ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ НАУКУ презентация

Содержание

Материалы к курсу: http://virtualcoglab.cs.msu.su/projects/mf_cogsci.html

Слайд 1ВВЕДЕНИЕ
В КОГНИТИВНУЮ
НАУКУ
2006/2007



Слайд 2Материалы к курсу:
http://virtualcoglab.cs.msu.su/projects/mf_cogsci.html


Слайд 3СИМВОЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ
Познавательные процессы ~ переработка символьной информации компьютером
Психика --

«универсальное перерабатывающее устройство»

Слайд 4СИМВОЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ
Развитие вычислительной техники :
от «вычислений вообще» к

частным задачам


Появление специализированных «микропроцессоров»
в пределах одной архитектуры
(видеокарта, звуковая карта, управление внешними устройствами и т.д.)

Слайд 5РОЖДЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ
1983 -- Джерри Фодор, «Модульность психики» (The

Modularity of Mind)

Слайд 6МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ
(с) Леда Космидес, Джон Туби


Слайд 7МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ


Слайд 8ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ
Платон -- виды души:
- вожделеющая
- яростная
-

разумная

Слайд 9ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ
Ноэм Хомский (1988):
врожденность языковой способности и ее

независимость
от других способностей
-- язык как отдельный «умственный орган»

Нейропсихология XIX века:
речь может нарушаться при сохранности прочих функций (зона Брока, зона Вернике)


Слайд 10ОСНОВЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ
Идея модульности познания
-- Дэвид Марр (1945-1980):


«Любой большой массив вычислений должен быть разбит и реализован как набор частей, независимых друг от друга настолько, насколько это допускает общая задача…» (1976)


Слайд 11РОЖДЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ
Джерри Фодор (1983):

общая концепция «модульности»:
познание как

мозаика специализированных модулей

Насколько этот принцип универсален?


Слайд 12МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ
Когнитивная архитектура:
Модульные системы ввода
Центральные системы: планирование,

принятие решения

Слайд 13КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
1. Особая сфера влияния, или специализация (domain specificity):

каждый

модуль компетентен в обработке одного из видов информации или в решении одного из классов познавательных задач и не участвует в решении других классов задач

Слайд 14КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
2. «Когнитивная непроницаемость» (информационная закрытость)


Слайд 15КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
3. Навязчивый (принудительный) характер функционирования: если модуль начал работать,

остановить его невозможно

«Эффекты выскакивания» в зрительном поиске


Слайд 16КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
Сравним с поиском по сочетанию признаков (работа «центральной системы»

-- произвольного внимания):

Слайд 17КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
4. Высокая скорость работы
5. Неосознаваемость процесса функционирования модуля
6.

Конечный продукт (без доступа к промежуточным шагам)

Слайд 18КРИТЕРИИ РАЗЛИЧЕНИЯ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ И КОНТРОЛИРУЕМОЙ
ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
(Майкл Познер, Чарльз Снайдер,

1975)

Автоматические/автоматизированные процессы:

осуществляются непроизвольно, не требуют усилия
не выходят в сферу сознания (только продукт)
не интерферируют с другими видами умственной деятельности
не интерферируют друг с другом


Слайд 19ПРИМЕР: ЗАДАЧА СТРУПА
ЗЕЛЕНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
XXXXXХХ
НО: (1) прижизненная сформированность (у детей

нет);
(2) «проницаемость» (Канеман, Хайчик, 1983).

Слайд 20ЕЩЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ МОДУЛЕЙ
7. Закономерное разворачивание в онтогенезе: ряд последовательных ступеней

(собственная «история развития»)
8. Локализация в мозге: специфические нервные механизмы
9. Избирательное нарушение: выпадение модуля не сказывается на работе других модулей (пример: лицевая агнозия)

Прямое следствие --
УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ


Слайд 21МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
В ПОИСКАХ МЕТОДА
Ганс-Лукас Тойбер, 1955 год -- понятие двойной диссоциации
А.Р.

Лурия «Основы нейропсихологии» (1973, 2002). Глава II, параграф 4: «Синдромный анализ и системная организация психических процессов».

нейропсихологические расстройства

нарушения психического развития


Слайд 22МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 1.
Мелвин Алан
Гудейл
Две системы
зрительного восприятия:


Восприятие для опознания:
вентральный путь (ЧТО)

Восприятие для действия:
дорсальный путь (ГДЕ)

Дэвид Милнер


Слайд 23МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 1.
Система восприятия для опознания
Система восприятия
для

действия

Опознание и описание объекта, его формы, размера и ориентации в пространстве

Направление движения к объекту в соответствии с его формой, размером и ориентацией в пространстве


Слайд 24МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 1.
Двойная диссоциация восприятия для опознания и восприятия

для действия:
данные по обезьянам

Локальные поражения вентрального пути:
не различают предметов разной формы и размера, но не врезаются в ограждения, ловят мух в лаборатории, могут следить за непредсказуемо движущимся орехом и схватить его

Локальные поражения дорзального пути:
опознают и различают зрительные объекты, но не способны направить движение к этим объектам; нарушена ориентация в пространстве

(Ungerleider & Mishkin, 1982)


Слайд 25МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 1.
Двойная диссоциация:
зрительная агнозия и синдром Балинта



Слайд 26МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 1.
Диссоциация систем в норме
Иллюзия Эббингауза
(и другие

зрительные иллюзии)

Слайд 27МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД:
ПРИМЕР 2
Двойная диссоциация умственных и речевых способностей: избирательное речевое

расстройство (SLI) и синдром Уильямса

Слайд 28Насколько речь модульна?
Недавнее появление в филогенезе
Пластичность поведенческих проявлений
Пластичность нервных механизмов
Произвольность

связей между обозначением и обозначаемым

Элизабет Бейтс
(1947-2003)

Синдром Уильямса, SLI, афазии у взрослых: неоднозначность проявлений!


Слайд 29ГИПОТЕЗА ВСЕОБЩЕЙ МОДУЛЬНОСТИ
Эффект маятника?
Дэн Спербер
(антропология)


Слайд 30ГИПОТЕЗА ВСЕОБЩЕЙ МОДУЛЬНОСТИ
Дэн Спербер:
познание полностью модульно -- так же, как

биологический организм.

Модуль = вход + «база данных» + операции обработки

Неспециализированных систем переработки информации, использующих обобщенный «умственный лексикон», НЕТ.

Слайд 31МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ПОЗНАНИЮ
Уровни выделения модулей:

морфологический (архитектурный)
онтогенетический
неврологический
генный
эволюционный

(филогенетический)

Слайд 32КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
1. Теоретическая:
проблема обучения и пластичности познания;
проблема нисходящей

регуляции решения познавательных задач.

За пределами рассмотрения: взаимодействие модулей!
Примеры: две системы зрительного восприятия; феномен отчуждения руки, etc.


Слайд 33КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
2. Эмпирическая:
двойные диссоциации внутри двойных диссоциаций -- Аннет

Кармилофф-Смит и др. (Оксфорд);

Слайд 34КРИТИКА МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
2. Эмпирическая:
двойные диссоциации внутри двойных диссоциаций -- Аннет

Кармилофф-Смит и др. (Оксфорд);
развитие речи и ранние локальные поражения головного мозга: возможности компенсации (Элизабет Бейтс и др.);
влияние культуры на «модульные» процессы (иллюзия Мюллера-Лайера в «круглом» мире);
«ген грамматики» FoxP2: исследования экспрессии гена у человека и животных.

Слайд 35ВЫВОД: познавательные процессы не обусловлены наследственностью настолько, как того хотелось бы

представителям модульного подхода…

Неспециализированная обучаемая система!

Адекватная модель?


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика