Слайд 1
ПРОЕКТ
"Формирование экологического мировоззрения
у детей дошкольного возраста через моделирование"
г. Новочебоксарск,
2008г.
МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей
с туберкулезной интоксикацией № 28 «Ёлочка»
Слайд 2 социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической
культуры как базисным основанием личности;
отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
недостаточно широкое применение инновационных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, в частности, моделирования причинно-следственных связей (исключение одного звена в экологической цепи и прогнозирование дальнейших последствий).
Актуальность предлагаемого проекта определяется рядом факторов, среди которых:
Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Слайд 3Цели и задачи проекта
Цель проекта – осуществление непрерывного педагогического процесса по
формированию экологического мировоззрения детей дошкольного возраста через моделирование на единых подходах и принципах.
Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе через моделирование причинно-следственных связей с исключением одного из звеньев экологической цепи в окружающем мире и прогнозированием дальнейших событий;
Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Повышение экологического сознания родителей;
Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Задачи проекта:
Слайд 4ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - аналитический (май – август 2008г)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (сентябрь 2008г.)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического мировоззрения через моделирование причинно-следственных связей (исключение одного звена в экологической цепи и прогнозирование дальнейших последствий).
3 этап – практическая деятельность (2008 – 2009 учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений дошкольников, а также начала, основы экологического мировоззрения через моделирование причинно-следственных связей
4 этап – итоговый, диагностический (май 2009г.)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Слайд 6Модель предметно-развивающей среды
по экологическому образованию в группе
ГРУППА
Развивающие и дидактические
игры
Модель солнечной системы
Огород на окне
Модели экологических цепочек
Модель «Природа Земли»
Комнатные растения
Календарь природы
Модели климатических зон
Модель круговорота воды в природе
Модель особенности ухода за растениями
Глобус
Карты
Календарь настольный
Лаборатория природы
Слайд 7ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
моделирование экологических цепочек с исключением одного из
звеньев цепи, выявлением причинно-следственных связей и дальнейшим прогнозированием последствий;
экологические, поисково-познавательные занятия с использованием моделей;
наблюдения, экологические экскурсии;
конкуры, викторины, экологический КВН;
природоохранные акции;
продуктивная деятельность;
экологическая лаборатория;
экологические выставки и экспозиции;
День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”
Эколого-познавательные праздники, развлечения.
экологические сказки;
познавательное чтение;
“Уроки доброты”
Слайд 8Алгоритм подготовки педагога к экологическому образованию
Экологическая цель
Отбор экологического содержания в
соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами
Интеграция экологического образования
Совместная деятельность педагога и детей
Специально организованная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Диагностика изменений в развитии ребенка
Слайд 9РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Уголок экологии и экологическая лаборатория экспериментирования в группе.
Модели «Солнечная
система», «Карта звездного неба северного полушария», «Природа на планете Земля»
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.)
Библиотека юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Картотека опытов и экспериментов.
Сотрудничество с социальными “институтами детства”:
“Новочебоксарская художественная галлерея”
ПКиО “Ельниковская роща”
ЦТДиЮ, кружок “Юный эколог”
Слайд 10ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
Сформированность глубоких знаний о том, что исключение из природной
цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям, катаклизмам.
Сформированность созидательных начал в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность.
Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности
Для педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма.
Внедрение современных форм и методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня экологического сознания.
Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы
Слайд 11ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:
Анкетирования
(«Давайте познакомимся», «Семья и природа», «Взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания дошкольников», «Общаемся с природой по правилам» и др.);
Тестирования с детьми («Животные», «Растения», «Неживая природа», «Времена года», «Человек») и с взрослыми («Отношение к миру природы», «Экология и жилище»);
блиц опросы («Кто где живет?», «Что где растет?», «Кто лишний?», «Чей это дом?», и т.п.);
интервьюирование родителей «Проблемы экологии: как вы к ним относитесь?»;
мониторинг (сбор, анализ информации, материалов для сравнения, состояние работы с родителями)
беседы «Наш дом природа», «Земля наш общий дом», «Волшебница вода» и т.д.
наблюдений.
В результате реализации проекта на территории детского сада появится экологическая тропа, метеоплощадка, огород лекарственных трав. В детском саду будет создана модель климатических зон, уголок релаксации, фитобар, метеопрогноз, жалобная книга природы Чувашии. У детей сформируются глубоких знаний о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям, катаклизмам
Результаты работы оцениваются заведующим МДОУ «Детский сад № 28 «Ёлочка» Ермаковой Надеждой Геннадьевной, старшим воспитателем Дмитриевой Ольгой Гавриловной, педагогами детского сада и родителями детей, посещающих данную группу.
Слайд 12 ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Работа по осуществлению
данного проекта способствует формированию экологического мировоззрения ребенка, что является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека. В дальнейшем эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивное накопление личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приведет к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры, основ нравственно-экологической позиции личности.
Традиционно экологическая культура будет рассматриваться как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание, образование.
Слайд 13ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Апробация и внедрение этого проекта
требует определенных организационно – методических усилий и особых подходов к руководству коллективом. Следует выделить несколько направлений в ходе дальнейшей реализации проекта:
создание необходимых условий для жизни и воспитания детей;
создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми;
освоение педагогами методов экологического воспитания и инновационных технологий в работе с детьми разного возраста;
разработка новых форм взаимодействия с родителями и их экологическое просвещение;
установление связей с различными организациями соответствующего профиля
оснащение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, литературой и др.
Организация эколого-оздоровительной работы является дальнейшим направлением нашей экспериментальной деятельности. Перед нами стоит задача изучить построение комплекса эколого-оздоровительных мероприятий, ориентированных на индивидуальные физические возможности каждого ребенка. В теоретическом плане этот вопрос недостаточно изучен, но условия для реализации данного направления постепенно создаются.