О проблеме организации самостоятельной работы студентов при реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного университета презентация

Содержание

ФГОС ВПО 7.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных

Слайд 1
О проблеме организации самостоятельной работы студентов при реализации образовательных программ на

основе
ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного университета


Петухова Татьяна Петровна,
проректор по учебно-методической работе inform@mail.osu.ru


Слайд 2ФГОС ВПО
7.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном

процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

7.11 Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.17 Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.


Слайд 3Причины пристального внимания к проблеме совершенствования самостоятельной работы студентов
Разноуровневая входная предметная

готовность студентов
Различные темп, стиль, характер имеющейся у студентов самостоятельной деятельности
Различное ценностное отношение студентов к дисциплине
Стремление студентов к индивидуальному структурированию своего личностного времени
Необходимость в достижении компетентностно-ориентированного характера самостоятельной работы
Формирование готовности студента к самостоятельному проектированию своего индивидуального образовательного маршрута
Формирование культуры самообразовательной деятельности студента
Поднятие значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности. Доведение ее статуса до статуса аудиторных занятий (в аспекте отношения субъектов образовательного процесса к СРС)


Слайд 4Мероприятия по совершенствованию самостоятельной работы студентов
Проведение анкетирования студентов и преподавателей по

текущему состоянию самостоятельной работы студента и ее методического обеспечения

Создание временных творческих групп для разработки методического обеспечения самостоятельной работы.

Анализ разработанных учебных планов на наличие временного ресурса для творчески ориентированной самостоятельной работы студентов.


Слайд 5Творческие группы
Реализация компетентностно-ориентированной IT-самостоятельной работы студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей

(формирование информационной компетентности)
Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по математике для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование математической компетентности)
Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по иностранному языку для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование иноязычной компетентности)
Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки «Математика и компьютерные науки» на основе модульного построения учебного плана.
Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»; срок обучения – 5 лет) на основе модульного построения учебного плана.

Слайд 62011 г. – выполнялся проект № 3.1.1/13256 «Разработка научно-методического обеспечения асинхронной

самостоятельной работы студентов в соответствии с ФГОС ВПО» в рамках аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”

Слайд 7Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга
Задачи анкетирования:

проанализировать отношение студентов

к самостоятельной работе как виду учебно-познавательной деятельности;
выявить содержание и формы самостоятельной работы в вузе, регулярность ее организации;
определить наличие и характер методического обеспечения самостоятельной работы студента;
проанализировать виды методических разработок, которыми пользуются студенты при выполнении самостоятельных работ;
определить характер задач, заданий (ситуаций, проблем), предлагаемых студентам;
выявить наличие использования в образовательном процессе творческих проектов в команде, программ самостоятельной работы и пр., позволяющих обучаемым формировать собственный образовательных маршрут.


Слайд 9Участники анкетирования:


Слайд 10Результаты ответов студентов на вопрос «Какие формы аудиторных занятий побуждают Вас

к самостоятельному поиску?»

Слайд 11Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых

на самостоятельное изучение?

1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде;
2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала, пройденного на аудиторных занятиях;
3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития;
4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала, которые в дальнейшем будут востребованы на занятиях по дисциплине;
5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы) с возможностью решения достаточного количества задач и заданий различного уровня сложности.

преподаватели


Слайд 12Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых

на самостоятельное изучение?

1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде;
2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала;
3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития;
4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала;
5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы);
6 – затрудняюсь ответить.

студенты



Слайд 13По вопросам какого характера Вы проводите консультации со студентами?

преподаватели


Слайд 14Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны?








студенты


Слайд 15Какие формы самостоятельной работы для Вас наиболее значимы, интересны?
1 - решение

типовых и комплексных задач; 2 - работа с ресурсами библиотеки; 3 - работа в сети Internet; 4 - работа в команде над проектами; 5 - ролевая игра; 6 - работа и участие в проблемных семинарах; 7 - участие в студенческих конференциях и олимпиадах.








студенты


Слайд 16Какие задания Вы чаще всего даете студентам для самостоятельной работы?



преподаватели


Слайд 17Укажите формы самостоятельной работы, которые хотели бы видеть дополнительно в вузе?

выезды на предприятия, экскурсии, практическое применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировки во время учебы в организациях;

проведение научных семинаров в рамках одной группы, семинаров-диспутов, семинаров-дискуссий;

активное взаимодействие студентов и преподавателей с использованием сети Internet.


Слайд 18Ваше отношение к объему самостоятельной работы в вузе


студенты


Слайд 19Укажите виды методического обеспечения, которые Вы используете в работе со студентами




преподаватели


Слайд 20Чем Вы руководствуетесь при выполнении заданий, вынесенных на самостоятельное изучение?

студенты


Слайд 21Таблица 1 Время, затрачиваемое студентами
на самоподготовку к аудиторным занятиям

Таблица 2.

Среднее время работы студентов
в течение дня в библиотеке и сети Internet


Слайд 22Проведенный анализ состояния самостоятельной работы в вузе и методического обеспечения данного

процесса позволяет утверждать, что:

самостоятельная работа в большинстве своем выполняет функцию закрепления, доучивания, повторения, уточнения материала, т.е. ее статус существенно ниже статуса аудиторных занятий;

при использовании гибкого графика самостоятельной работы студентов функция преподавателя в большинстве случаев является поддерживающей, а не координирующей;

самостоятельная работа во многих случаях является воспроизводящей;

при наличии положительной мотивации к познанию, потребность в регулярной самостоятельной работе, в самообразовании и самоактуализации у студентов не сформирована;

существующее методическое обеспечение самостоятельной работы недостаточно ориентировано на предоставление студенту возможности формирования собственного образовательного маршрута.


Слайд 23Асинхронная самостоятельная работа в условиях информационного общества
Это вид

учебно-познавательной деятельности, состоящий в индивидуальном, распределенном во времени выполнении ими комплекса усложняющихся заданий при консультационно-координирующей помощи преподавателя.

Асинхронная самостоятельная работа характеризуется самоорганизацией деятельности студентов в условиях содержательно-смыслового структурирования ими своего личностного времени.

Асинхронная самостоятельная работа способствует приобретению обучающимися трех типов опыта деятельности (воспроизводящей, познавательной, творческой) и опыта эмоционально-ценностных отношений. Она ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение студентов в самостоятельную поисковую деятельность.


Слайд 24Определения временного ресурса для асинхронной самостоятельной работы студента по дисциплине:
Tасинхр

= T – tэкз – tауд – tподг - tкр

tподг = (Kлtл + Kлрtлр + Kсзtсз + Kпзtпз)/36,

Kл=0; Kлр=1; Kсз=1; Kпз=1

Слайд 25Проектирование асинхронной самостоятельной работы
Разрабатывается учебный план в модульном формате, т.е. в

виде совокупности образовательных модулей.
Компетенции → дисциплины → модули → учебный план

Формируется содержание дисциплин модуля с учетом структуры и содержания области знаний, структуры будущей профессиональной деятельности и особенностей регионального рынка труда

Формируется самостоятельная работа в целом по модулю
(2 части: подготовка к аудиторным практико-ориентированным занятиям и индивидуальная работа)



Слайд 26Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы
ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ

модель образовательно-ресурсной среды
процессуальная модель асинхронной самостоятельной

работы
модульная структура компетентностно-ориентированных учебных планов
методика конструирования рабочей программы модуля
рекомендации по организации АСРС по модулю
нормативно-методическое обеспечение АСРС


Слайд 27Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ:

контент для e-learning
самоучители
комплексы разноуровневых заданий (задач,

кейсов, проблем и т.д.)
технологические карты
программы самостоятельной работы
методики конструирования методического обеспечения АСРС по модулю
алгоритмы организации асинхронной самостоятельной работы
диагностические материалы

Слайд 28
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика