиграции в ЕПВО и внутри его, социальное обеспечение, создание адекватных прав на пенсии;
будет разработан политический документ, устанавливающий Кодекс мобильности;
к 2020 г. число выпускников европейских вузов, обучающихся заграницей, достигнет 20%
Слайд 56*
Основные приоритеты после 2010:
(3) Проблемы демографии
укрепление социального измерения ВО;
привлекательные методы LLL;
заново
продуманная международная мобильность;
обучение, нацеленное на определенные предметные области;
Бизнес-сопровождение для возможности трудоустройства выпускников
Слайд 57*
Основные приоритеты после 2010:
(4) Конкурентоспособность ЕПВО в глобальном контексте
баланс между сотрудничеством
и конкуренцией;
связь между обучением и научным исследованием;
организационная структура БП пригодна для выполнения его целей;
установить связь с другими областями политики: иммиграция, социальное обеспечение для продвижения задач мобильности
Слайд 58*
Информация по БП:
www.bologna2009benelux.org
Слайд 59*
Спасибо за внимание!
Контакты: +7(495) 434 32 44
chvn_rudn@mail.ru
www.rudn.ru