Учебный курс: Информатика и Компьютерные науки (1 курс) Доцент кафедры информационных систем ИМЭИ ИГУ, Кандидат физико-математических наук Потороченко Николай Анатольевич, М.т. 8 914 87 444 22 E-mail: potor@baikal.ru Сайт с информационными материалами презентация

Содержание

Введение в информатику «Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы: но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» Козьма Прутков «Окружающий нас мир непознаваем,

Слайд 1Учебный курс: «Информатика» и «Компьютерные науки»
(1 курс)

Доцент кафедры информационных систем ИМЭИ

ИГУ,
Кандидат физико-математических наук

Потороченко Николай Анатольевич,
М.т. 8 914 87 444 22
E-mail: potor@baikal.ru

Сайт с информационными материалами
для самостоятельного изучения:
http://potor.baikal.ru

Слайд 2Введение в информатику
«Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы:

но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий»
Козьма Прутков

«Окружающий нас мир
непознаваем, ввиду того, что
мы изучаем не его, а лишь
наше представление о нем»
Эммануил Кант


Слайд 3Введение в информатику
ЗНАНИЯ ???
ИНФОРМАЦИЯ ???
ДАННЫЕ ???
ИНФОРМАТИКА ???
АЛГОРИТМ ???
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ???
КОМПЬЮТЕР ???
ПРОГРАММИРОВАНИЕ

???

Слайд 4Введение в информатику
Область профессионально-человеческой деятельности, которая поддается в настоящее время формализации,

алгоритмизации (следовательно, и автоматизации с помощью ЭВМ), составляет только небольшую часть формализованных знаний, большая часть айсберга знаний пока плохо формализована и плохо структурирована.


Знания, в данный момент практически недосягаемые, в частности, неотделимые от их авторов (существующие, например, на уровне подсознания) и не формализуемые.

Простые (“ремесленнические”) знания, которые могут быть переданы по принципу “делай как я”.

Знания, доступные для объяснения, но не всегда формально описываемые.

Формально описываемые знания

Аксиоматически построенные теории


Слайд 5Введение в информатику
Все знания, сведения о реальном мире можно разделить на

две категории:
- знание фактов («Я знаю, что...» ), декларативные* знания;
- знание правил («Я знаю, как...»), процедурные** знания.
Для того чтобы правильно определить свои действия в конкретной ситуации, т.е. воспользоваться знаниями, равно необходимы и те, и другие.

* - от Declaratio (лат.) - объявление
** - от Procedere (лат.) - продвигаться. Последовательность действий для совершения какого-либо дела


Слайд 6Введение в информатику
Понятие информации.

Информация* наряду с материей и энергией является первичным

понятием нашего мира и поэтому в строгом смысле не может быть определена. Можно лишь перечислить ее основные свойства, например такие как:
1) информация приносит сведения об окружающем мире, которых в рассматриваемой точке не было до ее получения; 2) информация не материальна, но она проявляется в форме материальных носителей, дискретных знаков или первичных сигналах; 3) знаки и первичные сигналы несут информацию только для получателя, способного их распознать.

* - от Informatio (лат.) - ознакомление, разъяснение


Слайд 7Введение в информатику

Язык как средство представления и передачи информации


Все живые существа

могут воспринимать образную информацию (запахи, вкусы, шумы и многое другое). Человек же еще умеет представлять свои знания в знаковом (символьном) виде. Из различных символов (букв, цифр, знаков препинания) состоит текст; из символов - только уже звуковых (фонем) - состоит устная речь. Можно передать информацию с помощью жестов. И это тоже - символы.

Знаковую систему для представления информации называют языком, а полный набор символов языка - его алфавитом.

Языки делятся на разговорные (естественные) и формальные. Формальные языки специально создаются, чаще всего для определенной области человеческой деятельности (например, язык математики). В вычислительной технике тоже используются особые формальные языки – языки программирования.

Слайд 8Введение в информатику
Действия человека с информацией:
- обмен (передача и прием);


- хранение;
- обработка.

Обмен информацией необходим для предания ей свойства «полезности».

Хранение информации:
в собственной памяти человека - и тогда ей можно воспользоваться сразу;
"на внешних носителях" (в книге, блокноте, на магнитной ленте и т. п.), откуда ее сперва нужно прочитать.

Обработка информации:
- получение новых знаний на основе уже известных фактов и правил;
- изменение формы представления (например, перевод на другой язык);
- упорядочивание (сортировка);
- поиск в большом массиве (словаре, справочнике, картотеке и т.п.)...

При этом, так же как при обмене и хранении, человек зачастую использует различные технические средства, наиболее универсальным из которых является компьютер.

Слайд 9Введение в информатику
Свойства информации:
· Понятность;
· Полезность;
· Достоверность;
· Актуальность;
· Полнота;
· Точность.


Когда

информация представлена в виде, пригодном для последующей (ручной или автоматической) обработки, ее называют словом «данные».

Данные – это зарегистрированные сигналы.

Методы – способы переработки данных.

Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.


Слайд 10Введение в информатику
Понятия «информация» и «данные» не тождественны.
Данные – диалектическая составная

часть информации.

Физический метод регистрации может быть любым: механическое перемещение физических тел, изменение электрических, магнитных, оптических характеристик, химического состава и (или) характера химических связей, изменение состояния системы и многое другое.

В соответствии с методом регистрации данные могут хранится и транспортироваться на носителях различных видов.

Операции с данными

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов.
Трудозатраты на обработку данных неуклонно возрастают, что связано:
- с постоянным усложнением условий управления производством и обществом;
- с быстрыми темпами появления и внедрения новых носителей данных, средств хранения и доставки данных.



Слайд 11Введение в информатику
1. Сбор – накопление данных с целью обеспечения достаточной

полноты информации для принятия решения;
2. Формализация – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;
3. Фильтрация – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать;
4. Сортировка – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;
5. Группировка – объединение данных по заданному признаку с целью повышения удобства использования; повышает доступность информации;
6. Архивация – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат на хранение данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;
7. Защита – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведение и модификации данных;
8. Транспортировка – прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом;
9. Преобразование – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую, что связано как с изменением типа носителя, так и использованием средств, не предназначенными для транспортировки данного вида данных (например, телефонные модемы).

Слайд 12Введение в информатику
Работа с большими наборами данных автоматизируется проще, когда данные

упорядочены, то есть образуют заданную структуру.
Основные типы структур данных:

Линейные структуры – это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером (например, список).

Табличные структуры данных (матрицы) – это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент (например, таблица умножения).

В иерархической структуре адрес элемента определяется путем доступа (маршрутом), ведущим от вершины структуры к данному элементу (например, система почтовых адресов).

Город А

Улица 1

Улица 2

Улица N

Дом 1

Дом 2

Дом L

Кв. 1

Кв. 2

Кв. R


Слайд 13Введение в информатику
Слово "информатика" происходит от франц. information (информация) и automatique

(автоматика).
У американских исследователей существует аналог термина «Информатика» - “Computer Sciences” – «Компьютерные науки».
Может показаться, что предметом курса является исключительно проблемы автоматизации обработки информации с помощью компьютеров…

Классическое определение:
Информатика – наука, изучающая структуру, общие свойства, вопросы сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, использования знаний, научно-технической информации.
Расширенное определение:
Информатика – наука об информации и информационных процессах, о моделях и моделировании, об алгоритмах и алгоритмизации (о программах и программировании), о различных классах исполнителей алгоритмов (в частности, о компьютерах), о технологиях получения и актуализации информации, об их использовании в общественном развитии.

Слайд 14Введение в информатику
Базовые понятия информатики:

информация и сообщение



алгоритм и алгоритмизация




система

и структура, отношение и связь, порядок





изменение, изменчивость и выбор



- получение, переработка, сжатие, актуализация информации с помощью сообщений различного типа,
- происхождение и формы передачи (последовательная, параллельная и смешанная) сообщений.

- разработка эффективных алгоритмов для решения различных задач и оценка алгоритмической разрешимости;
- создание программ и программных комплексов, программирование.

- информационная система и структура представления информации и данных;
- отношения между их компонентами.

- оценка альтернатив и выбор решений на базе различных информационных систем и процессов.


Слайд 15Введение в информатику
Базовые понятия информатики:

модель и моделирование



исполнитель и его операционная

среда





язык и грамматика




проектирование систем и технология

- описание и исследование систем различной природы с помощью моделей и моделирования.

- автомат (компьютер) и комплекс автоматов (компьютерная система);
- описание архитектуры и принципов работы технических средств и операционных сред (систем).

- формализация информации с помощью алгоритмических языков;
- языки программирования и языки общения с пользовательскими средами.

- проектирование сложных информационных систем;
- информационные и компьютерные технологии.


Слайд 16Введение в информатику
Предметная область науки “информатика”:
информационные процессы и системы, модели,

языки их описания и технологии их актуализации, направленные:
- на получение знаний (внутренняя сущность информатики),
- на применение знаний, принятие на их основе решений в различных проблемных областях (внешняя сущность информатики).

Слайд 17Введение в информатику
История развития информатики, как науки о знаниях и технологиях
I.

Период добумажной информатики

Слайд 18Введение в информатику
История развития информатики, как науки о знаниях и технологиях
II.

Период бумажной информатики

Слайд 19Введение в информатику
История развития информатики, как науки о знаниях и технологиях
II.

Период бумажной информатики

Слайд 20Введение в информатику
История развития информатики, как науки о знаниях и технологиях
III.

Период безбумажной информатики

Основные атрибуты общества безбумажной информатики (специально не используется термин «информационное общество», так как такое общество полностью ещё нигде не построено, а критерии могут изменяться):
безбумажные (электронные) документооборот и делопроизводство, их государственная поддержка и целенаправленное развитие;
информационная (компьютерная, сетевая) грамотность населения и её государственная поддержка и развитие;
превращение информации в товар (со всеми атрибутами товара);
развитая (интеллектуальная) и доступная система баз данных и знаний, доступа к сетям и информации Интернет;
информатизация и информационная безопасность основных систем общества;
актуализация вещественно-энерго-информационных связей систем и процессов


Слайд 21Введение в информатику
В мировой глобальной информационной системе сетей Интернет каждый месяц

число новых пользователей растет в среднем на 15-20%.
Первая в истории компьютерная сеть начала разрабатываться в конце 60-ых годов, сегодня уже Интернет насчитывает более 50 тыс. компьютерных сетей, более 400 млн. пользователей и более 30 млн. компьютеров (мест доступа). В мировых базах данных накоплено более 155 млн. документов.

Стоимость информационных услуг и количество людей, занятых в сфере информационного обслуживания резко начали расти, например, в США в начале 80-ых годов в сельском хозяйстве было занято около 5%, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, в сфере информационных услуг - 45% всех работающих в стране.
Прогнозируемый аналогичный показатель начала нового тысячелетия - 70%.

Вступление государства в “информационную цивилизацию” прежде всего, подтверждается макроэкономическими показателями, в частности, - увеличением доли информационного сектора в валовом национальном продукте и повышением доли работников информационной сферы в общей численности занятых. Информационный бизнес занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран.

Слайд 22Введение в информатику
Д.С. Робертсон (США) выдвинул формулу:
“цивилизация - это информация”.

Используя

количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации на 5 следующих уровней:

0 - информационная емкость мозга отдельного человека - примерно 107 бит;

1 - устное общение внутри общины, деревни или племени, количество циркулирующей информации - примерно 109 бит;

2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится примерно 1011 бит информации;

3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается примерно в 1017 бит;

4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом примерно 1025 бит.

Слайд 23Введение в информатику
Информатика, рассматриваемая с точки зрения хранения и преобразования информации,

как правило, сводится, в основном, к компьютерам (служащим определенным человеческим целям).
Это – ресурсный или технократический подход к информатике.

Если же информатика рассматривается с коммуникационных позиций, например, с позиции передачи знаний, то она выступает неотъемлемым элементом культуры общества.

Оба подхода должны быть взаимосвязаны.

Абсолютизация первого подхода приводит к заблуждению, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технократические утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатики, недооценке технических нововведений, к излишнему формализму.

Слайд 24Введение в информатику
Три основные ветви информатики:
Теоретическая, математическая информатика (brainware) изучает

теоретические проблемы информатики (большей частью связанные с формальными системами, моделями, алгоритмами и теорией программирования, кодирования и организации систем).

Практическая, прикладная информатика (software) изучает практические, конкретные проблемы информатики (большей частью связанные с программированием и использованием моделей, программными и компьютерными технологиями и системами).

Техническая, инженерно-физическая информатика (hardware) изучает инженерно-физические, технические проблемы информатики (большей частью связанные с разработкой и использованием технических средств обработки информации, ЭВМ и систем ЭВМ, сетей).

Слайд 25Введение в информатику


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика