Слайд 1Рабочая программа
педагога – психолога
ДОУ
Комарова И.И. - МБДОУ №76
Слайд 2Рабочая программа
педагога-психолога
Является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, направленная на реализацию
образовательных программ в полном объеме
Не требуют внешней лицензии
Слайд 3Рабочая программа
педагога-психолога
Разрабатывается на основе общеобразовательной программы
ДОУ в соответствии с направлениями психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Слайд 4Рабочая программа
педагога-психолога
Нормативно-управленческий документ, отражающий:
Региональный компонент
Приоритетное направление ДОУ
Слайд 5Рабочие программы разрабатываются
в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
(утвержденными приказом Минобнауки России
от 23.11.2009 № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 Министерства юстиции РФ);
С инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.12.2001 года № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
Слайд 6Цели и задачи рабочей программы
Цель – соответствует цели основной образовательной программы ДОУ и направлена на планирование и организацию психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса
Слайд 7Рабочая программа
Регламентирует деятельность педагога- психолога
Конкретизирует цели и задачи психолого-педагогического сопровождения
Определяет объем
и содержание деятельности
Оптимально распределяет время по направлениям
Способствует совершенствованию
НОД
Активизирует познавательную деятельность воспитанников, и их способностей
Слайд 8Структура рабочей программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Перечень направлений психолого-педагогической деятельности
Перспективный план работы
Система мониторинга
детского развития
Сроки и этапы реализации программы
Прогнозируемые результаты
Сфера ответственности
Список литературы
Слайд 9 Титульный лист
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
« Детский сад № »
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Принята на Утверждаю Совете педагогов Заведующая МБДОУ №
МБДОУ № ___________ Ф.И.О.
Протокол №___ Приказ № ___ от«__»______20__г.
«___»________20__ г.
Рабочая программа
по психологическому сопровождению образовательной программы
________________
(срок реализации программы)
__________________
(Ф.И.О. педагога -психолога, составившего рабочую программу)
Слайд 10Пояснительная записка
Нормативно –правовые документы
1.ФЗ РФ «Об образовании» от 22.08.2004г. №
122-ФЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
4. Приказ Министерства образования РФ от 23.11.2009г. №655
«Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»
5. Методическое письмо Министерства образования РФ от
02.06.1998г.№ 89/34-16 «О реализации права дошкольных
образовательных учреждений на выбор программ и
педагогических технологий».
Слайд 11Пояснительная записка
Нормативно –правовые документы
6. Положение о службе практической психологии в
системе Министерства
образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
7. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г.
№ 89/34-16
8. Инструктивно - методическое письмо Министерства образования РФ
от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей,
планирование учебной нагрузки в течение недели
Письмо Министерства образования России от 22.01.98 №20-58-07
ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений
образования»
Письмо Министерства общего и профессионального образования
РФ от 7 апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования»
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000
№ 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения»
Слайд 12 Структура и содержание
пояснительной записки
Характеристика возрастных
особенностей воспитанников всех возрастных групп
( особенности возраста, новообразования)
Режим работы учреждения
Объем нагрузки и режим работы
педагога-психолога ( циклограмма)
Слайд 13 Объем нагрузки педагога
–психолога дошкольного учреждения
(Хронометраж рабочего времени педагога - психолога в дошкольном учреждении)
Примерная циклограмма рабочего времени педагога – психолога
Понедельник 9.00 – 9.30 - подготовка к занятиям
9.30 – 10.00 – индивидуальная работа с детьми
10.00 – 12.00 – индивидуальная работа с родителями
12.00 - 14.00 – работа с педагогами
14.00 – 15.00 – анализ и обобщение полученных результатов
15.00 – 16.00 – коррекционно –развивающие занятия
Вторник 9.00 – 9.30 - подготовка к занятиям
9.30 – 11.00 – индивидуальная коррекционная работа с детьми
11.00 – 12.00 – наблюдение, диагностика
12.00 – 14.00 – работа с педагогами
14.00 - 15.00 – обработка полученных результатов
15.00 – 16.00 - коррекционно – развивающие занятия
16.00 – 17.00 - индивидуальная работа с родителями
Среда 11.00 – 12.00 - наблюдение, диагностика,
индивидуальная работа с детьми
12.00 - 13.00 - работа с педагогами
13.00 – 15.00 - работа с документами
15.00 – 16.00 - коррекционно – развивающие занятия
16.00 – 18.00 - работа с родителям
Четверг - Методический день
Пятница 8.00 – 9.00 – индивидуальная работа с родителями
9.00 – 11.00 – индивидуальная работа с детьми
11.00 – 12.00 – подготовка к занятиям
12.00 – 15.00 – заполнение отчетной документации
Слайд 15Структура и содержание
пояснительной записки
Интегративные связи по образовательным областям
Интегративные связи по образовательным областям осуществляются воспитателями ДОУ, совместно с узкими специалистами и родителями воспитанников, в рамках непосредственно образовательной деятельности в ходе режимных моментах, самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с семьями ( Приложение №3, Приложение №4).
Приложение №4
Направления и содержание психолого – педагогической деятельности
по образовательным областям ( примерное)
Слайд 18Структура и содержание
пояснительной записки
Цели деятельности педагога – психолога
Задачи деятельности педагога – психолога
Принципы психологического
сопровождения
образовательного процесса
в ДОУ
Слайд 19Пояснительная записка
Нормативно - правовые документы
3-4
Возрастные особенности детей 2-7 лет 4-8
Режим пребывания детей в ДОУ 8
Объем нагрузки и режим работы педагога –психолога 8
Интегративные связи по образовательным областям 8
Цели деятельности педагога – психолога 9
Задачи деятельности педагога – психолога 9-10
Принципы психологического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ 10
Слайд 20Основная часть
Исходя из Положения о службе
практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога является
психологическое просвещение,
психологическая профилактика,
психологическая и психолого-педагогическая диагностика,
развивающая и коррекционная работа,
психологическое консультирование,
организационно - методическое направление.
Предлагаемое содержание деятельности
педагога-психолога ДОУ конкретизируется
в двух плоскостях – обязательных
видах деятельности и дополнительных.
Слайд 21Основная часть
Содержание психолого-педагогической деятельности по направлениям и образовательным областям определяется годовыми
задачами ДОУ на текущий учебный год и отражается в перспективном плане педагога-психолога на учебный год, который утверждается заведующим ДОУ и согласовывается с директором МБОУ «ПМСС «Позитив» (Приложение №7).
Слайд 24Система мониторинга детского развития
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением в соответствии с
Положением о мониторинге ДОУ
Слайд 27І этап психологического мониторинга
Цели: получение первичной информации о развитии ребенка; определение
его достижений и проблемных сфер, мешающих личностному развитию, а также индивидуальных проявлений,
требующих педагогической
поддержки и помощи
педагога –психолога.
Слайд 28ІІ этап психологического мониторинга
На втором этапе психологического мониторинга проводится углубленная диагностика
психического развития детей, имеющих по итогам первичной диагностики отклонения от возрастной нормы ( они составляют
группу детей, которые нуждаются
в психологическом сопровождении).
Слайд 29ІІІ этап психологического мониторинга
В период между первичной и итоговой диагностикой
осуществляется промежуточная диагностика – это третий этап психологического мониторинга. Она проводится с детьми, показавшими по итогам предыдущих этапов мониторинга снижение уровня развития по сравнению с возрастной нормой, в отношении которых реализовалась психолого –педагогическая коррекция.
Слайд 30ІІІ этап психологического мониторинга
Цель проведения промежуточной диагностики – оценка правильности выбранного
в отношении ребенка индивидуально- ориентированной программы, выявление динамики его развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, педагог –психолог, специалисты ДОУ при необходимости могут внести коррективы в выбранный маршрут сопровождения.
Слайд 32Заключительный этап психологического мониторинга
Включает оценку развития интегративных качеств дошкольника на конкретном
возрастном этапе, а также определение перспективы развития педагогического процесса относительно данного ребенка с учетом новых задач его развития.
Слайд 33Сроки этапы реализации программы
Срок реализации данной программы один учебный год. Этапы
реализации программы соответствуют перспективному плану педагога – психолога
Слайд 34Ожидаемые результаты реализации программы
Диагностическое направления:
Осуществление диагностический процедур
Составление заключений
и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ
Определение детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогической сопровождении.
Слайд 35Ожидаемые результаты реализации программы
Коррекционно-развивающее направление:
Результатом работы с детьми можно
считать:
снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и т.д.
снижение риска дезадаптации
коррекция нарушений поведения, коммуникативной сферы.
развитие индивидуальных способностей
и творческого потенциала детей.
стабилизация психоэмоционального состояния
повышение уровня познавательных
процессов
обеспечение готовности детей к школьному
обучению.
Слайд 36Ожидаемые результаты реализации программы
Консультативное направление
Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов
ДОУ и родителей.
Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности.
Повышение психологической
компетентности педагогов.
Информирование смежных специалистов
и родителей о возрастных
особенностях детей.
Слайд 37Ожидаемые результаты реализации программы
Профилактическое и просветительское направление
Повышение психологической компетентности всех участников
образовательного процесса
Профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Профилактика жестокого обращения с детьми.
Нормализация психологического
климата ДОУ.
Слайд 38Ожидаемые результаты реализации программы
Организационно -методическое направление
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Слайд 39Сфера ответственности
Психолого – педагогическое сопровождение
воспитательно –образовательного процесса осуществляется при взаимодействии с администрацией и специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ по следующим направлениям:
Руководителем ДОУ
Со старшим воспитателем
С воспитателем
С музыкальным руководителем
С инструктором по физической культуре
С учителем-логопедом
Основные направления деятельности педагога – психолога 11-21
Психологическое просвещение 11-12
Психологическая профилактика 12-13
Психологическая диагностика 13-14
Коррекционная и развивающая деятельность 14-19
Психологическое консультирование 19-20
Организационно -методическое направление 20 - 21
Система мониторинга детского развития 21-22
Сроки и этапы реализации программы 22
Прогнозируемые результаты 23-24
Сфера ответственности 24-27
Список литературы 28-29