Использование типовых приёмов фантазирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выполнила: Чистякова Татьяна Валерьевна презентация

Содержание

Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач 1 тип: “Задачи с недостатком данных” Основное средство - ДИХОТОМИЯ. Форма: Игра “Да-Нет” (проводится индивидуально

Слайд 1«Использование типовых приёмов фантазирования
в экологическом
воспитании детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Чистякова Татьяна Валерьевна

Слайд 2Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач


1 тип: “Задачи с недостатком данных”
Основное средство - ДИХОТОМИЯ.
Форма: Игра “Да-Нет” (проводится индивидуально или с группой детей)

2 тип: “ Изобретательские задачи”
Основное средство: формулировка и решение противоречия.
Форма: групповое обсуждение.

3 тип: “Исследовательская задача”
Основное средство: “Методика маленьких человечков” (ММЧ).
Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты.

4 тип: “Творческая задача прогнозного характера”
Основное средство: системный оператор.
Форма: групповое обсуждение.

5 тип: “Фантастическое преобразование объекта”
Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.


Слайд 3Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) – приёмы, основе которых лежат мыслительные

операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.
Основной механизм ТПФ - доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.
Общая цель ТПФ - научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками:
Прием "Увеличение - уменьшение",
Прием "Деление - объединение",
Прием "Преобразование признаков времени"
Прием "Оживление - окаменение",
Прием "Специализация – универсализация",
Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.






Слайд 4Волшебники


Слайд 5Приём «Увеличение-уменьшение»
Описание приёма:
Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

Используются

Волшебники:
Волшебник Увеличения
Волшебник Уменьшения

Технологическая цепочка:
1. Предложить детям выбрать объект (Берёза).
2. Перечислить признаки выбранного объекта.
3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения.
4. Провести преобразование части объекта по размеру.
5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру.
6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета.
7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами:
сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;
решение проблемных ситуаций и их моделирование;
рисования, аппликация, лепка по теме занятия.


Слайд 6Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты:
Самостоятельное использование

ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.

Слайд 7Прием "Деление- объединение"
Описание приёма:
Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и

комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Используются Волшебники:
Волшебник Деления
Волшебник Объединения
 

Технологическая цепочка:
1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания.
2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие.
3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности.
4. Обсудить практическое применение полученного объекта.
5. Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.


Слайд 8Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты:
Умение производить

фантастические преобразования объектов с помощью приема деления-объединения и его использование в продуктивной деятельности.

Слайд 9Прием "Преобразование признаков времени"
Описание приёма:
Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём.
 
Волшебник

Быстрых Минут 
Волшебник Замедления
Волшебник Перепутывания Времени
Волшебник Обратного Времени
Машина Времени
Зеркало Времени
Волшебник, остановивший Время

Волшебник Времени может:
Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).
Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).
Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).
Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени).
Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).



Слайд 10Технологическая цепочка: С «Волшебником Быстрых (Медленных) минут»: 1. Обсуждение эпизода из жизни детей. 2.

Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут. 3. Обсуждение получившейся ситуации. 4. Организация продуктивной деятельности. С «Волшебником Перепутывания Времени»: 1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами. 2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени. 3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем. С «Волшебником Обратного Времени»: 1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий. 2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке. 3. Организация продуктивной деятельности детей. Рисование по мотивам нового произведения, Лепка героя с новым качеством, Схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.

Слайд 11С «Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)»: 1. Беседа о

разных временных периодах жизни объекта. 2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта. 3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемого. 4. Организация продуктивной деятельности по результатам фантазирования. С «Волшебником Остановки Времени»: 1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира. 2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания. 3. Организация продуктивной деятельности. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.

Слайд 12Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени
Ожидаемые результаты:
знание принципов

действия каждого Волшебника Времени,
самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.

Слайд 13Прием "Оживление-окаменение"
Описание приема
При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным,

живые организмы становятся более динамичными. При воздействии

Технологическая цепочка:
1. Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы.
2. Приглашение Волшебника Оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного - увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения.
3. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное навсегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части или места нахождения.
4. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух волшебников.
5. Схематизация проблемных ситуаций и вариантов выхода из нее.

Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.


Слайд 14Методические рекомендации построения системы тренингов для детей разного возраста
В течение всего

дошкольного периода следует вычленять прием оживления - окаменения при знакомстве с новыми сказками, легендами, мифами.

Ожидаемые результаты
умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного (на основе приема оживления-окаменения) объекта, его части или места нахождения;
использование приема для создания образа или ситуации фантастического плана.


Слайд 15Прием "Специализация-универсализация"
Описание приема:
Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник

Могутолько (специализация).

Технологическая цепочка:
1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных.
2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта:
расширение имеющейся функции;
наделение объекта новыми функциями.
Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией.
3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование:
введение временного ограничения;
введение пространственного ограничения,
введение ограничения на внутреннее устройство объекта;
введение функционального ограничения.
Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией.
4. Организация продуктивной деятельности.

Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных.
Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.


Слайд 16Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты:
Выделение основной

и дополнительной функций. Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций.
Умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.

Слайд 17Прием "Наоборот"
Описание приема
Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения

признака объекта и замене их на противоположные.

Технологическая цепочка:
1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков.
2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные.
3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения.
4. Организация продуктивной деятельности.


Слайд 18Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты:
Умение заменять

признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта.
Умение самостоятельно использовать прием наоборот при создании творческого продукта.

Слайд 19Дидактическое пособие «Тайны природы»
Основные задачи:
Развитие экологических представлений.
Знакомство с природными зонами.
Освоение действий

использования модели, отображающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни (в природных зонах).
Развитие творческого мышления, воображения.
Освоение мыслительных операций представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.

Слайд 20Примерные действия Волшебников с объектами природы
Увеличение – уменьшение.
Увеличение объектов растительного мира

и уменьшение объектов животного мира и наоборот . Что будет происходить? (+ и – этого).
Оживление – окаменение.
Оживают объекты растительного мира, а объекты животного мира становятся неподвижными. Что будет происходить? (+ и – этого).
Преобразование во времени.
Отсутствие какого-либо этапа в развитии объектов животного и растительного мира. Что будет происходить? (+ и – этого).
Дробление – слияние.
Объекты животного и растительного мира делятся на части и соединяются в произвольном порядке. Что будет происходить с ними? (+ и – этого).
Наоборот.
Объекты животного и растительного мира попадают из одной природной зоны в другую. Что произойдёт? (+ и – этого).
Могу всё – могу только.
Происходят ограничения какого-либо действия у объектов животного и растительного мира или добавление объектам не свойственных им действий.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика