Слайд 1Мастер-класс
учителя русского языка и литературы
Кравченко Елены Геннадьевны
"Как слово наше отзовется..."
(Практикум по академическому красноречию)
Слайд 2
С самых давних
времён не ослабевает интерес к проблеме развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Ей посвящали свои труды ученые, писатели, передовые учителя, авторы учебников, актеры и музыканты.
Несомненно, велика роль книг о языке для взрослых и детей. Пафос этих книг в рассказе о живом как жизнь языке, о переменах в нем, в защите хорошей, грамотной, выразительной речи от канцелярской, жаргонной, необычно бедной, скудной речи, полной «сорняков».
К сожалению, всё чаще и чаще звучат в обычных разговорах и даже в интервью случайные, но навязчивые и чуждые нашему языку формы.
Начало урока. Разминка.
Прием «Слово учителя»
Слайд 3 В настоящее время, в пору демократизации общества, особенно
важны точность словоупотребления, культура речи, умение грамотно и чётко формулировать мысль. Язык – это духовный двойник человека, его второе «Я», и большая ценность человека…
Поэтому мы должны с вами учиться умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля, учителя и просто социально активную личность.
Это умение и есть красноречие, ораторское искусство. Это и является темой нашего урока.
Слайд 4Прием «Осмысление эпиграфов»
Школа обязана давать государству прежде
всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова.
В.П. Острогорский
В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.
А.П. Чехов
Слайд 5 Красноречие есть дар потрясать души,
переливать в них свои страсти и сообщать
им образ понятий.
М.М. Сперанский
Сила мысли – творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволюция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле… Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить.
Н.К. Рерих
Слайд 6 Конечная цель красноречия – убеждать людей.
Ф. Честерфилд.
Речь, или Слово … есть сочинение, написанное по правилам риторики, назначенное для изустного произнесения и имеющее целью убедить слушателей в какой-либо истине, действуя на ум, воображение, чувство и волю их всеми средствами красноречия.
Н.И. Греч
Слайд 7Контрольно-
подготовительный этап урока:
1)Метод «ролевой дискуссии».
Тема для обсуждения
«Умеют ли говорить наши
школьники?»
Слайд 8Инициатор - захватывает инициативу с самого начала и отстаивает свою точку
зрения с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.
Соглашатель - выражает своё согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему
Оригинал - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения
Организатор - стремится к тому, чтобы выступили все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы.
Молчун – всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять какой точки зрения он придерживается.
Деструктор – дело не в том, что он говорит, а в том, что он всё время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шёпотом просит соседа подвинуться).
Слайд 10 2)Прием «согласен – не согласен»:
Учитель строит диалог с участниками. Важно
каждому выбрать позицию и обосновать её:
1.Согласен,
2.Совершенно согласен,
3. Не могу определиться;
4. Не согласен;
5. Совершенно не согласен.
Слайд 11Вывод:
Выступление – это разновидность ораторской прозы и задача выступающего -
отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте.
«Слово, - говорил А.Толстой, - выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей »
Слайд 12Приём «Опрос-кроссворд» по терминам изучаемой темы:
Слайд 13Приём «Опрос-кроссворд» по терминам изучаемой темы:
Слайд 14Приём «повтор с расширением»
Исторический экскурс. Работа с энциклопедией «Кирилла и
Мефодия» (работа в группах)
Слайд 151 группа:
Школа софистов. Коракс. Цицерон.
Вопросы:
- Какую задачу в обучении красноречию
ставили перед собой софисты?
- В чём состояло содержание риторики софистов?
- Кому принадлежит первый трактат по риторике?
- Какое определение красноречию даёт Коракс?
- На какие части делит Коракс ораторскую речь?
- Какова, по мнению Коракса, главная цель оратора? (Запишите её).
- Какое средство в обучении красноречию Коракс считал главным? ( Запомните его.)
Слайд 16 Своё начало европейская риторика берет в Греции, в школах софистов,
главной задачей которых было только практическое обучение красноречию, поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.
Первый трактат по риторике принадлежит Кораксу, политическому оратору и адвокату. У него мы находим такое определение: «Красноречие есть работница убеждения». Он первый даёт попытку установить деление ораторской речи на части: вступление, продолжение, изложение, доказательство или борьба, падение, заключение. Он же выразил предположение о главной цели оратора: не раскрытие истины, но убедительность при помощи всяких приёмов. Главным средством обучения красноречию Коракс считал заучивание образцовых речей, отрывков из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения.
Слайд 172 группа:
Горгий Леонтийский. Квинтилиан.
- Чем был интересен, по словам
Платона, ученик Коракса Горгий Леонтийский?
- От чего, по мнению Горгия, зависит речь оратора?
- В чем Горгий пошел дальше своего учителя?
Слайд 18Из школы Коракса вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который,
по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым…». Горгию принадлежит любопытный трактат « о приличном случаю», где говорилось, что речь оратора зависит от предмета и субъективных свойств оратора и аудитории. Горгий содействовал созданию правил о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизме фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы.
Слайд 19 3 группа:
Аристотель. Ломоносов М.В.
- Какова заслуга трудов предшественников Аристотеля,
научно обосновавшего риторику?
- Как Аристотель расширил область риторики?
- На какие части Аристотель разделил свою «Риторику»? (Запишите это.)
- Благодаря чему труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени? (Запишите это.)
Слайд 20 Аристотель
Эти школы подготовили огромный психологический материал
для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчили задачу Аристотелю, который дал научное обоснование правилам ораторского искусства в своей знаменитой «Риторике». Аристотель расширил область риторики. Она, по мнению Аристотеля, обнимает все сферы человеческой жизни. Риторика «находит применение и при подавании советов, и при всякого рода разъяснениях и убеждениях», Т.е. цель Аристотеля – дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководствоваться оратор и вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо.
Слайд 21
Сообразно с этим, Аристотель разделил риторику на три части:
анализ тех принципов,
на основании которых оратор (т.е. всякий говорящий о чем-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь;
изложение тех личных свойств и особенностей оратора, с помощью которых он может внушать доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своих целей, т.е. уговорить или отговорить их;
техническая сторона риторики: способы выражения, построение речи.
Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу взаимодействия оратора и среды (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков), благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской риторики.
Слайд 22Знакомство с мастерами ораторского искусства.
*Расскажите о мастере ораторского искусства - Цицероне.
*Расскажите
о мастере ораторского искусства – Квинтилиане.
*Расскажите о мастере ораторского искусства – М.В.Ломоносове.
Цицерон
Цицерон Марк Тулий (106 -43 до н.э.) – римский политический деятель, член сената, оратор, теоретик красноречия, философ, поэт, писатель, переводчик. Убит Антонием за попытку убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря. Получил признание своих заслуг в виде почетного звания Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоено не за военные заслуги).
На протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, снискав себе репутацию величайшего оратора своего времени.
Из сочинений сохранилось 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по теории и истории красноречия, политике, философии и более 800 писем.
По истории и теории красноречия до нас дошли труды: «Об ораторе», «Оратор», «Брут», «О наилучшем виде ораторов».
Красноречие для Цицерона было формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима. С помощью красноречия он хотел донести свои политические и нравственные взгляды до людей, правильно их объяснить, доказать и убедить силой слова.
Слайд 24 Квинтилиан
Квинтилиан
Марк Фабий (около 35 – 96 до н.э.), римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» - самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности.
Родился в Испании, в небогатой и незнатной семье. Отец и дед были риторами. Образование получил в Риме, благодаря упорному труду добился того, что провинциальное происхождение никак не сказалось на его речи. Славу снискал теоретической и преподавательской деятельностью. Считается первым учителем – профессионалом, основавшим государственную школу.
Слайд 25Император выделил ему средства из казны на пенсию. 20 лет Квинтилиан
обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи – отпрысков самых знатных и богатых римских семей, среди его учеников был Ювенал. Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора. Благодарный императору, Квинтилиан искренне восхвалял его, жестокого и коварного тирана, с которым он был очень дружен, и, по-видимому, разделял его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима). Предполагают, что Квинтилиан вырос даже из ритора в консулы – случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлет на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в полном одиночестве; последние годы жизни были омрачены усилившимся террором, ссылкой родителей его воспитанников – бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.
Труд зрелых лет Квинтилиана и венец его преподавательской деятельности – «Наставления оратору» в XII книгах – представляют собой систематическое изложение теории риторики. Завершающей является книга, посвященная анализу нравственных качеств, необходимых оратору. Задуманная автором как центральная в его труде, она была ответом на наболевшую проблему его эпохи – аморальность судебных ораторов, за плату защищавших явных преступников и обвинявших невиновных.
Слайд 26М.В. Ломоносов
Первым серьезным русским трудом является «Риторика» Ломоносова, составленная на основании
работ классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке – примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своем «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трех стилей. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»; он считал, что именно язык помог собраться людям в сообщества, ратовал за глубокую, содержательную, простую и ясную речь.
Слайд 27Вывод:
Исторический экскурс показывает нам, что риторика – это наука,
необходимая в жизни каждого цивилизованного человека. Риторика – это наука, которой необходимо учиться, чтобы преуспевать в жизни. Часто задают вопрос: «А можно ли научиться правильно и красиво говорить?» Мы теперь знаем, что можно. Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Так в путь!
Слайд 28Создание ситуации «вызова»:
Прием «Цель и цели»:
Учитель сообщает основную цель
урока и предлагает каждому сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути проблемы, понять главное определение, составить опорный конспект и пр.)
Слайд 29
Этап сотворчества Практикум:
Особенности ораторского искусства
* Составьте коллективный опорный сигнал -
кластер по теме и выполните практические задания:
Слайд 30Необычное начало выступления -
это отличный способ возбуждения интереса слушателей,
но нужно уметь удерживать внимание и в течение выступления.
Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.)
Предлагаю вам 13 способов привлечения внимания.
Слайд 31 Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему необходимо знание
норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Речевые ошибки допускаются из-за нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или формы слова и ошибочного построения синтаксической конструкции
Слайд 32Практическое задание №1:
Поставьте ударение в следующих словах:
Агент, агрономия, алфавит,
афера, августовский, балованный, баловать, безудержный, без умолку, бензопровод, блокированный, буржуазия, бытие, валовой, вероисповедание, втридорога, втридешева, газированный, газопровод, гастрономия, гордиев узел, гравированный, двоюродный, еретик, житие, завидно, задолго, позвонить-позвонишь, знамение, зубчатый, изобретение, издавна, исподволь, клеить – клею – клеишь, мастерски, мизерный, нефтепровод, одолжить, свекла.
Слайд 33Практическое задание №1:
Поставьте ударение в следующих словах:
Аге*нт, агроно*мия, алфави*т,
афе*ра, а*вгустовский, бало*ванный, балова*ть, безу*держный, без у*молку, бензопрово*д, блоки*рованный, буржуази*я, бытие*, валово*й, вероиспове*дание, втри*дорога, втри*дешева, газиро*ванный, газопрово*д, гастроно*мия, го*рдиев узел, гравиро*ванный, двою*родный, ерети*к, житие*, зави*дно, задо*лго, позвони*ть-позвони*шь, зна*мение, зубча*тый, изобрете*ние, и*здавна, и*сподволь, кле*ить – кле*ю – кле*ишь, мастерски*, мизе*рный, нефтепрово*д, одолжи*ть, све*кла.
Слайд 34Практическое задание №2:
Исправьте предложения:
Посколько нигде не разъясняют о сроках сбора
орехов, их чаще всего собирают преждевременно.
Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом.
Он не оплатил за проезд в автобусе.
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
По ком будем решать вопрос?
Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова
Слайд 35 Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Оратор достигает большого
эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т.е. избегая монотонности. Он должен обладать хорошей дикцией. Необходимы паузы для смысловых акцентов и облегчения дыхания.
Голосом нужно уметь выражать те
чувства, переживания, которые
соответствуют речи.
Слайд 36 Практическое задание №3
Данные слова произнесите шепотом, но ясно и точно,
так, чтобы рядом сидящие его хорошо слышали:
Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, взгромоздившийся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, брошюра, фельдшер.
Слайд 37Практическое задание №4
Ежедневно читайте по 10-12 скороговорок, четко проговаривая согласные и
открывая рот на гласных звуках:
Добыл бобов бобыль.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
От топота копыт пыль по полю летит.
Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.
Либретто Риголетто.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Осип охрип, Архип осип.
Яшма в замше замшела.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Слайд 38Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с
учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал, логически правильно построить выступление. Содержанием речи служат обычно три вопроса:
что сказать?
где сказать? и как сказать?
Слайд 39Практическое задание №5:
Охарактеризуйте приведенное ниже выступление (учитывая, что оно было произнесено
профессором литературы в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны). Укажите цель вступления, адресата, место, особенности языка.
Эйхенбаум попросил, чтобы ему дали микрофон. Он хотел говорить с немцами. Он сказал:
«Я старый профессор, сын мой Дмитрий на фронте, зять умер, живу с женой, дочкой и внучкой в одной комнате. Пишу книгу о Толстом. Вы его знаете – он автор «Войны и мира». Я знаю, что вы боитесь Толстого, что вы читали эту книгу о победе после поражения.
Я пришел сюда от своего стола с замерзшими чернилами, чтобы сказать вам, что вас презираю. Культуру можно опровергнуть только культурой. У нас тоже есть пушки – пушки не доказательство. Вы не разрушите нашу культуру, вы не войдете в наш город».
Слайд 40Практическое задание №6:
Прочитайте начало речи академика А.Д.Сахарова при присуждении ему Нобелевской
премии. Как он формулирует основную мысль своего выступления? Найдите предложения, в котором она выражена?
«Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа!
Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции».
Слайд 41Ораторская речь – монолог особого типа. Это речь одного, но выступающий
как бы беседует со слушателями, т.е. происходит своеобразный диалог. Очень важно установить контакт с аудиторией, так называемый «эффект живой реакции». Скрытый диалог позволяет достичь эффекта сопереживания: интеллектуального и эмоционального. Эмоциональность речи создает стилистически окрашенная лексика. Важно использовать средства контакта – личные местоимения 1-го и 2-го лица, глаголы в форме 1-го и 2-го лица и в повелительном наклонении, обращения, риторические вопросы.
Действуют на чувства слушателя, активизируют его мышление ассоциации. Они создаются при помощи тропов – словесной наглядности.
Слайд 42Практическое задание №7:
С какой целью Е.Н.Рерих использует в своей статье «Три
ключа» аллегорию? В какой мера эта аллегория помогает понять основную мысль автора?
«Дорогие и юные мои друзья!
Эти три великие ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнить только с мирами.
Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: Любовь, Красота и Знание».
Слайд 43Практическое задание №8:
Проверим на себе размышления об ассоциациях:
Человек может ко всему привыкнуть; он может привыкнуть жить в любом климате – самом холодном или самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а может быть и годами; он может не укрывать себя в самую жестокую стужу теплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется непосильным.
Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это – жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире, затерянным в массе людей, или отверженными людьми, или не понятым ими, когда человеку и горе своё разделить не с кем, и некому раскрыть свою наболевшую душу, с её думами, мечтами, заботами. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви. Разве всегда такая любовь сопровождает жизнь человека?
Слайд 44Считают, что хорошая речь на добрую четверть воспринимается зрительным путем. Оратор
должен хорошо выглядеть, быть безукоризненно, корректно одет. Огромную роль в воздействии на слушателей играет выражение лица оратора. Лицо выражает его мысль и эмоции, способствует установлению и поддержке контакта со слушателями.
Жесты постоянно сопровождают нашу речь, воздействуя на слушателей. Основное требование к жестам – их естественность. Слова передают информацию, жесты усиливают речь, показывают отношение оратора к высказанной мысли, выражают эмоции. Выделяют жесты эмоциональные, описательные, указательные, подражательные, оценочные, актуализирующие. Слушатели воспринимают речь как целое. Поэтому необходимо следить, чтобы высказывание, мимика, поза и жесты соотносились между собой.
Считается, что с помощью сигналов глазами и передаются самые точные и открытые сигналы коммуникации. Как правило, доверием пользуются те люди, взгляд которых встречается с глазами собеседника 60-70% времени общения.
Слайд 45Практическое задание №9:
Постарайтесь определить трактовку взгляда и сопутствующих движений – соедините
правильно вариант взгляда и трактовку:
Подъем головы и взгляд вверх
------------ понимаю, мне нечего добавить
Движение головой и насупленные брови
------ ясно, понял, что тебе нужно
Улыбка, возможно, лёгкий наклон головы
------ не понял, повтори
Ритмичное кивание головой
----- подожди минутку, подумаю
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику
---- хочу подчинить себе
Взгляд в сторону ------- страх и желание уйти
Взгляд в пол ----------- пренебрежение
Слайд 46Выступления групп с опорными сигналами – кластерами.
Заключительное слово учителя:
Слово – это самый тонкий инструмент, которым мы должны умело прикасаться к сердцам людей. Овладеть этим инструментом прикосновения к сердцу человека, постижения истины, углубления в тайны мира – и есть наша первая задача.
Слайд 47Рефлексия:
Вернёмся к вашим целям. Какие из них удалось реализовать на
сегодняшнем уроке?
Как оцениваете свою работу?
Оцените работу учителя.