Зверев И. С.
Научный руководитель: Величковский Б. Б.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Факультет психологии
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Факультет психологии
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
Актуальность проблемы
Развитие Интернета диктует необходимость разработки удобных интерфейсов веб-сайтов
Поиск наиболее успешных методов разработки интерфейсов веб-сайтов продолжается
Процесс проектирования сайтов происходит без участия пользователей
Существуют гипотезы о положительном влиянии участия пользователей в разработке сайтов на конечный продукт
Отсутствие общего пространства взаимодействия
(Концепция «Третьего пространства»)
Различия в содержании сознания вследствие специфики взаимодействия с сайтами
(Особенности индивидуальной системы значений)
Профессиональная деятельность: формирования специфического для разработчика сайтов образа мира
(Концепция образа мира в разнотипных профессиях Е. А. Климова)
Причины различий в восприятии сайтов
Содержание сознания, сформированное в процессе деятельности, обуславливает особенности восприятия той или иной области окружающей реальности за счёт формирования структуры значений, позволяющих выделять существенные признаки объектов.
Существует ряд методик, способных раскрыть перед исследователем картину многочисленных связей и отношений компонентов значений, содержащихся в сознании индивида.
Исследование различий в восприятии сайтов
Исследование различий в восприятии сайтов
Построение геометрической модели субъективных перцептивных пространств позволяет:
Воспроизвести требуемую область категориальной системы индивидов в виде n-мерного пространства
Наглядно представить степень сходства и различия представленных стимулов
Оценить индивидуальную значимость измерений для каждого из испытуемых
Общая характеристика исследования
Проводимое исследование направлено на выявление различий в восприятии сайтов разработчиками и конечными пользователями.
Цель работы: выявление указанных различий при помощи построения перцептивного пространства сайтов разработчиков и пользователей и сравнения их между собой.
Общая характеристика исследования
Объекта исследования: перцептивное сходство сайтов в восприятии разработчиков и конечных пользователей.
Предмет исследования: категориальная система разработчиков и конечных пользователей, актуальная для взаимодействия с Интернет-сайтами.
Рабочая гипотеза: В качестве гипотезы выдвигается утверждение о том, что существуют значимые различия в восприятии сайтов разработчиками и конечными пользователями.
Общая характеристика исследования
Испытуемые:
8 Разработчиков сайтов (возраст от 20 до 23 лет)
8 Пользователей (возраст от 17 до 21 года)
Стимульный материал:
10 сайтов с наибольшим индексом цитирования, случайным образом отобранных из каталога Яндекс.
Методики:
Многомерное шкалирование
Семантический дифференциал
Опросник субъективной удовлетворённости сайтом
Обработка и интерпретация данных
Построение перцептивных пространств для общей выборки; для пользователей; для разработчиков
Выделение групп стимулов в перцептивных пространствах
Выделение факторов по данным семантического дифференциала и опроснику
Интерпретация выделенных перцептивных пространств на основе корреляции с факторами и пунктами опросника и семантического дифференциала
Анализ различий индивидуальных весов измерений общего перцептивного пространства для разработчиков и пользователей
Обработка и интерпретация данных
Перцептивное пространство пользователей:
Удовольствие
Упорядоченность
Обработка и интерпретация данных
Перцептивное пространство разработчиков:
Сила
Динамичность+структурированность
Обработка и интерпретация данных
Общее перцептивное пространство:
Лёгкость восприятия
Удобство перемещения
Обработка и интерпретация данных
Анализ индивидуальных весов:
Наиболее опытные
разработчики
(опыт работы – 3 года)
Наиболее опытные
пользователи
Обсуждение результатов
Структура перцептивного пространства пользователей содержит чётко прослеживаемые кластеры, что свидетельствует о низкой дифференциации признаков сайтов
Структура стимулов перцептивного пространства разработчиков имеет кольцеобразное расположение и группируется в 4 фактора, что означает высокий уровень дифференциации признаков
График индивидуальных весов свидетельствует о выделении опытными разработчиками большего спектра признаков обоих измерений
Более опытные пользователи склонны выделять признаки одного из измерений
Выводы
Выявлены отличия в восприятии разработчиков и пользователей:
В содержании перцептивных пространств и структуре стимулов: наблюдается наличие дискретных групп стимулов в пространстве пользователей и равномерное распределение стимулов в пространстве разработчиков.
Равномерное распределение стимулов в перцептивном пространстве разработчиков свидетельствует о том, что разработчики оценивают сайт по большему количеству признаков, чем пользователи.
Расположение точек пользователей и разработчиков в пространстве индивидуальных весов имеет различную структуру, что подтверждает гипотезу о различиях в восприятии сайтов.
Опытные пользователи склонны к выделению какой-либо одной группы признаков сайта и игнорированию остальных.
Опытные разработчики наиболее полно выделяют значимые признаки сайта.
Выводы
К вопросу о совместной разработке (СР) сайтов
Опытные разработчики лучше, чем пользователи, ориентируются в особенностях веб-сайтов, что даёт им возможность принимать более взвешенные решения. В этом смысле СР не имеет права на существование.
С другой стороны, выявлены существенные различия в восприятии сайтов разработчиками и пользователями. Недостаточное внимание разработчиков к этому факту может снизить воспринимаемое качество разрабатываемых сайтов.
Выводы
Спасибо за внимание.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть