Слайд 1Н. А. АФАНАСЬЕВА, Т. И. ПОПОВА
ПАЛИТРА СТИЛЕЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ
РУССКОГО
                                                            
                                    ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
Санкт-Петербург, 
издательство «ЗЛАТОУСТ»
2007
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Методическая концепция учебного пособия по практической стилистике русского языка для иностранцев
Т.И.Попова,
                                                            
                                    
Н.А.Афанасьева 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Методическая концепция
Концепция развития критического мышления. Развитие умений:
ориентироваться в ситуации речевого общения,
оценивать
                                                            
                                    индивидуальные особенности речевого поведения собеседника,
сознательно выбирать речевые средства, соответствующие социальным ролям и статусу участников общения,
прогнозировать результат общения в зависимости от выбора стратегии и тактики речевого поведения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Способы развития критического мышления (наблюдение, анализ, синтез)
Сравнение ситуаций, определение социальных ролей,
                                                            
                                    прогнозирование речевого поведения. Анализ фотографии, рисунка.
Сравнение речевого поведения. Обобщение в виде сравнительной диаграммы.
Замена речевых формул в диалоге и наблюдение за изменением характера общения.
Порождение текстов с определенной коммуникативной установкой по определенной модели (речевой жанр)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Структура урока
Урок строится из блоков:
Теоретическая врезка – для преподавателя (система координат).
Индуктивный
                                                            
                                    способ подачи материала. Блоки, организованные вокруг текста или ситуации общения (наблюдение, анализ). Цель – уметь вычленять и осознавать какое-либо стилистическое явление, понимать его функцию. 
Дедуктивный способ подачи материала. Блоки, построенные от обобщения к конкретизации. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Форма контроля
Тесты:
на множественный выбор
на соответствие
со свободно конструируемым ответом. 
Определите тип диалога.
Жена:
                                                            
                                    - Господи! Что же за холод собачий! Это все лето что ль такое будет? Жуть какая // Еще воду как назло отключили//
    Муж:- (сочувственно молчит)
2.  (коту, который сидит на стуле)- Рыжик / ты чё мое место занял? Злодей! Уселся на стул/ и все// Вот садись вот туда вот// 
3. - Ты в милиции была?- Да // Завтра паспорт будет готов//
         А. информативный
         Б. регулятивный
         В. фатический
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Теоретическая база учебного пособия
Выбор парадигмы.
 Функционально-стилистическая парадигма (учение о функциональных стилях
                                                            
                                    М.Н.Кожиной) – учебники для иностранных студентов-филологов 70-80-х гг. ХХ в.
Стилистика текста (учение о связности и цельности текста И.Р.Гальперина) – учебные пособия по реферированию научного текста 80-х гг. ХХ в.
Речеповеденческая парадигма, учение о жанрах речи (работы Т.В.Шмелевой, саратовская школа жанроведения) – учебные пособия по культуре речи начала ХХI в.
 Социально-психолингвистическая парадигма. Типология языковых личностей. Типология речевых культур.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8СМЕНА ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (СФЕРА ОБЩЕНИЯ)
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА 
ЖАНР
                                                            
                                    РЕЧИ
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ