Фразеологизмы Работу выполнил учащийся 8 класса Шушаков Никита 2011 – 12 учебный год презентация

Вступление, или

Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа»

Фразеологизмы



Работу выполнил
учащийся 8

класса
Шушаков Никита
2011 – 12 учебный год

Слайд 2 Вступление, или

дети понимают всё буквально

Четырёхлетняя девочка спросила у матери, скоро ли наступит лето. – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету. Другой ребёнок, услышав, что пришедшая к ним в гости старуха собаку съела на каких-то делах, спрятал от неё подальше своего любимого пса. Я в школу не пойду, - заявляет пятилетний Серёжа. – Там на экзамене ребят режут. В основе этих забавных случаев, рассказанных Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти», сложное и интересное явление русского языка.


Слайд 3 Понятие фразеологизма
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из

которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В них слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, выражение « не успеешь оглянуться» значит «скоро», «собаку съел» - опытный в каких-то делах, «резать на экзамене» - провалить на экзамене. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» – выражение и «логос» – учение.


Слайд 4 Грамматическое строение.
Фразеологизмы русского языка различаются грамматическим строением.

По грамматической структуре их можно разделить на два основных разряда. Первый разряд составляют фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения, то есть такие, в которых можно выделить подлежащее и сказуемое, например: бабушка надвое сказала, след простыл, как корова языком слизала. Второй разряд – это фразеологизмы со структурой словосочетания: сесть в калошу, авгиевы конюшни, властитель дум. Фразеологизмов – предложений в русском языке меньше.

Слайд 5 Типы фразеологизмов - словосочетаний
Фразеологизмы – словосочетания различаются

по тому, слова каких частей речи они в себя включают и по тому, какое слово в них является главным. По главному слову различаются два типа фразеологизмов: именные и глагольные.


Слайд 6Именные фразеологизмы-словосочетания

В именных фразеологизмах главным словом

чаще всего бывает имя существительное: например: белые мухи, эзопов язык, гвоздь программы, злоба дня. Встречаются и такие фразеологизмы - словосочетания, в которых в роли главного слова выступает имя прилагательное. Например: лёгкий на подъём, тугой на ухо.


Слайд 7Глагольные

фразеологизмы - словосочетания

В глагольных фразеологизмах – словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а зависимое слово может быть выражено именем существительным или наречием, например: ходить козырем, заваривать кашу, видеть насквозь. К фразеологизмам – словосочетаниям примыкают и такие, в составе которых слова, связанные сочинительной связью: ни рыба ни мясо, ни дна ни покрышки, без сучка без задоринки.


Слайд 8Синтаксическая роль фразеологизмов.

В предложении фразеологизмы могут выступать в роли любого члена предложения. Однако чаще всего они бывают обстоятельствами или сказуемыми.


Слайд 9Роль обстоятельства


А будешь разговаривать – так вспрысну (как?), что до новых веников не забудешь! (М. Е. Салтыков - Щедрин).


Слайд 10Роль сказуемого
А вот что потом, после

своей ошибки человек делает – это другой вопрос! Твой отец (что делал?) Лазаря никому не пел (то есть не жаловался). (К. Симонов)


Слайд 11Роль определения
Реже используются фразеологизмы в качестве других

членов предложения, в частности, определения: На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, (какой?) видавший виды (то есть сильно поношенный, долго бывший в употреблении) «виллис», оставленный там ещё зимою. (М. Шолохов)


Слайд 12Роль дополнения
Мы увидели на клумбе (что?) анютины глазки.


Слайд 13Роль подлежащего
Лучевая болезнь (что?) очень опасна.

В качестве дополнений и подлежащих употребляются в основном фразеологизмы-термины, например, названия цветов, трав (пастушья сумка, ивановы кудри), медицинские названия (берцовая кость, слепая кишка).


Слайд 14И … напоследок
Данная работа – своего рода

ступенька к изучению сложной темы. Наш совет – не пугайтесь трудностей, идите дальше, грызите гранит науки, овладевайте навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи. Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика