Слайд 1
МОУСОШ № 11
Мареева-Королева
Ольга Николаевна
Учитель музыки
Стаж работы
– 18лет
Слайд 2
Окончила с отличием Азовское педагогическое училище в 1992 году,
по специальности
музыкальное воспитание, присвоена квалификация
- учитель музыки и пения
- музыкальный воспитатель
Слайд 3С 1992 года работаю в Запорожской МОУ СОШ №11
Учитель я, а
не поэт,
Но школе славу воспеваю.
Я в двадцать лет дала обет-
И сердце детям отдаю!
Своей профессии и детям
Я буду предана всегда!
Горжусь я очень званьем этим:
Учитель- это навсегда!
Так много в школе пережито,
Но я судьбу благодарю.
Пускай звучит чуть- чуть избито:
Я сердце детям отдаю !
Слайд 4Проблема, над которой работаю:
«Формирование художественных способностей на уроках музыки»
Слайд 5Метод идентификации.
Проанализируем сочинение старшеклассников по картине «Море. Крым» А. Куиджи
задание: Учащимся
предложено вжиться в картину, почувствовать себя в любой точке пространства, любым природным явлением. На картине голубое небо и море, которые почти не разделены границей. Посредине зарождающееся кучевое облако, слева полоска желтоватого, солнечного обрыва, на котором растёт кустик чертополоха и лежит камень.
Я – Волна. Омываю сушу, перекатываюсь по всем морям из океана в океан. Вижу зверей и птиц , людей. Сливаясь с другими волнами в океан , я одна из многих, но я личность! Я красива, мой цвет глубок и прозрачен. Прибивая к берегу пену морскую , я слизываю песок. Когда я рассержена, я бываю очень высока, но когда я спокойна, играю с людьми.
Я- Облако. Я вижу в бескрайней пучине неба. Я вижу всё на свете и мне иногда очень грустно. Наблюдать за тем, сто происходит внизу. Эти глупые, бессмысленные войны, всемирные катастрофы, потрясают мир. Мне очень стыдно за них, за тех людей, которые создают всё это. Мне так хочется, чтобы всё было таким лёгким, прозрачным, как я … мне нравится плыть по ветру, и это чувство свободы, которое овладело мною. У меня много друзей – облаков, и я этим горжусь. Друзей я ни на кого не променяю.
Я – Утёс, Живу, расту. Меня укрепляют и держат растения. Во мне таится тепло, но никто этого не замечает. С моей высоты видно всё : море, землю, облака. И рядом я увидел ещё один утёс, я влюбился. Всё своё тепло отдал ей, но она мою любовь отвергла, тепло ушло от меня, и я остался холодным.
Анализируя данные работы, можно отметить, что учащиеся, проводят внутреннюю духовную очистку собственного «Я». Настройка на чужую волну происходит через идентификацию, вплоть до растворения себя в другом, а другого в себе, через влияние в одном существе. У детей формируется «Родственное внимание к миру»
Слайд 6Метод интонационного анализа художественных произведений
Очень часто, слушая произведение, в первую очередь,
мы говорим о форме произведения о средствах выразительности, используемые композитором в этом произведении. Но не всегда дело доходит до раскрытия содержания, идеи, замысла композитора. Через развитие интонации в произведении, учащиеся пытаются понять смысл, замысел композитора. (Название произведения не сообщается)
А, ШНИТКЕ «КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО»
Где-то далеко возрождается ЧТО-ТО. Всё громче, грубее. Оно протекает медленно. Это ужасно страшный мир. Никто не знает что случится. Но что-то светлое в нём есть. Всё успокоилось, но не до конца. Он так противно тянется этот мрачный мир, жестокий мир. ЧТО-ТО пытается возродиться. Оно теряется в своём мире, ищет дорогу, чтобы выйти из него…
«ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС» Я. СИБЕЛИУС
У человека горе, боль на душе, слёзы. Человек понимает, что понимает, что всё кончено! Он пытается перебороть всё на свете. На какой – то миг, радость и горе слились вместе, беспокойство, он потерял надежду.
УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Страшное чувство, приближение чего-то грозного. Борьба ненависти и любви . Но любовь не преклоняется, любовь побеждает, любовь сильнее ненависти. Счастье, радость, но зло оживает и борется за свою жизнь. Страшно. Но всё равно любовь сильнее ненависти, опять счастье, добро.
«БРАЗИЛЬСКАЯ БАХИАНА» ВИЛА ЛОБОСА
Грустная жизнь, трагедия, материнский плач, траур. Этот грустный момент длится так долго, в душе вьюга, холод, переживание. Но уже всё равно.
Слайд 7МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Задание: Сочинить текст к романсу М. И. Глинки «Жаворонок»
Жаворонок
полевой, Вьётся жаворонок в поле
Нет певца чудесней, И поёт чудесно,
В чистом поле – домик твой, И выводит свои трели
В ясном небе – песня. Голосом прелестным
Жаворонок в небе поднялся высоко,
И запел он песню ласково, легко.
И поёт он смело, всем даря тепло,
И несётся голос, в небе далеко.
Задание: сочинить японские трехстишья (хайку)
В зелёном саду Красный цветок
Пылает огнём, горел красным огнём
Алая роза. На зелёной поляне.
Бежит заяц, Река течёт,
А за ним лиса, А по ней плывут
Хитрая. Маленькие рыбки
Слайд 8Методика педагогической диагностики
Определяется склонность ребёнка к логическому или художественному познанию мира.
Этой диагностикой можно пользоваться многократно, на разных этапах, наблюдая за динамикой изменения ребёнка, художественно- творческого восприятия объектов. Во многих случаях происходит раскрытие ребёнка, его внутренней стороны.
Задание: Описать предметы: мел и тряпка.
«МЕЛ И ТРЯПКА» (группа А)
а) «Привет!»,- я мел. Мне хочется поделиться с вами своими мыслями. Каждый день я делаю одну и ту же работу: рисую, черчу, пишу. Тряпочка моя лучшая подружка, я её очень люблю.
Здравствуйте мои друзья. Меня зовут тряпка. Так же как и мел, я делаю одну и ту же работу, я стираю то , что пишет мел. Я очень добрая и люблю детей. Мне нравится мел, я его тоже люблю. Я думаю, что мы с ним лучшие друзья.
б) Я мел, мне так одиноко. Сейчас я лежу на столе учителя. У меня есть невидимые ноги и руки. Также на этом столе лежит тряпка, моя подруга. Она как и я , очень одинока. Она бережно вытирает за мной след. У меня с ней очень крепкая дружба, как у мальчика с девочкой.
в) Мел такой хрупкий, как человек. А тряпка такая грязная и некрасивая, всегда в стороне. На неё никто не обращает внимание. На некоторых людей тоже не обращают внимания, и считают тряпкой. Но когда узнают его лучше, это не так, но уже поздно что-то изменить.
г) Мне кажется, что мел – это маленький мальчик, который всё время что-то рисует. А тряпка его мама, которая за ним всё вытирает. Но возможно, мел хочет нарисовать свою жизнь, он исписывается, он хочет куда-то потратить свою силу, а тряпка ему этого не даёт. Это как борьба между сильным и слабым. Тряпка сильная, а мел слабый. Но мел старается победить, не смотря на то, что он слабее.
Слайд 9Методика педагогической диагностики
«МЕЛ И ТРЯПКА» (группа Б)
а) Мел белый, квадратный,
можно писать на доске. Тряпка чёрная, мокрая.
б) Мел белый состоит из известняка, служит для письма на доске. Тряпка служит для вытирания доски.
Эти примеры показывают, что одни учащиеся познают мир через художественный образ (группа А), а другие отмечают прикладное значение предмета: его функцию, форму, цвет, свойства (группа Б). В работах второй группы отсутствует идея, личное отношение, поэтому творчества не состоялось, художественное произведение не создалось
Слайд 10Инновационные методы используемые на уроках музыки
Метод организации художественной эстетической среды
Метод педагогического вопроса
Метод обмена способностей
Метод перевода в другую модальность
Слайд 11Метод перевода в другую модальность
Три кита в
жизни
и природе
Слайд 17Метод художественного моделирования
Музыка в рисунках
Слайд 18
«Богатырская симфония»
А.Бородин
Слайд 21М.Б.Мусорский
«Рассвет на Москве – реке»
Слайд 26ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №1
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Прежде, чем перейти к теме «Музыкальный образ»,
научить ребят находить образы в жизни, в любой точке пространства, в любом природном явлении. Настройка на «чужую волну» происходит через индентификацию, вплоть до растворения себя в другом, а другого в себе, через слияние в одном существе.
ЗАДАЧА: В картине «Море, Крым» А. Куинджи, выбрать образ, почувствовать себя в этом образе, прожить часть жизни этого образа. Я – (облако, воздух, камень, море) и т. п.
Я – волна. Омываю сушу, перекатываюсь по всем морям, из океана в океан. Вижу зверей, птиц, людей. Путешествуя везде, я везде нужна. Сливаясь с другими волнами в океан, я одна из многих. Но я – личность. Я красива, мой цвет глубок и прозрачен. Прибивая к берегу пену морскую, я слизываю песок. Когда я рассержена, я бываю очень высока. Но когда я спокойна, я играю с людьми.
Змилусь Лена
Слайд 27Я – волна, которая тянется к берегу науки. Я могу себя
с этим сравнить, так как волна всегда находится у берегов. А когда я подхожу к берегу, ко мне все тянутся, так и в жизни ко мне всегда все тянутся. Когда волна уходит в море, и видит всё под водой,
так и в жизни, я вижу всех изнутри и снаружи.
Караваева Оля
Я – куст. Я – красивый. Расту я над обрывом моря. Всё так красиво вокруг, и мне не хочется ничего, только смотреть на всё вокруг. Впереди облака плывут настолько синие, что можно подумать, что это море отражает свою внешность, всё вокруг.
Змилусь Лена
Я – облако. Когда моя мама Туча злится на меня, сразу начинает идти дождь. Мой отец Ветер тоже начинает кричать на меня, и начинается буря, а меня выгоняют в мою комнату высоко над землёй. А вообще у меня весёлая и интересная жизнь, у меня много больших и маленьких друзей. Мы летаем по воздуху и играем в догонялки, но иногда приходит тётя Солнце и мы сразу убегаем. Быть облаком наверно интересно и весело.
Надедов Рома
Слайд 28Я – глубокое, глубокое море. Во мне много неисчерпаемой энергии, которая
таится в моих глубинах. Мои волны омывают берега, которые ограничивают мою свободу. Я чувствую себя неотъемлемой частью жизни, которая будет вечно существовать и процветать.
Я таинственна, во мне много неизвестного, загадочного. Никто и никогда не раскроет всех тайн моих глубин, и я буду хранить их вечно, так как я бессмертна. Во мне много прекрасного, я даю жизнь многим существам, без меня мир будет не совершенным.
Аширова Эля
Я – облако. Я живу в бескрайней пучине неба. Я вижу всё на свете, и мне иногда очень грустно наблюдать за тем, что происходит внизу. Эти глупые, бессмысленные войны, всемирные катастрофы, потрясают мир. Мне очень стыдно за них, за тех людей, которые создают всё это. Мне так хочется, чтобы всё было таким лёгким, прозрачным, как я…Мне нравится плыть по ветру, и это чувство свободы, которое овладевает мною.
У меня много друзей – облаков, и я этим горжусь. Друзей я ни на что не променяю.
Григорьева Таня
Слайд 29ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №2
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей, умение найти образ
в линиях и одушевить его,
умение фантазировать. Дать название своему образу, картине. Интонация этого образа и т.д.
ЗАДАНИЕ: Оживить каракулю. Учитель рисует ребятам на листе любую каракулю, т. е.
линию, изгибы. Можно давать как домашнее задание. Ребятам нужно «оживить», дополнить, вжиться в безликие линии, и попытаться найти образ, и создать его.
Слайд 31ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №3
ТЕМА: « КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫРАЖАЕТ МУЗЫКА»
Цель: Раскрыть внутреннее состояние
ребёнка.
Задание: Детям даётся задание на дом, нарисовать свою «Душу», (в любой форме, цвете – как они её себе представляют)
Слайд 33ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №4
ТЕМА: «КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫРАЖАЕТ МУЗЫКА»
Цель: Прийти к пониманию, что
изобразительное искусство, как и музыка, не изображает, а выражает отношение. И главное в нём чувство автора.
ЗАДАНИЕ:Детям даётся задание на дом, нарисовать РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, и т.д.
Одна из главных задач: услышать в себе и в других оттенки этого чувства и передать нюансы настроений в рисунках.
Через конкретно выполненный рисунок (сюжет) ребятам сложнее почувствовать автора, т.к. их рисунки связаны с тем или иным событием. Работы, выполненные цветовыми пятнами, беспредметные, позволяют лучше «видеть» не глазами, а душой.
После «прослушивания» работ звучит музыка с разными оттенками, учащиеся находят созвучные рисунки.
Слайд 37ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №5
ТЕМА: «Диагностика творчества»
Задание: Описать предметы: мел и
тряпку. Это задание позволяет узнать склонность ребёнка к логическому или художественному познанию мира.
Этой диагностикой можно пользоваться многократно, на разных возрастных этапах, наблюдая за динамикой развития ребёнка. Во многих случаях происходит раскрытие ребёнка, его внутренней стороны.
Слайд 38Творческая лаборатория №6
Тема «Музыка и литература»
Задание: После прослушивания фрагментов
из балета «Чиполлино» К.Хачатуряна, ребята дают характеристику каждого героя балета. Ребятам даётся задания, в роли каких овощей вы представляете себя, ваших родителей, сестёр и братьев.
Слайд 41ТВОРЧЕСКАЯ лаборатория №7
Тема: «Пока не меркнет свет, пока горит свеча»
Цель: Развитие
творческих способностей
ребёнка.
Задание: После прослушивания песни «Пока горит свеча» А. Макаревича, после беседы о содержании песни, сочинить стихотворение о свече, закончит фразы:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
Я молчу…
Слайд 42
Горит свеча, подобно жизни,
Горит, как будто бы поёт,
Она поёт как будто
знает.
Что скоро выйдет её срок.
И тонкий огонёк играет,
На свечке будто бы живой.
И скоро кончиться дыханье,
И горечь свечки золотой.
Бейрит Катя
Я вижу яркий свет в ночи,
И понимаю - свет свечи,
Такой далёкий , близкий, нежный
Он вечный свет, и он безгрешный.
Змилусь Лена
СВЕЧА
Пока горит свеча,
Я свой начну рассказ.
И буду продолжать,
Пока горит она.
Я расскажу, мой милый друг,
Тебе, как наша жизнь пуста,
Но как в счастливые и редкие мгновенья,
Бывает так божественно чиста,
Свеча полна любовью, верой силой.
Надеждой светлой в будущность свою…
Но в жизни так бывает,
секунду лишь одну
Когда ты любишь: дело, человека, иль другое.
Неважно что, лишь бы любовь была сильна.
И это что-то, освещает,
Всю жизнь твою, словно свеча,
До великого тёмного дна.
Души твоей глубокой, тайной.
Но лишь одно неосторожное дыханье,
Движение неловкое твоё…И всё.
И сей же час пламя свечи угаснет,
Такое робкое, но важное для нас.
Я кончила, свеча моя угасла.
Пока она горела, была любовь, тепло и свет.
Теперь пора нам расставаться.
Свечи моей ведь больше нет!
Симушина Катя
Слайд 44
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №8 Тема: «Музыка Японии»
Цель: развитие творческих
способностей ребёнка.
Задание: после прочтения стихов
японских поэтов попробовать
сочинить самому японские
стихи (хайку)
В зелёном саду
Ярко летают Пылает огнём
Красивые огоньки. Алая роза
Кичигина Г.
Река течёт, Красный цветок
А по ней плывут Горел красным огнём
Аленькие рыбки. На зелёной поляне
Давыдова Н.
Бежит заяц.
А за ним лиса
Хитрая.
Кологойда В.
Японские поэты повторяют:
Всматривайтесь в привычное – увидите красивое,
Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – увидите сложное,
Всматривайтесь в частицы – увидите целое.
Всматривайтесь в малое – и увидите целое.
Слайд 46ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №8 Тема: «Музыка и литература»
Цель: развитие творческих способностей
ребёнка.
Задание: Сочинить стихи к романсу
М. Глинки «Жаворонок»
Слайд 47
Слышу песню жаворонка,
В небе он поёт.
Только жаль , не вижу.
Я его
полёт.
Солодовникова В
Жаворонок в небо поднялся высоко,
И запел он песню ласково, легко.
И поёт он смело всем даря тепло.
И несётся голос в небе далеко.
Ясинская И.
Выйду в поле я, и слышу
Раздаётся далеко.
Голос нежный, серебристый,
На душе моей легко.
Это жаворонка пенье
Льётся с высоты небес.
Нету лучше наслажденья,
Это чудо их чудес.
Шмоль Н.
Слайд 48
Утором в поле на рассвете,
Слышно в небе высоко,
Песня жаворонка льется,
Нежно, радостно,
легко.
Крутова М.
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле домик твой.
В ясном небе песня.
Козырева В
Слышу в небе далеко,
Жаворонка пенье,
Он летает высоко,
Дарит наслажденье.
Махитаров Ж.
Внебе чистом, голубом
Жаворонок вьётся,
Хоть его и не видать,
А песня звонко льётся.
Вахтуров С.
Слайд 49ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ №9
Тема: «Куда ведёт нас песня»
Цель: развитие творческих способностей
ребёнка.
Задание: после знакомства с оперой
«Семеро козлят» М.Коваля,
нарисовать афишу к этой опере.
Слайд 54
Конкурс военно-патриотической песни
Слайд 62ЕЖЕГОДНАЯ ДИНАМИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МУЗЫКЕ 6»А»
КЛАССА
Слайд 63ЕЖЕГОДНАЯ ДИНАМИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО МУЗЫКЕ 7»А»КЛАССА