Слайд 1
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
«Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Программа «Семья»
Автор: Чулкова Ольга Анатольевна,
социальный педагог
Хабаровск
2011 год
Слайд 2Актуальность
Роль семьи в жизни человека огромна. Счастлив тот ребенок, который родился
в хорошей, умной и благополучной семье. А как быть детям, лишенным родного очага, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей ответственных родителей, способных создать благополучную семью? Воспитанники детских домов с трудом создают собственные семьи, т.к. у них отсутствует образ будущей семьи, не сформировано понимание и осознание значимости семьи.
Экономические знания, необходимые для выполнения хозяйственно-бытовых функций семьи на низком уровне. Они не знают, как разумно распорядится заработной платой, где и как оплачивать коммунальные платежи и многое другое, поэтому подготовка воспитанников к семейной жизни - одно из приоритетных направлений воспитательного процесса в детском доме.
Слайд 3Необходимость создания программы
Обусловлена следующими факторами
Отсутствие государственной программы по семейному воспитанию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Низкая подготовленность воспитанников детских домов к самостоятельной семейной жизни.
Программа «Семья» направлена на формирование положительного образа будущей семьи и ответственного отношения к семейному долгу.
Слайд 4Цель программы
Сформировать у воспитанников систему знаний о семье, создать условия для
приобретения позитивного опыта выстраивания семейных отношений и навыков планирования будущей семьи.
Слайд 5Задачи программы
Формировать систему понятий и представлений о семье, семейных ценностях, семейных
отношениях;
выработать ответственное отношение для создания будущей семьи и воспитания детей;
развивать способность воспитанников выстраивать стратегию своего поведения в различных социальных ситуациях;
обучать основам семейной экономики, навыкам ведения домашнего хозяйства;
развивать компетентность воспитанников в вопросах семейного права;
воспитывать уважительное отношение к родителям, родственникам, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.
Слайд 6Условия реализации программы
наличие социально-педагогической среды, направленной на реализацию программных задач;
взаимодействие с
социумом с целью использования воспитательных возможностей для формирования базовых семейных ценностей;
использование педагогических технологий, основанных на результатах диагностики каждого воспитанника;
укрепление материально-технических ресурсов;
Слайд 7
Принципы реализации программы
Гуманность и милосердие к ребенку.
Открытость и доверительность отношений
с детьми.
Единство и последовательность требований;
Оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Слайд 12
Программа рассчитана на четыре года и состоит из двух блоков:
На изучение
каждого раздела необходимо 34 часа, одно занятие в неделю.
Построение программы
Слайд 13Особенности реализации программы
Группы воспитанников разновозрастные, т.к. состав детей ежегодно обновляется в
среднем 25-30%. Подгруппы детей комплектуются не только по возрасту, но и с учетом диагностики знаний и опыта воспитанников.
Для реализации поставленной цели организуется работа всеми специалистами детского дома: воспитателями, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, медицинские работники.
Слайд 14Блок 1
Раздел 1 «Семья и семейные отношения»
Цель: Формирование системы понятий и
представлений о семье, семейных отношениях, опыта позитивного общения в группе.
Задачи:
Сформировать понятия о семье, ее значении в жизни человека, о личностных качествах человека, необходимых для создания крепкой семьи.
Формировать опыт позитивного общения, умения моделировать отношения с родителями, другими членами семьи.
Познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Воспитывать уважение к старшим, доброжелательное отношение к младшим и сверстникам.
Слайд 15Тематика занятий
Блок 1. Раздел 1 «Семья и семейные отношения»
Слайд 16Блок 1
Раздел 2 «Семейная экономика»
Цель: Подготовить воспитанников к ведению домашней
экономики.
Задачи:
Познакомить воспитанников с базовыми понятиями: экономика, деньги, бюджет, расходы, доходы, услуги, товар.
Формировать представления о разумном ведении домашнего хозяйства.
Воспитывать активность. Самостоятельность, трудолюбие.
4
Слайд 17Тематика занятий
Блок 1. Раздел 2 «Семейная экономика»
Слайд 18Блок 2
Блок 2. Раздел 1 «Семья и семейные отношения»
Цель: Формировать у
воспитанников систему знаний о семье и семейных отношениях, выработать ответственное отношение к созданию собственной семьи и воспитанию детей.
Задачи:
Расширить систему нравственных ценностей семьи: любовь, забота, взаимопомощь, эмоциональная близость членов семьи.
Формировать навыки планирования, проектирование образа будущей семьи.
Воспитывать культуру семейных отношений.
06
Слайд 19Тематика занятий
Блок 2 раздел 1 «Семья и семейные отношения»
Слайд 20Блок 2
Блок 2 Раздел 2 «Семейная экономика»
Цель: Обучать воспитанников основам семейной
экономики, практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.
Задачи:
Формировать навыки ведения семейного бюджета.
Формировать умение работать на сайтах компаний, самостоятельно получать информацию для решения возникающих проблем.
Развивать умения осуществлять платежи через банкомат, терминал, интернет.
Способствовать развитию у воспитанников умений самостоятельно осуществлять трудовую деятельность.
Слайд 21
Тематика занятий
Блок 2. Раздел 2 «Семейная экономика»
Слайд 22Ожидаемые результаты
Раздел «Семья и семейные отношения»
Достижение новых социальных знаний:
Воспитанники могут знать:
историю
возникновения семьи, ее значение в жизни человека;
виды семей, родственные связи;
женские и мужские роли в семье;
нравственно-этические нормы, традиции семьи;
особенности уклада семейной жизни;
способы выхода из конфликтных ситуаций;
позитивные виды семейного отдыха;
традиции семьи, семейная память;
правовые основы семьи;
Что такое планирование семьи и ответственное родительство;
особенности ухода за детьми раннего возраста;
Слайд 23Ожидаемые результаты
Раздел «Семья и семейные отношения»
Приобретение опыта позитивных социальных отношений:
Воспитанники
смогут:
выстраивать позитивные отношения в семье (семейной группе), основанные на уважении, любви, понимании, прощении;
моделировать отношения родителей и детей в семье;
моделировать материнскую роль через общение с детьми раннего возраста;
проектировать образ будущей семьи, стиль собственного родительского поведения;
уметь находить способы выхода из конфликтных ситуаций;
развивать традиций семейной группы;
организовывать позитивный отдых семьи и собственный досуг.
Слайд 24Ожидаемые результаты
Раздел «Семья и семейные отношения»
Приобретение опыта самостоятельного общественного действия
Изготовить сувениры
и поздравить сотрудников детского дома и педагогов школы с праздничными датами.
Провести акцию «Милоседие» - поздравление ветеранов.
Организовать волонтерскую практику в доме ребенка.
Слайд 25Ожидаемые результаты
Раздел «Семейная экономика»
Достижение новых социальных знаний:
Воспитанники могут знать:
потребности семьи, планирование
семейного бюджета;
ассортимент товаров, цены, качество;
способы приготовления пищи, правила безопасности на кухне;
основы медицинских знаний в семье;
бытовые услуги, способы их предоставления;
коммунальные услуги, способы оплаты за квартиру;
назначение сбережений, виды вкладов;
кредит, ответственность заемщика перед банком, меры взыскания к должникам;
виды и программы страхования;
налоги, куда они расходуются, для чего нужен ИНН, СНИЛС;
необходимые документы при устройстве на работу.
Слайд 26Ожидаемые результаты
Раздел «Семейная экономика»
Приобретение опыта позитивных социальных отношений:
Воспитанники смогут:
планировать покупку, рассчитывать
ее стоимость;
пользоваться бытовой техникой, кухонным инвентарем, готовить пищу;
оказывать помощь больным членам семьи;
выполнять мелкий ремонт одежды, обуви, ухаживать за собой, создавать уют в помещении;
снимать и передавать показания приборов учета, экономить воду, тепло, электричество;
пользоваться банковской картой, оплачивать коммунальные услуги разными способами;
выбрать вклад, программу страхования с наиболее выгодными условиями;
организовывать и проводить семейные мероприятия, позитивно отдыхать.
Слайд 27Ожидаемые результаты
Раздел «Семейная экономика»
Приобретение опыта самостоятельного общественного действия:
Воспитанники смогут:
покупать набор продуктов,
оценивать их качество и доступность цены;
приготовить угощение для гостей;
оказывать услуги по передаче показаний приборов учета воды, газа, электроэнергии сотрудникам детского дома;
из разных источников (организации, учреждения, интернет) получать необходимую информацию для решения возникающих проблем;
провести акцию на микрорайоне детского дома о необходимости своевременной оплаты за тепло, воду, электроэнергию;
оформить и получить в налоговой инспекции ИНН;
самостоятельно трудоустроиться в период летних каникул.
Слайд 28Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте
вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!