Слайд 1
Математический
факультет
Отчет о результатах самообследования
19 июня 2008 г.
Слайд 2Основные факты
Основан в 1940 г. как физико-математический факультет
С 1986 г. –
существует как самостоятельный факультет
Ведет подготовку бакалавров, специалистов и магистров по четырем специальностям и направлениям
Штат преподавателей – 77 человек (из них 41 человек (53%) имеют ученые степени и звания). Средний возраст преподавателей – 42 года.
Количество студентов – 674 (из них 582 – на очном отделении)
Имеются аспирантура и докторантура
Слайд 3Структура факультета
Состав деканата:
Декан факультета – к.ф.-м.н., доцент В.А.Шестаков,
Зам. декана по учебной
работе – к.ф.-м.н., доцент А.Г.Варфоломеев
Зам. декана по научной работе, ответственный за работу с аспирантами и магистрами и научную работу студентов – к.ф.-м.н., доцент М.М.Кручек
Зам декана по работе с филиалами и заочному отделению - к.т.н., доцент В.В.Поляков.
Зам. декана по воспитательной работе - преподаватель В.Е. Соколов
Помощник декана по системе управления качеством – к.т.н., доцент Р.В.Воронов
Деканат находится в главном корпусе ПетрГУ, кабинет № 255, тел. 71 – 10 – 78
Слайд 4В составе факультета – 6 кафедр:
Кафедра математического анализа (зав.каф. - д.ф.-м.н.,
проф. В.В.Старков)
Кафедра прикладной математики и кибернетики (зав.каф. – д.т.н., проф. А.В.Воронин)
Кафедра геометрии и топологии (зав.каф. – д.ф.-м.н., проф. А.В.Иванов)
Кафедра информатики и математического обеспечения (зав.каф. – к.т.н., доц. Ю.А.Богоявленский)
Кафедра математического моделирования систем управления (зав.каф. – д.т.н., проф. В.И.Чернецкий)
Кафедра теории вероятностей и анализа данных (зав.каф. – д.т.н., проф. А.А.Рогов)
Структура факультета
Слайд 5Лаборатория математического моделирования задач лесопромышленного комплекса (при кафедре прикладной математики и
кибернетики, руководитель – д.т.н., проф.А.В.Воронин)
Лаборатория сетевых информационно-телекоммуникационных систем (при кафедре информатики и математического обеспечения, каб.217). Руководитель – к.т.н., доц. Ю.А.Богоявленский.
Лаборатория когнитивной компьютерной графики (при кафедре геометрии и топологии, каб.230). Руководитель – к.ф.-м.н., доц. Е.В.Моисеев.
Лаборатория научно-образовательных ресурсов (при деканате математического факультета, каб.255). Руководитель – к.ф.-м.н., доц. А.Г.Варфоломеев.
Клуб творчества программистов (руководитель – д.т.н., проф. В.А.Кузнецов)
Центр «Метсо-ПетрГУ-Автоматизация» (руководитель – к.т.н., доцент А.И.Шабаев)
Филиалы кафедр ИМО и ТВАД в КарНЦ РАН
Кроме того, в составе факультета имеются следующие научно-исследовательские и инновационные подразделения:
Слайд 6За отчетный период открыты:
лаборатория информационно-телекоммуникационных систем,
лаборатория когнитивной компьютерной графики,
лаборатория научно-образовательных ресурсов.
Структура
факультета
Слайд 7Специальности и направления
Специальности:
010101 – «математика»
010501 – «прикладная математика и информатика»
230201 –
«информационные системы и технологии» (первый выпуск - в 2004 г.)
Направления подготовки бакалавров и магистров
(с 1994 г.):
510100 – «математика»
510200 – «прикладная математика и информатика»
Направление подготовки бакалавров:
080700 – «бизнес-информатика» (открыто в 2006 г.)
Слайд 8Бюджетный прием в 2003–2007 годы
(дневная форма обучения)
Слайд 9Внебюджетный прием в 2003–2007 годы
Слайд 10Сравнение бюджетного и внебюджетного приема
Слайд 11Конкурс при поступлении на специальности и направления факультета
Слайд 13Выпуск по специальностям и направлениям в 2003-2007 гг.
Слайд 15Организация учебного процесса
Учебные планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров соответствуют ГОС
по всем циклам
После второго курса студенты распределяются по кафедрам. Каждая кафедра предлагает свой набор спецкурсов, курсов по выбору и факультативов.
В качестве дополнительной подготовки в рамках региональной компоненты на специальности 010101 - “математика” применяется педагогическая подготовка с дисциплинами: методика преподавания математики и информатики, история математики, педагогика, психология и педагогическая практика.
Учебный план подготовки специалистов по специальностям 010101 и 010501 составлен так, что план первых 4-х лет удовлетворяет требованиям стандарта подготовки бакалавра по соответствующим направлениям.
Наличие на факультете аспирантуры дополняет единый комплекс подготовки высококлассных специалистов, научных и педагогических работников.
Слайд 16Участие в заседаниях УМС в 2003-2007 гг.
Слайд 17Обеспеченность учебной литературой
В основном по основным дисциплинам учебного плана обеспеченность соответствует
предъявляемым требованиям. По ним имеются учебники и учебные пособия, выпущенные центральными издательствами, а также методические пособия и материалы, разработанные преподавателями факультета и изданные в издательстве ПетрГУ. В среднем по всем дисциплинам обеспеченность обязательной учебно-методической литературой составляет около 80%.
Слайд 18Выпуск учебно-методической литературы кафедрами факультета в 2003–2007 годах
Слайд 19Аудиторная нагрузка студентов
дневной формы обучения
Слайд 20Успеваемость и качество успеваемости
летняя сессия
Слайд 21Связь учебного процесса с производством
Производственная и педагогическая практики, практика по специализации,
преддипломная практика.
В частности, в весеннем семестре 2006–2007 учебного года, студенты 5 курса проходили производственную практику на таких предприятиях как Региональный информационный Центр Минобразования Республики Карелия, филиал Сбербанка в г. Олонец, Петрозаводская таможня, частное предприятие “Сплайн”, Министерство финансов республики Карелия, РЦ НИТ ПетрГУ.
Курсовые, квалификационные и дипломные работы. Для руководства и рецензирования привлекаются высококвалифицированные специалисты предприятий, организаций, Карельского НЦ РАН.
Спецкурсы и курсы по выбору. В рамках этих курсов организуются встречи с ведущими специалистами г. Петрозаводска.
Научно-исследовательская работа студентов. В том числе эта работа ведется по производственной и педагогической тематике.
Слайд 22Итоги ГАК по направлениям «математика» и «прикладная математика и информатика» в
магистратуре математического факультета
Слайд 23Итоги ГАК по специальностям «математика» и «прикладная математика и информатика»
Слайд 24Итоги ГАК по специальности «информационные системы и технологии» (дневная форма обучения)
Слайд 25Замечания председателей ГАК
Недостаточно используются математические методы. Некоторые работы связаны лишь с
разработкой программных средств
Необходимо готовить к защите список студентов и их научных руководителей
В работах необходимо больше затрагивать теоретические проблемы информационных технологий
Необходимо увеличить площадь деканата
Слайд 26Организация воспитательной работы на математическом факультете ПетрГУ
внеучебная работа кафедр (олимпиады,
«математические бои», НИРС)
кураторство студенческих групп
"фирменные" факультетские мероприятия (МатФакШоу, День матфака)
мероприятия профкома ПетрГУ
спортивные мероприятия
организация быта и досуга в общежитиях
Слайд 27Взаимодействие в Научной библиотекой ПетрГУ
Доц. Б.М.Широков – бессменный член библиотечного Совета
ПетрГУ
Подписка на математические журналы по просьбам кафедр (например, «Автоматика и телемеханика», «Квант»)
Покупка новой учебной и научной литературы по планам издательств
Слайд 28Участие в образовательных проектах
Трансграничный Российско-Финляндский университет. Кафедра ИМО курирует на стороне
ПетрГУ направление «информационно-коммуникационные технологии» (2004 – по н.в.). В рамках проекта организована летняя школа (2006 г.), круглый стол (2007 г.), участие преподавателей и студентов в образовательных мероприятиях (с 2004 г. по настоящее время), включая обмен лекторами и студентами
Слайд 29
Система управления качеством
Задачи факультета:
Внесение изменений в учебные планы.
Обеспечение рационального распределения нагрузки
во время учебного семестра.
Распределение нагрузки при подготовке к экзаменам и зачетам.
Задачи кафедры:
Улучшение организации практических занятий.
Налаживание взаимодействия студентов и преподавателей кафедры.
Решение проблемы подбора и контроля работы преподавателей
Задачи преподавателя:
Повышение качества преподавания и трудовой дисциплины.
Улучшение контроля над успеваемостью студентов.
Подготовка электронных представлений лекций.
Задачи университета:
Составление рационального расписания занятий.
Улучшение материального обеспечения занятий.
Организация удобной работы столовой.
Увеличение стипендии и других льгот.
Слайд 30План мероприятий по развитию системы управления качеством на 2008-09 уч.г.
Проведение беседы
со студентами в группах с низкой успеваемостью (октябрь 2008 года).
Создание малых рабочих групп преподавателей, ведущих «перекрывающиеся» дисциплины на одной специальности (октябрь 2008 года, подведение итогов – март 2008 года).
Проведения семинара для преподавателей по инновационной педагогике (минимум 24 часа) (октябрь – ноябрь 2008 года).
Проведение опроса работодателей и дальнейшая работа с его результатами (сентябрь – декабрь 2008 года).
Создание информационной системы для контроля успеваемости студентов в течение учебного семестра (декабрь 2008 года).
Проведение опроса преподавателей и дальнейшая работа с его результатами (март 2009 года).
Анализ деятельности факультета на исполнение цикла Деминга (планируй – делай – анализируй - улучшай) (апрель 2009 года).
Выработка технологии и инструментов тестирования остаточных знаний студентов (апрель 2009 года).
Анализ системы повышения педагогической квалификации на факультете (май 2009 года).
Слайд 31Замечания студентов по результатам опроса
в адрес университета (расписание занятий, материальное оснащение,
столовая, профилакторий)
в адрес факультета (учебные планы, нагрузка, сессия)
в адрес кафедры (практические занятия, преподаватели)
в адрес преподавателей (лекции, контроль, мотивация студентов)
Слайд 32Профориентационная работа
Работа в школах (кружки, факультативы)
Руководство проектами школьников по программе «Шаг
в будущее»
Олимпиады (математика, информатика)
Клуб программистов ПетрГУ
Переподготовка учителей математики
Руководство экспертными советами и проверка работ ЕГЭ по математике и информатике
Слайд 33Команда ПетрГУ - бронзовый призер Чемпионата мира по программированию в Токио
Слайд 35Защиты кандидатских и докторских диссертаций преподавателями факультета
Кандидатские – 13 человек
Докторские –
5
(Соколов А.В., Кузнецов В.А.,
Воронин А.В., Рогов А.А., Питухин Е.А.)
На факультете работают 3 доктора наук в возрасте до 50 лет (Воронин А.В., Рогов А.А., Питухин Е.А.)
Слайд 36Научные конференции
Ежегодный международный научный семинар «Передовые методы информационно-телекоммуникационных технологий» (AMIST). Проводится
с 1997 г.
Петрозаводская международная конференция по комплексному анализу (tfkp.petrsu.ru). Проводится с 2002 г.
Международная научно-техническая конференция «Новые информационные технологии в целлюлозно-бумажной промышленности и энергетике». Проводится с 1994 г. по четным годам
Слайд 37Научные и инновационные проекты в 2003-2007 гг.
8 проектов поддержано грантами ГРНФ
(А.А.Рогов, В.Т.Вдовицын, Л.В.Щеголева, А.Г.Варфоломеев)
6 проектов поддержано грантами РФФИ (А.В.Соколов, Е.В.Морозов, В.Т.Вдовицын)
26 проектов выполнено в рамках хоздоговоров с предприятиями (кафедра прикладной математики и кибернетики, руководитель – А.В.Воронин)
Общее число проектов за пять лет – 43.
Слайд 38Замечания экспертов по аттестации ПетрГУ в 2003 г.
Из-за нехватки площадей и
свободных аудиторий факультет имеет трудности в проведении консультаций, дополнительных и индивидуальных занятий со студентами.
Недостаточно эффективно работает аспирантура на факультете (при достаточном количестве обучающихся в аспирантуре происходит мало защит кандидатских диссертаций в срок).
На факультете недостаточно выпускаются методические материалы для самостоятельной работы студентов по фундаментальным дисциплинам, малое число изданий учебников и учебных пособий имеют гриф УМО.
Слайд 39Мероприятия по устранению недостатков
Использовать созданный на факультете Центр «Метсо-ПетрГУ-Автоматизация» для обучения
студентов факультета.
Возобновить работу лаборатории кафедры информатики и математического обеспечения
Создать лабораторию математического моделирования задач лесопромышленного комплекса при кафедре прикладной математики и кибернетики, приобрести за счет внебюджетных средств факультета вычислительную технику, развернуть на базе этой лаборатории обучение студентов.
Разработать систему более тщательного отбора кандидатов в аспирантуру, а также текущего контроля за научной работой аспирантов.
Провести работу по пролонгации деятельности Ученого Совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций и по расширению списка специальностей Совета.
Учебно-методическим комиссиям кафедр разработать планы издания методических материалов для самостоятельной работы студентов.
Создать факультетский Web-сервер, на котором, в частности, разместить электронную библиотеку учебных пособий и методических материалов по дисциплинам, читаемым преподавателями факультета.
Ежегодно к пленумам УМО заведующим кафедрами готовить предложения по представлению учебных пособий, выпускаемых кафедрами, к грифу УМО.