Слайд 1
«Результаты, эффекты и перспективы дальнейшего развития СОКО МО»
Научно-практическая конференция 
«Состояние и
                                                            
                                    перспективы развития региональной системы оценки качества образования Московской области»
16 декабря 2010 г.
г. Фрязино 
Солдатов В.Ф., начальник ЦКО АСОУ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Уже в 2010 году мы, во-первых, разработаем и введём новые требования
                                                            
                                    к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.
Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.
Президентское послание
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Наша новая школа
 нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе
                                                            
                                    - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы
 механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций 
 Россия будет участвовать в международных сравнительных исследованиях, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах 
мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей
отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы
Задача: Разработать новую модель
                                                            
                                    общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающую федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Подходы к определению качества образования
интегральная характеристика системы образования отражающая степень соответствия
                                                            
                                    ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
степень социализации и успешности учащихся
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Показатели качества образования
Социализация – показатель качества образования, демонстрирующий возможность обучающихся встраиваться
                                                            
                                    в социальные проекты и практики, их самочувствие и поведение в этих условиях
Успешность – показатель качества образования, с помощью которого определяется возможности обучающихся использовать полученные образовательные результаты для решения своих социально-значимых практических задач
Эффективность образования – показатель качества образования, который фиксирует оптимальные затраты времени и ресурсов для достижения запланированных образовательных результатов
Доступность образования – показатель качества образования, который фиксирует возможность обучающихся получать образование в различных формах (очное, заочное, очно-заочное, домашнее, семейное, экстернат)
Функциональная грамотность – показатель качества образования, который фиксирует предметный и функциональные уровни освоения культурных предметных способов действий и средств
Индивидуальный прогресс ребенка – динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Результаты образования и 
качество образования
Результаты образования – совокупность:
предметных (академических) результатов (знания,
                                                            
                                    умения и навыки по отдельным учебным предметам);
ключевых компетентностей (решение проблем, информационная, учебная, коммуникативная) или набор универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и личностных);
приобретенного социального опыта или результатов личностного развития.
Вывод:
	Образовательные результаты и качество образования разные понятия, поэтому и оцениваться эти понятия должны разными субъектами и по-разному.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Система оценки результатов и качества образования
совокупность всех оценочных систем и процедур,
                                                            
                                    позволяющих определять результаты образования и установить уровень качества российского образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Что сделано
Создана нормативная база СОКО МО 
Разработан и утвержден комплекс показателей
                                                            
                                    СОКО МО и методика их расчета
ЕГЭ – штатный режим
Новая форма аттестации выпускников основной школы – штатный режим 
Кластерная модель оценки состояния муниципальных и школьных образовательных систем – штатный режим
Новый порядок проведения аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования – штатный режим
Распределение стимулирующей части ФОТ на основе критериев и показателей качества и результативности – штатный режим
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Каковы эффекты
Возможность получения объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг всеми
                                                            
                                    заинтересованными лицами
Возможность получения объективной информации о состоянии школьных и муниципальных образовательных систем для разработки соответствующих программ развития
Расширение возможностей получения качественных услуг в сфере образования
Связь качества образования со стимулирующей частью оплаты труда учителя
Выявление дефицитов профессиональной деятельности учителей и руководителей, формирование самими учителями и руководителями запросов на повышение их квалификации
Активизация органов государственно-общественного управления, родительской общественности в принятии решений, связанных с оценкой качества образования 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 16Направления развития
 Институциональное закрепление образовательных результатов, определяющих новое качество образования в
                                                            
                                    педагогической практике 
 Формирование банков апробированных оценочных средств и методик для оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам образования стандартами нового поколения 
 Формирование системы свободного доступа к банкам средств оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся и консультационного сопровождения по части их применения в учебном процессе
 Создание прозрачной, открытой системы информирования гражданского общества, органов управления, граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Направления развития
 Повышение квалификации и аналитического потенциала работников системы образования и
                                                            
                                    специалистов, занимающихся вопросами оценки качества образования.
 Повышение уровня кадровой обеспеченности Системы оценки качества образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях 
 Обеспечение специалистов Системы оценки качества образования методическими материалами для анализа результатов оценки качества образования
Обеспечение методического единства и сопоставимости результатов оценки качества на всех уровнях системы образования 
 Повышение роли общественности в развитии системы образования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
 
Новое качество образования 
Основные проблемы:
как превратить набор ключевых компетентностей в перечень
                                                            
                                    образовательных результатов, демонстрирующих степень овладения компетентностями 
какими средствами формировать ключевые компетентности 
каковы технологии оценивания степени сформированности ключевых компетентностей 
как описать социальный опыт в жанре результатов 
каковы формы и способы освоения социального опыта 
какова система оценки (фиксации) социального опыта
Соответственно, нужны новые стандарт, программы, формы аттестации достижений учащихся, другие компетентности учителей и руководителей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19«Наша новая школа» – 
«Наш новый учитель»!!! 
«Наш новый директор»!!!
Эти проблемы
                                                            
                                    необходимо решить в рамках инициативы «Наша новая школа».
Главные субъекты – новый учитель и новый руководитель. 
Дожидаться, когда ВУЗы подготовят нового учителя и руководителя для новой школы с новым качеством образования, значит обречь систему образования на воспроизводство старого качества. 
Вывод – необходимо использовать все возможные инструменты, предпринять все усилия по перестройке сознания действующих учителей и руководителей в понимании нового качества образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Министерство образования Московской области
Академия социального управления
Спасибо за внимание
soldatov_vf@mail.ru
Солдатов В.Ф., 
начальник Центра
                                                            
                                    качества образования АСОУ